Основные этапы формирования векторного метода у учащихся
Подготовительный этап формирования метода (основные понятия и основные действия) имеется в каждом из рассматриваемых нами учебных пособиях, хотя он и не ограничен на каком-либо коротком промежутке времени.
На мотивационном этапе можно рассмотреть с учащимися решение нескольких задач, но мы рассмотрим решение следующей задачи:
Задача: В трапеции ABCD углы A и B равны по 900, а стороны AB=2, BC=1, AD=4. покажите, что диагонали этой трапеции взаимно перпендикулярны.
Задача решается несколькими способами и показывается, что векторный метод задачи более прост.
На примере решения задачи проведите
ориентировочный этап, т.е. разъяснить суть метода и показать его основные компоненты:
Выясняется, что нужно доказать на геометрическом языке.
Что для этого достаточно доказать на векторном языке?
Какую операцию осуществил
Есть ли в условии задачи векторы AC и BD?
Каким образом можно получить векторы AC и BD?
Записывается скалярное произведение векторов.
Выполняется преобразования и получается, что AC*BD= 0.
Переводится векторное равенство на геометрический язык.
Показывается, чему необходимо научить учащихся, - это перевод геометрических соотношений на векторный язык. Для формирования умения, навыков необходимо целесообразно с учащимися решать задачи типа:
Точка А принадлежит отрезку ВС. Запишите это соотношение в векторной форме. (ВА=α*ВС, 0< α<1)
Запишите в векторной форме условие перпендикулярности прямых АВ и РК (АВ*РК=0)
Решение такого типа задач желательно оформить в виде таблицы в кабинете и первое время ею пользоваться при решении задач векторным способом.
Учащимся показывается наиболее целесообразный выбор системы координат и выбор базисных векторов.
Это действие формируется у учащихся с помощью задач:
Найдите угол между вектором ā (1;-2) и b (-3;1)
Четыре точки заданы своими координатами: А (3;1), В (1;4), С (1;0), Д (4;5). Определите угол между прямыми АВ и СД.
Направленные отрезки. Перемещение является самым простейшим примером векторной величины. Если тело переместилось из точки А в точку В, то это перемещение естественно изобразить отрезком, направленным из точки А в точку В.Так появляется направленный отрезок. У направленного отрезка указан порядок концов: первый конец считается началом, второй — концом. Рисуют направленные отрезки всегда со стрелкой на конце. Обозначают направленный отрезок с началом А и концом В так: АВ. Направленными отрезками изображают и другие векторы: например, в физике силу, скорость . Векторами называют и сами направленные отрезки. Если направленный отрезок АВ изображает вектор а, то пишем: АВ=. Модуль вектора а — это длина направленного отрезка АВ, или, что то же самое, длина отрезка АВ. Поэтому в геометрии модуль вектора называется также длиной вектора.Два вектора называются коллинеарными, если изображающие их направленные отрезки параллельны или лежат на одной прямой. Коллинеарные векторы а и b обозначаются так: a⇈b.Говорят, что векторы взаимно перпендикулярны, если изображающие их направленные отрезки взаимно перпендикулярны. Перпендикулярность векторов и обозначается так: ab. Справедлив первый - признак сонаправленности векторов:векторы АВ и CD сонаправлены, если: 1) они перпендикулярны некоторой прямой а; 2) лучи АВ и CD лежат по одну от этой прямой.
Поскольку АВ±а и CD La, то век АВ и CD коллинеарны (по следствию о параллель® перпендикуляров). А второе условие и означает сонаправленность векторов АВ и CD.
Сонаправленность векторов а и b обозначают так: а и b. Если векторы а и Ь коллинеарны, но не сонаправлены то говорят, что они направлены противоположно, и пишут: ab (рис. 254).
Следующая теорема тоже является признаком сонаправленности.
Теорема (о сонаправленных векторах) Два вектора, сонапленные с третьим вектором, сонаправлены между собой.
Равенство векторов.
Векторы a и b называется равными если выполняется 2 условия: 1) Длины их равны. 2) Сонаправлены.
Надо обращать внимание, что векторы, имеющие равные длины, но разные направления, не равны.
Для равенства векторных величин выполняются следующие осеновные свойства:
Каждый вектор равен самому себе: a=b ( рефлексивность)
Если вектор a равен вектору b ,то b равен a: a=b, то b=a.(симметричность)
Два вектора, равны третьему вектору, равны: a=b, b=c, то a=c. (транзитивность)
Первые два свойства вытекает из определения равенство векторов. Докажем третье свойство:
Доказательство (3 свойство). Пусть a=b и c=b. Тогда = и
, а также. Из равенства модулей следует, что , А из
теоремы о сонаправленности векторов вытекает, что . Поэтому
Откладывание вектора от данной точки
Если точка А — начало вектора а, то говорят, что вектор а отложен от точки А (рис. 1). Докажем следующее утверждение: От любой точки М можно отложить вектор, равный данному вектору а, и притом только один.
От любой точки М можно отложить вектор, равный данному вектору а, и притом только один.
Учитель математики ГКОУ РД «РЦДОДИ» Гаджимирзаев М.М.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.