Тема. Написание изложения по тексту «Хитрый заяц».
Вопросы по тексту.
А. Понравился ли вам текст? О чем он? Как можно озаглавить текст? Какова тема текста? Отразилась ли она в том заглавии, которое предложили вы?
Б. Какой тип речи вы распознали? Докажите (повествование с элементом рассуждения). Примечание: у ребят обычно не вызывает сложности распознать повествование, а вот с рассуждением иногда возникают трудности, поэтому необходимо обратить внимание на ту часть текста, где есть рассуждение автора (задать дополнительные вопросы).
В. Назовите основные три части текста. Здесь целесообразно пересказать каждую часть текста. (пример ответа: один ребенок называет части текста, распределяет границы в самом тексте изложения, а другие дети (по одному) пересказывают каждую часть).
Г. Почему охотнику стыдно стало убивать зверька? Примечание: важно не позволить ребятам не выйти за границы текста.
Д. Как вы понимаете выражение «экзамен на хитрость сдал»?
Е. Что означает хитрый и умный? Это синонимы? (что такое синонимы?)
Хитрый – скрывающий свои истинные намерения, идущий непрямым, часто обманным путем к достижению цели.
Умный – обладающий развитым умом, способный к сложным рассуждениям и правильным выводам.
Ж. Как вы думаете, этот рассказ только о хитром зайце, понимающем охотнике и глупых собаках или еще о чем-то?
З. Чему учит этот рассказ? Какова идея (определить понятие) рассказа?
· Составление сложного плана (план составляется учащимися, записывается на доску учителем, параллельно записи делают учащиеся в тетрадь)
1. Вступление.
1.1. Гончие выследили зайца.
2. Основная часть.
2.1. Заяц пропал.
2.2. «Не выдавай меня!»
3. Заключение.
3.1.Охотник пощадил зайца.
· Орфографическая подготовка: случай, случайно, произошел, дорожке, лесной, вырубке, верхушка, ружье, гончих, экзамен, зайчат, уму-разуму.
5. Подведение итогов урока.
Чем мы сегодня занимались? Зачем нам это нужно? Каково практическое применение навыка письменного пересказа?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.