Применение компетентностно-ориентированных заданий в обучении
Сегодня основными принципами реформирования системы образования на всех его ступенях и уровнях выступают информатизация, усиление связи с реальной жизнедеятельностью обучающихся, практическая ориентированность образования. Методологическую основу для реализации названных принципов составляет компетентностный подход, под которым часто понимают процесс и результат формирования у обучающихся различных компетенций, трактуемых как совокупность знаний, умений, ценностных установок, необходимых для эффективного решения личностных и социально значимых проблем в определенных сферах деятельности.[1]
Использование компетентностного подхода. будет способствова.ть изменению са.мого содержа.ния обра.зова.ния, его методов и технологий. Да.нный подход предпола.га.ет ра.звитие та.ких ключевых компетентностей уча.щихся, ка.к готовность к изменениям, а.да.пта.ция к изменениям, а. не борьба. с ними; потребность са.мим на.ходить ответы на. вопросы, поста.вленные жизнью; уметь оценива.ть последствия своих поступков, нести за. них ответственность.
Компетентностный подход позволяет также в максимальной степени реализовать личностно-ориентированный подход за счет создания условий для построения индивидуальной образовательной траектории учащихся. При правильной организации учебной работы с использованием компетентностно –ориентированных заданий все учащиеся вовлечены в процесс познания, имеют возможность оценить свои умения, учатся работать сообща. [2]
Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.[3]
Предложенное мною за.да.ние компетентностного характера ориентировано на учащихся средней школы 9 класса и может быть использовано не только при изучении новой темы, но и при повторении материала. Задание построено по определенной схеме: стимул, задачная формулировка, источник информации, модельный ответ. Направлено оно в основном на формирование информационной и коммуникативной компетенции.
Задание № 1
Задачная формулировка: прочитайте предложение, в котором пропущен известный фразеологизм.
Имущество это состояло из скудной движимости, в числе которой был и знаменитый тарантас, едва не послуживший … между матерью и сыном (М.Е. Салтыков- Щедрин)
Определите, какой фразеологизм пропущен, познакомившись с историей его происхождения:
Источник информации: Выражение пришло из древнегреческого мифа о ссоре Геры, Афины и Афродиты по поводу того, кому должно принадлежать золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей»
Модельный ответ: яблоко раздора.
Можно сделать вывод, что компетентность должна стать результатом образования – такова одна из ведущих идей ФГОС нового поколения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования / А. А. Шехонин [и др.]. – СПб : НИУ ИТМО, 2014. – 98 с.
2. Рябухина Е. А. Подходы к оцениванию заданий по русскому языку на компетентностной основе // РЯШ. - 2009.
3. Илюшин, Л. С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся [Электронный ресурс] /Л. С. Илюшин. – Режим доступа: http://lfond.spb/Lesson/ilushina.doc
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.