Статья на тему: "Место чеченского языка в сфере общего образования"
Оценка 4.8

Статья на тему: "Место чеченского языка в сфере общего образования"

Оценка 4.8
docx
28.01.2024
Статья на тему: "Место чеченского языка в сфере общего образования"
Место чеченского языка в образовании.docx

ЧЕЧЕНСКИЙ ЯЗЫК В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Нашу статью на тему: «Чеченский язык в сфере общего образования Чеченской Республики» считаем возможным предварить краткой характеристикой языковой политики в Чеченской Республике, которая непосредственно влияет на обозначенную проблему.

С начала 2000-х годов, по мере восстановления Чеченской Республики, приоритетное внимание и федеральными, и республиканскими органами власти уделялось восстановлению системы образования Республики.

В этом же направлении значительное внимание уделялось и чеченскому языку – второму государственному языку в соответствии с Конституцией Чеченской Республики.

Основное направление языковой политики в республике – это внимание вопросам сохранения и развитиячеченского языка со стороны Руководства ЧР.

В этой части в 2007 году учрежден День чеченского языка, который отмечается ежегодно 25 апреля;

Указом Главы ЧР № 61 от 17.05.2019 г. создан Экспертный совет по сохранению и развитию чеченского языка при Главе Чеченской Республики.

Также необходимо сказать о том, что и по линии Совета по науке и образованию при Главе ЧР уделяется большое внимание вопросам сохранения и развития чеченского языка.

Забота о сохранении и развитии чеченского языка впервую очередь проявляется в сфере общего образования республики, т.к. все подрастающее поколение проходит обучение в школьной системе, в которой чеченский язык изучается как предмет с 1-го класса по 11-ый.

В этой части считаем возможным отметить, что Чеченская Республика является одним из первых среди субъектов РФ, где подготовлены и изданы по новым образовательным стандартам школьные учебники чеченского языка для всех звеньев школьной системы – начальных, средних и старших классов.

Отдельно хотим сказать о содержательной части новых учебников чеченского языка для средних и старших классов, в которых до последнего времени существовали серьезные расхождения. Главным образом это было связано с тем, что учебники для разных классов среднего и старшего звеньевбыли изданы разными авторами, у которых были не только серьезные расхождения во взглядах на вопросы структуры чеченского языка, но и разный уровеньтеоретической подготовки. Так, например, в учебниках 5-7 классов выделялись 2 главных члена предложения – традиционно подлежащее и сказуемое. В учебниках же 8-9, 10-11 классов главных членов предложения было уже 3 (и прямое дополнение). Это обстоятельство ставило в достаточно затруднительное положение школьных педагогов, ведущих занятия по чеченскому языку и в средних, и в старших классах.

Также на низком теоретическом уровне в прежних учебниках была освещена, например, фонетическая часть, в которой имело место смешение таких понятий, как «звук»и «буква».

Кроме того, теоретическине соответствовалиреалиям достаточно крупные темы, например, склонение имен прилагательных, спряжение глаголов и др., составленные в период т.н. «шапирографии». Некоторые определения в прежних учебниках также не соответствовали современному уровню развития чеченского и общего языкознания.

Эти учебники, переиздаваемые в течение многих лет, начиная с советского периода, устарели в первую очередь морально, в связи с чем Министерством образования и наукиЧеченской Республики и была реализована задача подготовки и издания новых учебников, соответствующих новым образовательным стандартам.

В настоящее времяновый пакет учебников (с тетрадью, методическими указаниями и т.д.) значительно облегчает работу школьного учителя [1-5].

Отдельно следует сказать о работе по оказанию методической помощи школьным педагогам, реализующим школьные программы по чеченскому языку.

В этом ряду очень важное значение имеют семинары для учителей чеченского языка, которые проводятся по линии Министерства образования и науки ЧР через подведомственные институты – Институт чеченского языка и Институт развития образования. Семинары проводятся как по общей тематике преподавания чеченского языка, так и по отдельным проблемам языка, по учебникам и т.д.

Институт чеченского языка ежегодно издает вспомогательную учебную продукцию для учителей школ. Так, изданы Сборники диктантов по чеченскому языку для 5, 6 классов, подготовлен сборник диктантов для 7 класса, готовится для 8 класса [6-7].Подготовлены также другие методические и научные издания по чеченскому языку.

Вместе с тем, если рассмотреть состояние чеченского языка в республике, то весь спектр решаемых в сфере чеченского языка задач нацелен на укреплениефактического статуса языка. В этом направлении работают соответствующие отделы и кафедры. Так,отдел cемиотикиАкадемии наук ЧР реализует ввод новых орфографическихправил чеченского языка в компьютерную сеть. Также по линии Академии наук ЧР издана объемная теоретическая и лексикографическая продукция. Так, издан 1-й том большой (трехтомной) Грамматики чеченского языка [8], подготовлен к изданию 2-й том этой Грамматики .

Издан целый ряд больших, объемных словарей чеченского языка – лингвистических терминов, литературоведческих терминов, медицинских терминов, словарь синонимов, 3-х томный словарь фразеологизмов чеченского языка, этимологический словарь чеченского языка и др. [9-15].

Вся эта литература по чеченскому языку значительно облегчает работу школьных педагогов, содействует повышению их теоретического уровня и, несомненно, оказывает влияние на качество преподавания чеченского языка.

Текущая работа по совершенствованию учебников чеченского языкапо заданию Министерства образованияи науки продолжается и теперь.

Отдельно следует сказать о таких крупных мерах, предпринятых и реализуемых в сфере языковой политики по указанию Главы ЧРпод руководством Министра образования и науки ЧР профессора И.Х. Байсултанова.

Первой крупной, масштабной мерой была подготовка нового свода основныхправил орфографиичеченского языка.

Работа над этим проектом была проведена в 2019 –ом году под руководством И.Х. БайсултановаКомиссиейпо сохранению и развитиючеченского языка при Главе ЧР.

Действовавшие ранее правила орфографии были подготовлены и изданы в 1958 –ом году. За прошедший период целый ряд пунктов правописания оставался без оговоренного регламента. Также в старом своде орфографии часть пунктов была посвящена не орфографии, а грамматике.

Новый свод основных правил орфографии чеченского языкаиздан в 2020 г. и утвержден Главой Чеченской Республики Указом № 83 от 29.04. 2020 г [16].

Следует уточнить, что «революционных» преобразований в новом своде нет. Он в основной части сохраняет преемственность и не создает значительных затруднений в правописании. Напротив, регламентация не оговоренных в старом своде орфографии случаев правописания облегчает работу педагогов, учащихся, журналистов и т.д. В школьной системе новые правила орфографии будут задействованы по мере планового переиздания учебников.

Следующим объемным проектом, реализуемым по заданию Главы ЧР, является подготовка большого орфографическогословаря чеченского языка на основе нового свода основных правил орфографии. Данный словарь, в который включены практически все словоформы чеченского языка, в настоящее время насчитывает более 12 тыс. страниц. Полный словарь будет размещен в электронном варианте, а печатный вариант будет издан в сокращенном варианте.

Словарь в настоящее время на последней стадии завершенияи подготовки к изданию. Издание запланировано ко Дню чеченского языка 25 апреля этого года. Эта работа также проводится под руководством Министра образования и науки ЧР И.Х. Байсултанова Экспертной комиссией по сохранению и развитию чеченского языка.

Авторским коллективом подготовлен огромный материал, который, если его издавать полностью, может быть реализован в нескольких объемных томах.

Перечень мер, осуществляемых Чеченской Республикой по укреплению фактическогостатуса чеченского языка, можно было бы продолжить.

Одновременноусилена работа по качеству подготовки учительских кадров чеченского языка в Чеченском госпедуниверситете. В этом вузе значительно больше внимания обращается наукрепление связи студентов со школой.

Вся масштабнаяработа по исследованию чеченского языка, подготовке учебников и методической литературы, разработке нового свода орфографии, подготовке большого орфографического словаря проводится в основном в кратчайшие сроки. Проблемой является острая нехватка в республике остепененных научных кадров, удельный вес которых и в советское время у чеченского народа был ниже в 5 раз в среднем по сравнению с показателями народов других автономных республик [17].

В настоящее время cтоит задача внести в учебники по мере их переиздания те исправления, которые отражены в новом своде орфографии чеченского языка.


 

ЧЕЧЕНСКИЙ ЯЗЫК В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕЧЕНСКИЙ ЯЗЫК В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кроме того, теоретическине соответствовалиреалиям достаточно крупные темы, например, склонение имен прилагательных, спряжение глаголов и др

Кроме того, теоретическине соответствовалиреалиям достаточно крупные темы, например, склонение имен прилагательных, спряжение глаголов и др

Действовавшие ранее правила орфографии были подготовлены и изданы в 1958 –ом году

Действовавшие ранее правила орфографии были подготовлены и изданы в 1958 –ом году
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2024