Статья на тему: Педагогическая запущенность. Четыре стадии
Оценка 4.9

Статья на тему: Педагогическая запущенность. Четыре стадии

Оценка 4.9
Памятки
docx
психологическая работа
9 кл—11 кл +1
05.06.2023
Статья на тему: Педагогическая запущенность. Четыре стадии
Рассматривается понятие педагогической запущенности в разных формулировках.
Статья Педагогическая запущенность подростков.docx

Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
 «Южно-Уральский многопрофильный колледж»
ул. 50-летия ВЛКСМ, д.1, г.Челябинск, 454031,

телефон (факс) 8(351)721-62-73 Е-mail: [email protected]

 

 

 

 

 

СТАТЬЯ

На тему: Педагогическая запущенность подростков. Четыре стадии

 

 

 

 

 

Выполнил: преподаватель Мурзабекова Р.З.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Челябинск

 

Пояснительная записка

Педагогическая запущенность подростков. Четыре стадии.

Подростковый возраст как отдельно рассматриваемая стадия в развитии человека существовал не всегда.

Филипп Ариес пришёл к выводу, что в Европе до XIX века отсутствовало понятие той возрастной категории, которую сегодня принято называть отрочеством. Ариес полагал, что это понятие появляется лишь в конце XIX века, когда юность становится основной темой в литературе, к ней проявляют внимание моралисты и политики[3].

Причиной возникновения подросткового возраста стала необходимость этапа подготовки к взрослому возрасту. Социальная и технологическая организация общества настолько усложнилась, что для успешного вхождения в мир взрослых необходим ещё один возрастной период

Советский психолог Д. Б. Эльконин[5] разделял подростковый возраст на два периода: младший (12—14 лет) и старший (ранняя юность; 15—17 лет).

Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12[6] до 17[6] лет).

Согласно терминологии Фонда Организации Объединённых Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10—19 лет (ранний подростковый возраст — 10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет)[7]. По данным ООН, на 2011 год в мире насчитывалось более миллиарда подростков[8].

Подростковый возраст — это возраст закладки основ системы поведения, мировоззрения, формирования нравственных идеалов.

Педагогическая запущенность – это понятие, которое часто употребляют, говоря о «трудных детях». Справиться самостоятельно и контролировать свое поведение такой ребенок не в состоянии. Ему нужна комплексная работа со специалистами, педагогами и родителями. Если не заниматься коррекцией, то проблемы в обучении и развитии не исчезнут, а ребенок будет постоянно иметь проблемы с социализацией.

Педагогическая запущенность — это нарушение развития ребенка, возникающее из-за недостатка целенаправленного обучения и воспитания со стороны родителей и педагогов.

Проявляется это нарушение во всех аспектах жизни ребенка: в интеллектуальном, психологическом, морально-нравственном, эстетическом и социальном развитии.

Оно мешает развиваться и учиться наравне со сверстниками, а также затрудняет общение с ними.

В целом, педагогическая запущенность — это расстройство поведенческого спектра, поэтому поддается коррекции. Если этого не делать, то ребенок может оказаться просто изолированным от общества. (9)

В зависимости от того, каков характер проявления тех или иных отклонений, разделяют 4   стадии развития педагогической запущенности:

·                   Первая стадия.  Обнаруживается многообразие отрицательных  эмоциональных переживаний, говорящих о функциональной неприспособленности подростка, психофизиологические особенности.

Причинами в этой стадии могут быть социальные факторы и личностные отношения: неуспех в учебе, конфликтные ситуации в семье, рассогласованность между возможностями и желаниями, неудовлетворенность своим статусом в группе сверстников, пубертатный период, явления акселерации, соматическое неблагополучие. Все это приводит к внутриличностному конфликту.

Диапазон эмоциональных проявлений на этом этапе весьма широк: от болезненного переживания ущемленности чувства собственного достоинства до болезненности; от эмоциональной лабильности до психомоторной расторможенности; от опасений до выраженных страхов; от апатии до смертной депрессии. Внешние признаки эмоциональных отклонений проявляются в замкнутости, повышенной аффективности, в незаинтересованности в выполнении различных  заданий.

·                   Если конфликтная ситуация не разрешается, то развивается хроническая эмоциональная напряженность. В таком случае подросток пытается найти выход из создавшейся ситуации, чтобы облегчить свое состояние. Подросток пытается использовать средства  психологической защиты. В этот период  довольно часто начинается знакомство с алкоголем,  наркотиками, подросток пытается найти друзей и стать частью какой-либо асоциальной субкультуры.  Временное облегчение душевного состояния не разрешает ситуацию, а еще больше ее усугубляет и обостряет конфликт с окружающими. Возникший эмоциональный стресс, как правило, приводит к дезорганизации управления собою. Многие вопросы подростком решаются на эмоциональном уровне, что еще больше обостряет взаимоотношение с родителями, преподавателями  и общественными организациями.

·                   Вторая стадия.  Внутриличностный и межличностный  конфликты приводят к невротическим проявлениям, которые, как правило, не диагностируются. Возникающие страхи, различного рода опасения трансформируются в постоянную тревожность; лабильность настроения – в раздражительность, повышенную возбудимость. Все перечисленные и другие признаки можно расценить как вторую стадию педагогической запущенности.

На этой стадии самые разнообразные, даже незначительные, объективные или субъективно расцениваемые неблагоприятные воздействия часто вызывают у подростка аффективную  реакцию.  Соответственно изменяется стиль поведения. В нем часто отсутствует рациональность, и поступки подростка становятся мало понятными для окружающих. Личность становится неустойчивой к воздействию извне.

·                   Третья стадия. Внутриличностный и межличностный  конфликты обычно усугубляются и постепенно формируются в патологический характер – это свидетельствует о новой, третьей стадии педагогической запущенности.  Характерологические сдвиги проявляются либо в выраженной степени акцентуации, чаще по типу конформных, эмоционально неустойчивых, возбудимых, реже – гипертимных, истеричных, либо в форме выраженных черт патологического характера

·                   Четвертая стадия. Для последней четвертой стадии педагогической запущенности типичным является глубокое изменение личности, появление антиобщественной направленности. Характерными признаками являются противоречивое отражение действительности, наличие неправильных взглядов, позиций, вредных привычек, навыков, системы враждебного отношения ко многим ценностям. Все это приводит к стойким  нарушениям в отношениях с окружающей социальной средой.

На третьей и особенно на четвертой стадиях педагогической запущенности наблюдается спад эмоциональной напряженности. Эмоциональные вспышки обычно возникают ситуативно. Спад остроты эмоционального напряжения зачастую обусловлен адаптацией подростка к своему положению и выработкой психологических мер защиты. Характерологические сдвиги на этой стадии придают своеобразный колорит личности, например: хвастовство и рисовка у истеричных, драчливость у возбудимых, неразумный риск, ухарство и беспрекословное выполнение воли вожака при самых опасных заданиях у неустойчивых.

Педагогическая запущенность — это в педагогике явление, с которым можно справиться. Комплексная работа и поддержка группы специалистов поможет его преодолеть.

Главная задача людей имеющих влияние на воспитание ребенка – это вовремя выявить признаки педагогической запущенности. Тогда не придется прибегать к помощи специалистов или отдавать ребенка в специализированные классы по коррекции ПЗ. Стараться создавать ему комфортные условия для учебы и творческой деятельности. Поощрять желание познавать что-то новое, в том числе посещать спортивные секции.

Учиться контролировать себя и свое поведение с ребенком. Не повышать лишний раз на него голос, из-за какого либо проступка. Попробовать спокойно объяснить причину и следствие его негативных действий.

 «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» (А.С. Макаренко)

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.  Отрочество: исторический подход / Кле М. Психология подростка // Психология подростка. Хрестоматия /Сост. Фролов Ю. И.. — М.: Российское педагогическое агентство, 2001. — С. 103—140

2. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — Москва: Айрисс-пресс, 2005. — 238 с.

3. Щербакова Е. Возрастные границы отрочества и юности не жестки: [арх. 9 апреля 2020] // Демоскоп Weekly. — 2012. — № 509—510.

4.     https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/pedagogicheskaya-zapushhennost


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Пояснительная записка Педагогическая запущенность подростков

Пояснительная записка Педагогическая запущенность подростков

Педагогическая запущенность — это нарушение развития ребенка, возникающее из-за недостатка целенаправленного обучения и воспитания со стороны родителей и педагогов

Педагогическая запущенность — это нарушение развития ребенка, возникающее из-за недостатка целенаправленного обучения и воспитания со стороны родителей и педагогов

Если конфликтная ситуация не разрешается, то развивается хроническая эмоциональная напряженность

Если конфликтная ситуация не разрешается, то развивается хроническая эмоциональная напряженность

Характерологические сдвиги проявляются либо в выраженной степени акцентуации, чаще по типу конформных, эмоционально неустойчивых, возбудимых, реже – гипертимных, истеричных, либо в форме выраженных черт патологического…

Характерологические сдвиги проявляются либо в выраженной степени акцентуации, чаще по типу конформных, эмоционально неустойчивых, возбудимых, реже – гипертимных, истеричных, либо в форме выраженных черт патологического…

Учиться контролировать себя и свое поведение с ребенком

Учиться контролировать себя и свое поведение с ребенком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2023