Статья на тему: «Методы и формы активного обучения на уроках спец. Дисциплин»
Оценка 4.8

Статья на тему: «Методы и формы активного обучения на уроках спец. Дисциплин»

Оценка 4.8
docx
07.06.2024
Статья на тему: «Методы и формы активного обучения на уроках спец. Дисциплин»
metody_i_formy_aktivnogo_obucheniya_na_urokah_spets.docx

 

Статья на тему: «Методы и формы активного обучения на уроках спец. Дисциплин»

Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».

Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии. Метод обучения является важнейшим компонентом урока. Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и обучающегося по достижению конкретных образовательных задач. В методах обучения сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность учителя и ученика, взаимоотношения класса и учителя. Именно они определяют стиль учителя на уроке.

Формы работы, повышающие уровень активности обучения

1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок-деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок и другие).

2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.)

3. Использование игровых форм.

4. Диалогическое взаимодействие (урок-диалог).

5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.).

6. Использование различных форм учебной работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).

7. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.).

8.  Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.).

9.  Использование всех видов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).

10. Различные виды домашней работы (групповые, творческие, деффиренцированные, составление домашней работы для соседа по парте и др.).

11. Деятельностный подход в обучении. 

Одним из важнейших компонентов процесса теоретического обучения, по МДК СДиКХявляются методы обучения. А это способы совместной организованной деятельности преподавателя и студентов, при помощи которых достигается овладение студентами практических знаний, умений и навыков. При этом формируются основы их профессионального мастерства, серьезные отношения к труду, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.

При изучении всех МДК  у студентов формируются профессиональные компетенции..

В процессе обучения преимущественно применяю методы, которые по источникам знаний и умений разделяются на:

- словесные (рассказ-объяснение, беседы, письменное инструктирование)

- демонстрационные (показ трудовых приемов в рабочем и замедленном темпах).

Использую наглядные пособия: схемы, плакаты, действующие макеты, инструменты,.

Когда студенты впервые приходят на учебу, я стараюсь так организовать и провести первый урок, первую встречу преподавателя со студентами, чтобы у них остались от нее глубокие впечатления. При первой встрече закладывается камень в фундамент авторитета преподавателя.

Учебная экскурсия. Эта организационная форма обучения позволяет изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях. Экскурсии позволяют преподавателю установить непосредственную и более действенную связь обучения с жизнью. Экскурсии развивают познавательные способности обучаемых – внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение. Сильное воздействие экскурсии оказывают на эмоциональную сферу.

Перед экскурсией обучающиеся получают задания, в которых указывается, какие наблюдения должен провести каждый, на какие вопросы следует самостоятельно найти ответы, в какой форме собрать материалы, к какому сроку подготовить отчет об экскурсии.

Первый урок я провожу торжественно, организую экскурсию или же показываю творческие работы студентов и стенные газеты. Для создания у студентов положительного настроя на успешное овладение специальностью во время обучения имеют значение хорошо организованные экскурсии, на предприятии, на разных производствах. Эффективное проведение экскурсии во многом зависит от подготовки к ней. Важно тщательно продумать маршруты и подготовиться к заключительной беседе со студентами, но первоначально задастся целью экскурсии, а это может быть:

- ознакомление с технологическим процессом;

- ознакомление с новой техникой и технологией ( ЖЭУ, ЖКХ г. Улан-Удэ);

- знакомство с предприятием ( ЖЭУ «САЯНЫ»).

В процессе экскурсии произвожу осмотр МКД, участков, где будут обучаться, и проходить практику студенты, стараясь раскрыть красоту и романтику будущей специальности. Вызвав тем самым чувство гордости за избранную специальность

Важный этап экскурсии – итоговая беседа (иногда письменная работа), в ходе которой полученная на экскурсии информация включается в общую систему знаний и умений. Студентам даю указания по обработке данных экскурсии в соответствии с их заданиями. Они индивидуально или небольшими группами составляют таблицы, готовят наглядные пособия, доклады, краткие отчеты. Материалы экскурсии используют в дальнейшей работе.

Излагаю все требования, условия. В течение изучения дисциплины постепенно возвращаюсь к требованиям, чтобы избежать нежелательных и беспричинных пропусков и плохих оценок.

Сложившаяся и проверенная форма организации учебной работы в условиях учебной мастерской – комбинированный урок. Эта система позволяет правильно чередовать труд и отдых студентов. Длительность теоретического занятия составляет – 1,5 часа. Ему, присущи четкость поставленных целей и содержание.

Одним из распространенных форм проведения урока - является игра. Все игры в целом, это:

- разнообразие в формах урока;

- выявление интереса к избранной специальности;

- ожидание чего-то нового;

- красота и романтика;

- закрепление знаний и умений;

Студенты при проведении игр более активны, заинтересованы, лучше успевают, меньше устают. При проведении игр закрепляются полученные знания и умения.

Для воспитания использую все моменты обучения. Очень важно вовремя отметить и поощрить хорошую работу студентов.

Смешанная форма семинара, на котором сочетаются обсуждение докладов, свободные выступления обучающихся, а также дискуссионные обсуждения.

Педагогическое руководство подготовкой обучающихся к семинару состоит в том, что преподаватель помогает обучающимся подготовить план выступления, обучает составлению конспектов статьи, показывает, как сделать выписки из текста, найти цитаты для обоснования выводов и утверждений, сформулировать тезисы выступления, наблюдает за самостоятельной работой, консультирует обучающихся по другим вопросам.

Учебная конференция. Эта организационная форма обучения обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающихся при их максимальной самостоятельности, активности, инициативе. Конференция, как правило, проводится с несколькими учебными группами и представляет собой особую конструкцию обучения, направленную на расширение, закрепление и совершенствование знаний.

Подготовка к конференции начинается с определения темы, подбора вопросов, в совокупности раскрывающих выбранную тему.

Главное в конференции – свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов.

Деловые игры. Деловые игры – высшая и самая сложная форма игровых занятий, в процессе которых имитируется коллективная профессиональная деятельность.

Деловые игры – это «живые» модели, воспроизводящие взаимодействие участников конкретной системы труда с определенными объектами. Основной элемент игры – люди, подготавливающие и принимающие решения. Их взаимодействие в игре обусловлено специальными правилами, воспроизводящими те закономерности, зависимости, положения реальной деятельности, которые являются наиболее характерными для рассматриваемого комплекса и интересуют конструкторов игры.

По мнению ряда исследователей, в настоящее время в нашей стране разработано и используется более 600 деловых игр различного назначения. Классификация деловых игр производится по различным критериям:

а) способы передачи и обработки информации (с применением обычных средств связи и обычных носителей информации, с использованием макетов, планов действующих объектов);

б) возможности развития игры (с ограниченным, неограниченным числом ходов, саморазвивающиеся игры без масштаба времени и с масштабом времени);

в) характер моделируемых ситуаций (игра с соперником (борьба сторон); игра с природой; игра-тренировка);

г) характер игрового процесса (противоборствующие отношения сторон, взаимодействие подгрупп; состязание; игра с применением ЭВМ, АСУ, обучающих устройств);

д) динамика моделируемых процессов (ситуационные, оперативные и долгосрочные частично или полностью формализованные сферы деятельности или объекты управления в системе труда, которую академик Е.А. Климов подразделяет на системы «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ»).

 

 

Заключение

 Я пришла к выводу, что именно использование активных форм и методов обучения помогает повышать образованность обучающихся, решать задачи, стоящие перед ними и их родителями, помочь им реализовать свои возможности. Активные и интерактивные методы обучения отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса:

-Активизируют, мышление и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;

-Развивают партнерские отношения в процессе совместной деятельности; не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины скорости ее переработки;

-Дают возможность приобретения опыта решения ситуативных и производственных задач.

Таким образом, активные формы обучения обладают широкими дидактическими возможностями. С их помощью можно формировать чрезвычайно широкий спектр умений, навыков и свойств личности в зависимости от того, как организуется подготовка и проведение урока, какие мотивы закладываются в основу разработчиками и преподавателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Статья на тему: «Методы и формы активного обучения на уроках спец

Статья на тему: «Методы и формы активного обучения на уроках спец

Учебная экскурсия. Эта организационная форма обучения позволяет изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях

Учебная экскурсия. Эта организационная форма обучения позволяет изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях

Учебная конференция. Эта организационная форма обучения обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающихся при их максимальной самостоятельности, активности, инициативе

Учебная конференция. Эта организационная форма обучения обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающихся при их максимальной самостоятельности, активности, инициативе

Статья на тему: «Методы и формы активного обучения на уроках спец. Дисциплин»

Статья на тему: «Методы и формы активного обучения на уроках спец. Дисциплин»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2024