Методика работы над сочинениями
в начальных классах
Сочинение – один из видов работы, направленной на обучение созданию высказывания.
Сочинение вплотную подводит ученика к осуществлению речевой деятельности. Этот вид работы, на котором как бы смыкаются два направления: совершенствование речевой деятельности и формирование каждого из речевых умений. Если изложение предполагает понимание учеником задач, решаемых автором, темы текста, его основной мысли, состава микротем, их последовательности, особенностей использования языковых средств и т.д., а затем воспроизведение авторского замысла, то при подготовке сочинения ученику предстоит все определить и реализовать самому. Сочинение – это то упражнение, с помощью которого мы пытаемся сделать более совершенной естественную монологическую речь учащихся, стремимся обогатить их опыт речевой деятельности.
Таким образом, обучение сочинению необходимо для подготовки школьников к реальной речевой практике, к использованию полученных знаний и опыта в жизни.
Жизнь подсказывает важный методический вывод: пора в общении с детьми перестать говорить о сочинениях – нужно перейти на язык конкретных жанров.
Конечно, понятие «сочинение» необходимо в методике обучения русскому языку как общее обозначение особого вида речевого упражнения. Как определяет М.Р. Львов, «сочинение школьное – учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира». (Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988.) Термин нужен нам, взрослым, для профессионального общения, в работе же с детьми нужно все вещи называть своими именами.
Но как строить работу над сочинениями разных жанров?
Этапы работы над сочинением.
Ее цель: создать базу для последующей работы. Она, как правило, рассредоточена по времени, проводится на уроках не только русского языка, но и чтения, природоведения, труда, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств и т.д., причем учащиеся на этом этапе могут и не знать, что учитель готовит их к творческой работе.
Ее цель: во-первых, пробудить у школьников желание вступить в общение с читателем, стать автором, творцом, а во-вторых, помочь осознать свою речевую задачу и обрести конкретного адресата, читателя будущего текста.
Ситуации могут быть естественными и специально созданными. Естественные – это те, которые учитель организует для освоения изучаемого материала, например грамматико-орфографического: для постановки задачи, для поисков ее решения, для отработки тех или иных учебных действий, но при этом умело использует их и для совершенствования речи, для накопления школьниками опыта речевой деятельности. Вторая же группа ситуаций специально создается учителем для развития речи учащихся.
Речевая ситуация, к какому бы виду она не принадлежала, должна определяться учителем с учетом той разновидности речи, над которой предполагается работать: по стилю, по форме (устная или письменная), по типовому содержанию (описание, повествование, рассуждение), по жанру(письмо, дневниковая запись, сообщение учебного материала, загадка, объявление и т.п.), по конкретному содержанию (о чем именно).
Главный признак, по которому разграничены ситуации, - функция речи и адресат: кому и для чего говорит или пишет ученик. Иначе говоря, типы ситуаций предполагают «выход» прежде всего на различные стили, в рамках которых создаются высказывания.
Можно вычленить такие типы речевых ситуаций:
1) рассчитанные на появление у детей потребности поделиться с учителем, с товарищами своими наблюдениями, впечатлениями, раздумьями – для работы над разговорной или разговорно-художественной речью;
2) «педагогические», связанные с необходимостью донести до кого-то научные или практические знания, научить чему-либо, объяснить что-то – для обучения деловой или научной речи;
3) обеспечивающие элементарный научный поиск, решение какой-то задачи, выход из проблемной ситуации – для становления научной речи;
4) связанные с необходимостью проинформировать кого-то, сообщить какие-то важные точные сведения – для обучения деловой речи;
5) рождающие у детей желание передать свое видение окружающего, свое восприятие мира – для развития художественной речи.
Уточнение речевой ситуации, жанра и его особенностей, обсуждение конкретного содержания, т.е. деталей, языковых средств, которые помогут реализовать авторский замысел, - вот программа подготовительной работы на уроке.
На этом этапе очень важно, чтобы школьники были сосредоточены на решении именно речевых задач, чтобы они не были скованы боязнью допустить орфографическую ошибку. Используемая в практике установка: «Пользуйся только теми словами, написание которых вы знаете, не пишите больших предложений» - не только не полезна, но и просто вредна. Она лишает смысла подготовительную работу, препятствует продвижению детей в речевом отношении. Не спасает положение и совет: «Если не знаете, поднимите руку, я помогу». Пока ребенок сидит в ожидании учителя, он теряет мысль и творческий настрой. Выход есть: можно позволить ребенку пропускать сомнительные буквы. (Например, вет…р, ч…тает.) Это освобождает ученика от страха перед ошибкой, позволяет сделать сочинение подлинно творческой работой.
Это этап, важный для речевого развития. В это время школьники учатся совершенствовать написанное. Правда, успешным этот процесс будет только при целенаправленном обучении. Прежде всего ученики должны знать, во-первых, что именно они проверяют, во-вторых, последовательность тех операций, которые им советуют выполнить, в-третьих, способы внесения исправлений.
Главное действие – перечитывание текста с определенной целевой установкой. Предложите школьникам встать в позицию читателя, того, кому текст адресован: сможет ли он увидеть, представить себе, почувствовать то, что хотел показать автор, нет ли в тексте чего-то лишнего, не пропущены ли какие-то важные детали. Это первое перечитывание может завершиться внесением некоторых изменений: квадратными скобками отмечают лишние элементы, после «галочки» в конце текста при необходимости можно добавить недостающие предложения. Второе перечитывание предполагает поиск тех средств языка, которые, может быть, нуждаются в уточнении, замене и т.п. Такая правка выполняется прямо в тексте, ее условие – аккуратность. Третье прочтение – проверка орфографической и пунктуационной грамотности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.