Алиева С.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик начального образования. Директор института педагогики, психологии и дефектологии Чеченский государственный педагогический университет,
г. Грозный,
e-mail: sacita.alieva@mail.ru
Веригова П.Р, студентка 2 курса магистратуры ИД и ЗО Чеченский государственный педагогический университет,
г. Грозный
e-mail: Verigova.fatima27@mail.ru
Применение игровых методов и задач для развития логических умений учащихся на уроках русского языка
Аннотация. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения. В настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь игровые технологии, их периодическое использование на уроках. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.
Ключевые слова: игровые методы, уроки русского языка, учебная деятельность, развитие логических умений.
Application of gaming methods and tasks for the development of students’ logical skills in Russian language lessons
Annotation. Gaming technologies are one of the unique forms of learning. Currently, this problem is relevant, since the same type and stereotyped lessons reduce interest in learning and make the learning process boring and unpromising. Russian language is one of the most difficult and not the most interesting subjects in school. Therefore, it is necessary to develop students’ interest in this subject in elementary school, to make it as joyful and exciting as possible. Gaming technologies and their periodic use in lessons can help with this. While playing in the classroom, students develop mental processes, and the material being studied is assimilated and remembered better than in regular lessons.
Key words: game methods, Russian language lessons, educational activities, development of logical skills.
Процесс внедрения игровых методов и задач в образовательную деятельность не является новым, а наоборот набирает популярность использования на уроках в современных школах. Данный факт говорит о том, что дидактические игры положительным образом влияют на развитие школьников, в частности, на их познавательность, творческую, а также умственную способности. Игровые методы и задачи позволяют проявить интерес школьников к изучаемой теме, открыть для себя что-то новое.
Главной целью игровых методов в образовательном процессе является приобретение, а также закрепление знаний, получение ценного опыта. Кроме того, посредством дидактических игр оказывается значительное воздействие на воспитание, аккуратность, социализацию, коммуникацию учащихся, учит их слушать других и высказывать свою точку зрения, работать сообща в коллективе со своими сверстниками, уметь принимать критику и оценивать результаты других, формирование добиться поставленной цели. Однако, стоит отметить, что проведение уроков с использованием игровых методов и задач, является достаточно серьёзным процессом и требует четкой подготовки и организованности.
Ф.И. Буслаев в своих исследованиях утверждал, что разнообразие есть знак хорошего преподавания. Так, игровые методы и задачи на уроке русского языка помогают учителю не только сделать урок интересным для учащихся, но и сделать процесс преподавания разнообразным.
Игровая деятельность играет важную роль в жизнедеятельности любого человека.
Игровые методы чаще всего имеют следующие характеристики:
- деятельность, которая направлена прежде всего на развитие ребенка, осуществляемая только по желанию детей, с целью предоставления удовольствия, а также конечного результата;
- деятельность, которая носит как творческий, так и импровизационный характер;
- деятельность, вызывающая дух соперничества, стремления стать первым, состязательность и т.д.;
- правила игры, которые логически и последовательно отражают ее содержание.
На уроках русского языка игровые методы могут определяться как некоторая деятельность, как процесс, а также как метод обучения.
Игровые методы как деятельность характеризуется прежде всего планированием, достижением определенной цели, а также анализом проделанной работы. Мотивация к игровому методу как деятельности определяется добровольным решением школьников, удовлетворением своих интересов и потребностей, самореализация, а также соревновательность.
Как процесс игровые методы на уроке русского языка обусловлены разделением ролей между школьниками, способы их реализации, использование дополнительных средств для замены реальных вещей, взаимодействие с другими учащимися, создание определённой сюжетной линии, которой все придерживаются на протяжении всей игры во время урока.
Как средство игровые методы обучения в учебной деятельности используется еще с древних времен. Постепенно данный метод преподавания стал использоваться как в народной педагогике, дошкольных учреждениях, так и в современных школах. Стоит сказать, что современные школы направлены на активизацию учебной деятельности, исходя из этого игровые методы и задачи могут применяться как самостоятельный отдельный элемент технологии, главной целью которой является освоение изученного материала. Также игровые методы и задачи могут быть применены на уроках в качестве начала или конца определенного урока или же как внеурочная деятельность. На сегодняшних существует достаточно широких ареал различных методов и средств игровой деятельности, которые можно использовать современным школах на уроках русского языка.
Если сравнивать обычные и педагогические игры, то вторые обладают уникальным признаком – это четко сформулированная и поставленная педагогическая цель, которая определяется получением и закреплением полученных новых знаний. То есть игривые методы в учебных заведениях сопряжены прежде всего учебно-познавательной направленностью.
Игровые методы и задачи на уроках пробуждают интерес у учащихся, развивают их творческую деятельность, стимулируют, а также мотивируют ребенка приблизиться к учебному процессу.
На сегодняшний день современные школы бесспорно нуждаются в внедрении различного рода методов и средств в учебный процесс для развития творческого, а также личностного потенциала школьников. Так, школы сегодня заинтересованы в психологическом и личностном развитии детей. Достижение данной цели можно осуществить как внедрением различных современных инновационных технологий, так и проведение уроков посредством игровых методов и задач.
Со стороны учителя важно определить и сформировать такие учебные ситуации, в внедрение которых посредством игровых методов и задач, можно проявить интерес и активность учащихся. При этом учитель должен систематически усовершенствовать учебный процесс, придумывать новые сюжеты игровой деятельности на уроке, создавать что-то новое, что эффективно сможет отразиться на запоминании материала и его усвоения, а также на качестве успеваемости школьников. С помощью игровых методах в учебном процессе дети учатся общаться друг с другом, получать новые знания и умения, развивать мыслительные и творческие способности, проявлять свою самостоятельности и эмоциональность.
Русский язык считается достаточно трудным для усвоения предметом. Поэтому при правильно подобранных игровых методах, тяжелый и утомительный урок может преобразоваться в игровую деятельность. Использование игровых методов на уроках русского языка является эффективным средством психологической адаптации школьников к изучению трудного материала. Так, игровая деятельность на уроках русского языка позволяет детям не заучивать определённые правила русского языка, а понимать их в ходе игры или сюжетной линии, закреплять и совершенствовать их, а также углублять полученные знания.
В процессе игровой деятельности школьники могут расслабиться, открыться перед учителем и своими одноклассниками, закрепить между ними демократические отношения, учатся вести диалоги и так далее.
Уроки русского языка в игровой форме заставляют школьников проявить свой интерес, а также закреплять полученный материал, который дался бы им тяжело для усвоения при традиционных методах обучения таких как заучивание, тестирование, проведение опроса.
Как уже отмечалось ранее, использование игровых методов и задач на уроках требует от учителя тщательной подготовки и организованности. Игровая деятельность в учебном процессе часто может сопровождаться возникновением различного рода проблем, которые не зависят от самого преподавателя, а от внешних факторов, например таких как ограниченное время проведения урока. При этом учителю следует не забывать, что игровые методы на уроке используются именно как метод обучения, а не как метод разгрузки школьников. То есть при проведении урока русского языка в игровой форме, главной целью является прежде всего получение новых знаний по определённой теме урока, а также их непосредственное закрепление.
Следует отметить, что игрой нельзя полностью заменить традиционные уроки, контрольные работы, практические занятия. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Поэтому в практике преподавателя игровые формы организации учебной деятельности должны быть лишь частью общего учебного процесса, способной активизировать, разнообразить деятельность учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач, стимулировать познавательную деятельность.
Список используемых источников:
1. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2020. – 132 с.
2. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2019. – 340 с.
3. Васильева Е. Ю. Основы психологии для медицинских вузов. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2020. – 154 с.
4. Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2019. – 432 с.
5. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2019. – 320 с.
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.