Статья на тему "Методика работы над сочинением в 1-4 классах"

Статья на тему "Методика работы над сочинением в 1-4 классах"

Медиа
Памятки
doc
Русский язык
1 кл—4 кл
04.12.2019
В статье описана подробная методика работы над сочинением в начальной школе.
Методика работы над сочинением в начальных классах.doc

Методика работы над сочинениями

в начальных классах

            Сочинение – один из видов работы, направленной на обучение созданию высказывания.

            Сочинение вплотную подводит ученика к осуществлению речевой деятельности. Этот вид работы, на котором как бы смыкаются два направления: совершенствование речевой деятельности и формирование каждого из речевых умений. Если изложение предполагает понимание учеником задач, решаемых автором, темы текста, его основной мысли, состава микротем, их последовательности, особенностей использования языковых средств и т.д., а затем воспроизведение авторского замысла, то при подготовке сочинения ученику предстоит все определить и реализовать самому. Сочинение – это то упражнение, с помощью которого мы пытаемся сделать более совершенной естественную монологическую речь учащихся, стремимся обогатить их опыт речевой деятельности.

            Таким образом, обучение сочинению необходимо для подготовки школьников к реальной речевой практике, к использованию полученных знаний и опыта в жизни.

            Жизнь подсказывает важный методический вывод: пора в общении с детьми перестать говорить о сочинениях – нужно перейти на язык конкретных жанров.

Конечно, понятие «сочинение» необходимо в методике обучения русскому языку как общее обозначение особого вида речевого упражнения. Как определяет М.Р. Львов, «сочинение школьное – учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности школьника, его жизненной  позиции, его внутреннего мира». (Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988.) Термин нужен нам, взрослым, для профессионального общения, в работе же с детьми нужно все вещи называть своими именами.

            Но как строить работу над сочинениями разных жанров?

           

Этапы работы над сочинением.

  1. Предварительная подготовка.

Ее цель: создать базу для последующей работы. Она, как правило, рассредоточена по времени, проводится на уроках не только русского языка, но и чтения, природоведения, труда, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств и т.д., причем учащиеся на этом этапе могут и не знать, что учитель готовит их к творческой работе.

  1. Создание речевой ситуации.

Ее цель: во-первых, пробудить у школьников желание вступить в общение с читателем, стать автором, творцом, а во-вторых, помочь осознать свою речевую задачу и обрести конкретного адресата, читателя будущего текста.

Ситуации могут быть естественными и специально созданными. Естественные – это те, которые учитель организует для освоения изучаемого материала, например грамматико-орфографического: для постановки задачи, для поисков ее решения, для отработки тех или иных учебных действий, но при этом умело использует их и для совершенствования речи, для накопления школьниками опыта речевой деятельности. Вторая же группа ситуаций специально создается учителем для развития речи учащихся.

Речевая ситуация, к какому бы виду она не принадлежала, должна определяться учителем с учетом той разновидности речи, над которой предполагается работать: по стилю, по форме (устная или письменная), по типовому содержанию (описание, повествование, рассуждение), по жанру(письмо, дневниковая запись, сообщение учебного материала, загадка, объявление и т.п.), по конкретному содержанию (о чем именно).

Главный признак, по которому разграничены ситуации, - функция речи и адресат: кому и для чего говорит или пишет ученик. Иначе говоря, типы ситуаций предполагают «выход» прежде всего на различные стили, в рамках которых создаются высказывания.

Можно вычленить такие типы речевых ситуаций:

1)                            рассчитанные на появление у детей потребности поделиться с учителем, с товарищами своими наблюдениями, впечатлениями, раздумьями – для работы над разговорной или разговорно-художественной речью;

2)                            «педагогические», связанные с необходимостью донести до кого-то научные или практические знания, научить чему-либо, объяснить что-то – для обучения деловой или научной речи;

3)                            обеспечивающие элементарный научный поиск, решение какой-то задачи, выход из проблемной ситуации – для становления научной речи;

4)                            связанные с необходимостью проинформировать кого-то, сообщить какие-то важные точные сведения – для обучения деловой речи;

5)                            рождающие у детей желание передать свое видение окружающего, свое восприятие мира – для развития художественной речи.

  1. Непосредственная подготовка.

Уточнение речевой ситуации, жанра и его особенностей, обсуждение конкретного содержания, т.е. деталей, языковых средств, которые помогут реализовать авторский замысел, - вот программа подготовительной работы на уроке.

  1. Написание сочинения.

На этом этапе очень важно, чтобы школьники были сосредоточены на решении именно речевых задач, чтобы они не были скованы боязнью допустить орфографическую ошибку. Используемая в практике установка: «Пользуйся только теми словами, написание которых вы знаете, не пишите больших предложений» - не только не полезна, но и просто вредна. Она лишает смысла подготовительную работу, препятствует продвижению детей в речевом отношении. Не спасает положение и совет: «Если не знаете, поднимите руку, я помогу». Пока ребенок сидит в ожидании учителя, он теряет мысль и творческий настрой. Выход есть: можно позволить ребенку пропускать сомнительные буквы. (Например, вет…р, ч…тает.) Это освобождает ученика от страха перед ошибкой, позволяет сделать сочинение подлинно творческой работой.

  1. Самопроверка.

Это этап, важный для речевого развития. В это время школьники учатся совершенствовать написанное. Правда, успешным этот процесс будет только при целенаправленном обучении. Прежде всего ученики должны знать, во-первых, что именно они проверяют, во-вторых, последовательность тех операций, которые им советуют выполнить, в-третьих, способы внесения исправлений.

Главное действие – перечитывание текста  с определенной целевой установкой. Предложите школьникам встать в позицию читателя, того, кому текст адресован: сможет ли он увидеть, представить себе, почувствовать то, что хотел показать автор, нет ли в тексте чего-то лишнего, не пропущены ли какие-то важные детали. Это первое перечитывание может завершиться внесением некоторых изменений: квадратными скобками отмечают лишние элементы, после «галочки» в конце текста при необходимости можно добавить недостающие предложения. Второе перечитывание предполагает поиск тех средств языка, которые, может быть, нуждаются в уточнении, замене и т.п. Такая правка выполняется прямо в тексте, ее условие – аккуратность. Третье прочтение – проверка орфографической и пунктуационной грамотности.

  1. Проверка работ учителем.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)