МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Проектная деятельность на уроках литературного чтения как средство формирования интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития второго класса
Выпускная квалификационная работа
Исполнитель
Шахматова
Алина Юрьевна
Специальность 44.02.05
Коррекционная педагогика
в начальном образовании
группа 46
Научный руководитель
Чащина
Татьяна Васильевна
Рецензент
Фамилия
Имя Отчество
Каменск-Уральский
2023
Содержание
Введение…………………………………………………………………… |
3 |
Глава 1 Теоретические основы формирования интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития второго класса средствами проектной деятельности на уроках литературного чтения……………………………………………………………………… |
9 |
1.1 Особенности формирования интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития второго класса на уроках литературного чтения…………...................................................................... |
9 |
1.2 Особенности использования проектной деятельности с обучающимися с задержкой психического развития второго класса на уроках литературного чтения……………………………………………..... |
18 |
1.3 Возможности проектной деятельности по формированию интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития второго класса на уроках литературного чтения……………………………….…… |
25 |
Список использованных источников……………………………………..... |
32 |
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет компетентностный подход в обучении, воспитании и развитии младших школьников с задержкой психического развития. Читательская компетентность является одной из ключевых, формирование которой предполагает четкое представление о требованиях к соответствующим знаниям и навыкам в пределах различных учебных дисциплин. Это в свою очередь подразумевает систематизацию решения задач, связанных с целенаправленной организацией обучения [2].
Чтение может решить целый комплекс задач: сформировать мировоззрение, нравственные ориентиры, развить эстетические чувства, способность к образному мышлению и выражению своих мыслей [16].
Развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Только учитывая степень начитанности учащегося, его читательские пристрастия и наклонности можно педагогически умело формировать культуру чтения школьников. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников следует рассматривать не только как педагогическую, психологическую, методическую, но и как социальную проблему. Именно поэтому формирование у ребенка читательского интереса становится важнейшей задачей.
По мнению Е.С. Антоновой, чтение способствует увеличению словарного запаса и развитию речи. А каждое новое слово, ставшее понятным, расширяет границы мира, обогащает его новыми смыслами. Читая, ребенок познает логику развития событий, учится понимать причинно-следственные отношения. Чтение дает основы для формирования нравственности [6, с.26 - 28].
Одной из наиболее распространённых причин слабого интереса к читательской деятельности у младших школьников является задержка психического развития. Эффективность обучения второклассников с задержкой психического развития, в том числе и чтению, связана с их учебными навыками и интересами, что требует особого внимания: у таких детей недостаточно развиты любознательность и инициативность, также наблюдается слабость в проявлении мотивации к приобретению новых знаний, ослабленное желание заниматься различными видами учебной деятельности. Поэтому вопросы формирования интереса к чтению являются актуальными [20, с.81 - 82].
Вопросами по формированию интереса к чтению занимались русские и советские педагоги – методисты: Абакумова С.И, Лавлинского С.П, Львова М.Р, Омороковой М.И, Первовой Г.М, Светловской Н.Н, Тихомировой И.И. и др. Они вели активные поиски путей развития интереса и разрабатывали методическую основу для становления ребенка как читателя.
Работа по формированию читательского интереса осуществляется на уроках литературного чтения. Уроки литературного чтения дают большой потенциал для познавательного развития и творчества, развивают у обучающихся интерес к книге и любовь к чтению, а также прививают им полезные в будущем знания, умения, навыки.
На уроках литературного чтения используются различные технологии и методы для того чтобы сформировать интерес к чтению у обучающихся с задержкой психического развития второго класса. Но важно использовать актуальные и современные подходы.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у обучающихся умений самостоятельности и саморазвития. Организация проектной деятельности создает условия для самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала.
Одним из основных направлений современной системы образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Именно проектная деятельность может помочь в решении этих проблем.
Проектная деятельность – это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой проявляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе.
Вопросами изучения проектной деятельности занимались современные ученые, исследователи: Палат Е.С, Симонентко В.Д, Кругликов Г.И, Гузеев В.В, Зимняя Т.А. Сахарова Е.С. и др.
Правильно организованный подход к использованию в образовательном процессе проектной деятельности способен не только сохранять, но и развивать учебную мотивацию у обучающихся и интерес к чтению, чтобы глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различной деятельности [35].
Проектная деятельность во втором классе, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует формированию познавательных мотивов учения, т.к. учащиеся видят конечный результат своей деятельности и это вызывает у них желание учиться и совершенствовать свои знания умения и личностные качества.
Как считает И. С. Сергеев, использование проектной деятельности способствует развитию универсальных учебных действий обучающихся с задержкой психического развития. Реализация проектной деятельности развивает способность самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться [27, с.79].
В соответствии с обозначенной актуальностью была сформулирована тема исследовательской работы: «Проектная деятельность на уроках литературного чтения как средство формирования интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития второго класса».
Проблема исследования: как проектная деятельность на уроках литературного чтения способствует формированию интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития второго класса.
Объектом исследования является процесс формирования интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития второго класса на уроках литературного чтения.
Предмет исследования – проектная деятельность как одно из средств формирования интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития второго класса на уроках литературного чтения.
Цель выпускной квалификационной работы – теоретическое обоснование использования и разработка конструктов уроков литературного чтения, с использованием проектной деятельности направленной на формирование интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития второго класса.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы формирования интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития второго класса на уроках литературного чтения средствами проектной деятельности.
2. Описать опытно – практическую работу по формированию интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития второго класса на уроках литературного чтения средствами проектной деятельности.
Гипотеза исследования: следует ожидать, что использование проектной деятельности на уроках литературного чтения будет способствовать формированию интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития второго класса.
Методы исследования.
1. По этапам поиска:
- метод отбора материала;
- метод теоретической интерпретации;
- метод направленного преобразования.
2. По уровню проникновения, в сущности:
- эмпирический:
• изучение литературы;
• изучение результатов деятельности;
• наблюдение;
• метод диагностических ситуаций, заданий.
- теоретический:
• анализ и синтез;
• моделирование;
• мыслительный эксперимент.
3. По функциям:
- диагностика;
- прогнозирование;
- преобразование;
- коррекция;
- статистическая обработка материала.
Теоретической основой исследования являются работы следующих авторов: Алехина С.В, Бондаренко Б.С, Лебединский В.В, Дубова М.В, Гайденко Е.В, Люблинская А.А, Лалаева Р.И, Выготский Л.С, Баталов, А.С, М.В, Егоров Т.В, Зобнина М.А, Кузнецова Е.П, Лапшин, В.А, Люблинская А.А, Панфилова Е.В, Сергеев И.С, Сорокин В.М, Хромов, А.А и другие. Также, изучались: Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования.
Данная выпускная квалификационная работа носит опытно-практический характер, имеет соответствующую структуру.
Во введении раскрыта актуальность темы с опорой на современные нормативные документы в области начального общего образования: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с задержкой психического развития, Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) , сформированы компоненты методологического аппарата (проблема, объект, предмет, цель, задачи работы, методы исследования).
В 1 главе описаны теоретические основы формирования интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития второго класса средствами проектной деятельности на уроках литературного чтения.
Во 2 главе описана опытно – практическая работа по формированию интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития второго класса на уроках литературного чтения средствами проектной деятельности
Представлены конструкты уроков литературного чтения во втором классе с использованием проектной деятельности, способствующей формированию интереса к чтению.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 27 с интернатом», 2 В класс, классный руководитель – Буторина Олеся Ивановна.
Глава 1 Теоретические основы формирования интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития второго класса средствами проектной деятельности на уроках литературного чтения
1.1 Особенности формирования интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития второго класса на уроках литературного чтения
Чтение - осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. На уровне начального общего образования важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение.
Понятие «читательский интерес» неразрывно с понятием «чтение». По мнению И.И. Тихомировой, «чтобы пробудить искренний интерес у детей к чтению, надо удивить их непосредственно процессом чтения» Чтение обогащает духовный мир ребёнка, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках литературного чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению книг вообще. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.
Развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Только учитывая степень начитанности учащегося, его читательские пристрастия и наклонности можно педагогически умело формировать культуру чтения школьников. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников мы рассматриваем не только как педагогическую, психологическую, методическую, но и как социальную проблему. Именно поэтому формирование у ребенка читательского интереса становится важнейшей задачей [17, с.36-37].
Л.С.Выготский отмечает, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности [6, с.27-28].
Особенностями формирования читательского интереса в начальной школе служат также такие черты, как интерес ко всему новому (объектам, людям, событиям), любопытство, любознательность, через которые может и должно осуществляться развитие читательского интереса.
Заинтересованность к чтению с самого основания обязано применяться как средство решения познавательных задач. Но появление интереса неосуществимо без крепкого навыка чтения. В свою очередность, навык чтения не образуется без познавательного интереса к формированию этого навыка [11, с.191].
К. Д. Ушинский выделил несколько принципов по формированию навыков чтения:
· развитие мотивации: при чтении художественных произведений ученики овладеют заинтересованностью в этом, что позволит развиваться потребностно-смысловой сфере;
· соответствие текстов психологическим особенностям возраста: подобранный материал должен соответствовать возрасту обучающихся, который будет доступным для восприятия на этапах интеллектуального и психологического развития;
· соответствие индивидуально-психологическим особенностям учеников: следует принимать во внимание уровень формирования и индивидуальные особенности, и характерные черты читателя с целью эффективного развития навыка чтения;
· ориентация педагога на культурное развитие ребенка: чтение должно быть нацелено на общесмысловое понимание окружающей действительности, а не быть лишь «речевой разминкой» для читателя.
Обучение конкретного ребенка зависит от возрастных возможностей ребенка, условий его жизни, воспитания, характера имеющегося у него дефекта, степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций и ряда других факторов. Особенно распространенным является нарушение смыслового чтения. Оно оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие [22, с.78].
Чтобы мотивация у обучающихся второго класса с ЗПР повышалась, педагогу необходимо на каждом уроке создавать определенные условия, использовать различные методы. Так же нужно учитывать характерные особенности учеников, уровень их развития и возраст [24, с.224].
У второклассника с ЗПР в силу своих психофизиологических особенностей интерес к чтению, к познанию нового не возникает сам по себе. Слабая познавательная активность является причиной пассивного отношения детей к чтению. Чтение для них трудный и не всегда любимый вид деятельности. Сложности, с которыми сталкиваются дети при чтении, не делают этот процесс популярным. Важно даже не само умение читать. У таких детей отмечается бедность представлений, скудность словарного запаса. В значительной мере страдает логический анализ воспринятого материала. Восприятие и понимание текста носит фрагментарный характер, зачастую наиболее важные части произведения, несущие основную смысловую нагрузку, оказываются упущенными, в результате прочитанный текст теряет свою целостность и законченность, а содержание остается нераскрытым. В понимание прочитанного, так же входит умение находить информацию или ответ на вопрос по тексту, то есть умение и понимать и анализировать прочитанное, делать вывод.
Процесс формирования интереса к чтению у обучающихся с ЗПР имеет существенные отличия вследствие зрительного восприятия и внимания, пространственной ориентировки, слухового внимания и слухомоторной координации. Работа с книгой в условиях работы с детьми с ЗПР требует специфических подходов. Чрезвычайно ответственным здесь является определение направлений формирования интереса к чтению, в том числе формирования интереса к занятиям по обучению чтению.
Чтение для обучающихся с ЗПР – очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля, поскольку дети с ЗПР характеризуются слабой осознанностью своего мыслительного процесса, умственной пассивностью, неустойчивостью ума. Осознание для них выступает особой задачей, и в этом случае требуется помощь в освоении программного материала: более развернутое объяснение с опорой на наглядность, выполнение большего количества упражнений с очень медленно, постепенно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному [5, с.324].
Привлечение к чтению второклассников с ЗПР характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, более поздний интерес к книгам, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей. Поэтому проблема формирования и пробуждения интереса к чтению в процессе учебной деятельности и явлению культуры приобретает особое значение.
У большинства учащихся имеются различные речевые нарушения (алалии, дизартрии, дисграфии, дислексии, общее недоразвитие речи). У многих отсутствует мотивация, нет интереса к чтению, ограниченный запас представлений об окружающем мире, недостаточный жизненный опыт не позволяют осознавать прочитанное в полной мере. Зачастую и семья не в состоянии создать условия для развития у ребенка интереса к чтению. Часто в школу поступают дети с несформированными предпосылками для овладения чтением. Медленно и трудно у учащихся совершенствуется навык правильности чтения. Учащиеся с ЗПР способны овладеть основными составляющими сознательности чтения , но недостаточная сформированность морально-этических представлений, слабовыраженная способность к определению мотивации поступков действующих лиц, несовершенства жизненных представлений не дают им возможности осмысления текстов со сложной смысловой структурой. Из-за трудностей, возникающих на первом этапе обучения чтению, многие дети теряют интерес, желание читать, иногда может выработаться негативизм. Непонимание предлагаемых текстов еще более усугубляет отрицательное отношение к чтению и, соответственно, к урокам чтения. Такие дети при чтении или письме не только пропускают буквы или целые слоги, но могут менять их местами, пытаться читать справа налево или даже "вверх ногами"[7, с. 112-114].
Р.И. Лалаева отмечает, что ребёнок с задержкой психического развития в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что и нормально развивающийся, но гораздо медленнее. Ступени обучения чтению растягиваются во времени и промежутки между ними и более продолжительны. Вследствие этой замедленности каждая из ступеней получает наиболее полное и отчётливое выражение [2, с.136].
В формировании интереса к чтению у обучающихся второго класса с ЗПР методы наглядного обучения занимают особое место, поскольку мышление детей требует образности и конкретности воспринимаемого материала. Наглядные образы являются основой для формирования представлений и понятий. На уроках используются разные наглядные средства.
Формирование интереса по содержанию зависит от отобранного материала средств, с участием которых педагог ведет ребенка в многообразие книг. Интеллектуальными и полезными считаются такие средства, как: насущность; связь с жизненными обстоятельствами; практическое применение знаний; формы игр; работа в группе и в парах; уроки в нетрадиционной форме, с критическим мышлением; создание ситуаций успеха; доверие к обучающему и др. [15, с. 65-67].
Для того, чтобы формировать у младших школьников с ЗПР интерес к чтению, рассмотрим следующие методические рекомендации:
· При работе с детьми следует учитывать уровень речевого развития ребенка и языковые способности, индивидуальные особенности каждого ребенка, его физическое и психическое состояние, предпочтения, интересы, желания.
· В зависимости от индивидуальных особенностей детей нужно очень корректно определять объем и учитывать степень сложности задач.
· Первые занятия должны длиться не более 10 минут, потому что на начальном этапе ребенок тяжело концентрирует внимание на учебном процессе. Впоследствии их продолжительность можно увеличить до 20-30 минут.
· Педагогу нужно во время занятий создавать доброжелательную атмосферу, вызвать положительные эмоции и интерес к чтению.
· Занятия для стимулирования интереса к чтению у детей с ЗПР должны быть построены на игре, сказках, происшествиях. Это даст детям возможность самореализоваться. Педагог должен стараться, чтобы каждое занятие заканчивалось на положительных эмоциях, используя различные сюрпризные моменты, награды.
· Параллельно с проведением занятий педагог должен заниматься детьми индивидуально.
· Во время обучения чтению также следует обратить внимание на развитие кисти руки и мелких мышц пальцев, на формирование пространственных представлений.
Выполняя данные методические рекомендации можно избежать многих трудностей стимулирования интереса к чтению младших школьников с ЗПР [32].
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Умение работать с текстом – основа, которая обеспечивает впоследствии высокие оценки по остальным предметам во время всей учебы в школе.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Оптимальные результаты в читательской деятельности, не достигаются только путем прямого обучения, и в то же время формирование читательских интересов не происходит автоматически, а направляется всей учебной деятельностью.
Требования к результатам изучения учебного предмета «Литературное чтение» включают формирование всех видов универсальных учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации). Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младшего школьника с ЗПР, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом [13, с. 84].
Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
· формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
· формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
· развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, поставлять и описывать различные объекты и процессы;
· формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
· формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения
· анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство с другими видами искусства;
· развитие воображения, творческих способностей:
· формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
· обогащение представлений об окружающем мире [4].
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младшего школьника с ЗПР, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
В процессе освоения курса у обучающихся с ЗПР повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях [9, с.46].
На уроках литературного чтения формируется интерес к чтению, с помощью разных видов речевой и читательской деятельности, такие как: аудирование; чтение; работа с текстом; круг чтения; литературоведческая пропедевтика; творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений); чтение: работа с информацией; межпредметные связи: с уроками письма; с уроками изобразительного искусства; с уроками труда.
Таким образом, чтение - неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств. Особенностями, осложняющими формирование интереса к чтению у детей с ЗПР, являются недостатки смысловой стороны процесса чтения, недостаточная сформированность технической стороны, провоцирующей недостаточное понимание содержание текста, неустойчивые познавательные интересы, низкий уровень развития мотивационной и эмоционально-волевой сферы, недостаточный уровень программирования и регуляции своей учебно-познавательной деятельности, несформированность навыков самоконтроля.
Формировать интерес к чтению нужно, так как проблема формирования ребенка как активного, творческого читателя неразрывно связана с проблемой изучения и развития его интересов. В широком смысле слова читательский интерес - это активное отношение читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге как инструменте для чтения, в тексте как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт при условии квалифицированного прочтения текста
На уроках литературного чтения необходимо формировать у обучающихся с задержкой психического развития интерес к чтению. Чтение развивает речь ребёнка, его грамотность, также обогащает словарный запас и расширяет кругозор. Играет важную роль в становлении личности, способствует формированию в становлении взглядов и принципов, духовного развития, правильного нравственного и эстетического отношения ко всему происходящему, знакомит ребёнка с разными проявлениями жизни [23, с. 77-78].
1.2 Особенности использования проектной деятельности с обучающимися с задержкой психического развития второго класса на уроках литературного чтения
Предметом стандартизации в специальном стандарте образования детей с ЗПР становится сам уровень образования, который в результате обучения должен освоить каждый обучающийся. Особенность разработки ФГОС обучающихся с ЗПР определяется тем, что обучающиеся могут реализовать все свои возможности, свой потенциал только при условии своевременно начатого, при этом адекватно организованного образовательного процесса [2].
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат [27, с.49-50].
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов [8, c.192].
Проектная деятельность предполагает реализацию определенной работы, которая невозможна к исполнению в рамках повседневной деятельности. Для эффективной реализации любого проекта требуется наличие правильно сформулированных целей и определение конечного результата.
Основная цель проектов — предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, модератора, дополнительного источника информации, с точки зрения развития речевой и социальной компетенции учащихся меняются технологии корректирования учащихся, в сторону мониторинга, взаимной и самокоррекции. [35].
По мнению З. В. Бордовской, проектная деятельность с обучающимися хорошо согласуется с групповым подходом к обучению. Применение метода проектов всегда направлено на решение какой-либо проблемы, задачи. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – предполагает необходимость интегрирования знаний и умений. Результаты проектов, которые были реализованы, должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к применению.
Применение элементов исследовательской деятельности дает возможность не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. Обучающиеся с интересом готовы участвовать в различных видах исследовательской работы. Метод проектов направлен на организацию исследовательской, самостоятельной, творческой деятельности.
Прежде всего, работа над проектной деятельностью является способом формирования: регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных учебных умений [10, с.94-96].
Рассмотрим основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности:
· направленность на достижение конкретных целей;
· координированное выполнение взаимосвязанных действий;
· ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом;
· в определенной степени неповторимость и уникальность.
Проектная деятельность на уроках литературного чтения проходит в несколько этапов.
· Первый этап - это организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности. В ходе этого этапа происходит распределение детей на инициативные группы. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо детей пересадить в соответствии с образовавшимися группами. Состав группы формируется с учётом дифференцированного подхода.
· Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Целеполагание (выделение цели с помощью учителя.) построение зависит от содержания урока.
· Третий этап является подготовительным. Разработка проекта, т. е плана деятельности по достижению цели. В ходе этой работы составляется план деятельности по разработке проекта.
· Четвертый этап это и есть проектная деятельность. Выполнение проекта (конкретное практическое дело, либо ряд практических шагов к намеченной цели.) Работа проводится в группах, она может быть организована по-разному. На этом этапе урока очень важно ролевое участие детей в проекте, здесь каждый ученик должен внести свой вклад в соответствии с выбранной ролью.
· Пятый этап практического применения разработанного проекта.
· Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности, в ходе которого дети получают положительные и отрицательные стороны своей деятельности. Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.
Касательно проектной деятельности по развитию читательских интересов у обучающихся второго класса с ЗПР, этот современный методический подход позволяет решить целый ряд следующих задач:
· прицельно и глубоко познакомить школьников с детской литературой и книгой;
· обеспечить гармоничное литературное развитие учащихся;
· раскрыть перед обучающимися целый мир нравственно-эстетических ценностей и по-настоящему духовной культуры;
· выработать развитый художественный вкус;
· сформировать эмоциональную культуру, понять принципы общения и эффективного взаимодействия в группе;
· развить творческие способности второклассников и расширить их круг общения [14, с.22].
При использовании технологии проектирования в коррекционно-образовательном процессе решаются важные задачи:
· создание условий для освоения знаний, умений и навыков детьми в различных видах деятельности;
· демонстрация детьми познавательной активности и творческой деятельности в рамках заданной темы, определение с помощью педагога имеющейся проблемы и прогнозирование результатов;
· активизация коммуникативной деятельности детей, создание условий для общения детей друг с другом и с взрослыми [25, с. 141-143].
Проектная деятельность обучающихся с ЗПР способствует развитию не только общеучебных, но и социальных навыков: умению работать в группе, сотрудничать, умению принимать и выполнять определённую роль, умению выстраивать отношения с окружающими людьми. В ходе проектной деятельности формируются коммуникативные навыки: обучающиеся принимают и выслушивают мнения других; мыслительные навыки: учатся анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать.
При организации проектной деятельности у обучающихся второго класса с задержкой психического развития будут преодолеваться следующие трудности: усвоение учебного материала по предмету литературное чтение, самоконтроль, низкий уровень учебной мотивации, познавательная деятельность.
Заинтересованная работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог): чувства ответственности, самодисциплины; способности к методичной работе и самоорганизации; желания делать свою работу качественно.
Участие обучающихся в проектной деятельности развивает исследовательские и творческие данные личности: способность к самоопределению и целеполаганию, способность к организации различных позиций ориентироваться в информационном пространстве [27, с.75].
Проектная деятельность учит детей учиться, получать знания с последующим применением этих знаний в жизни. Участвуя в реализации проекта, обучающиеся 2 класса с ЗПР приобретают умения:
· ставить цели;
· планировать свою работу;
· работать с разными источниками информации;
· перерабатывать информацию;
· выбирать способы реализации целей;
· выделять главное;
· оценивать свою деятельность
· общаться с другими детьми.
В обучении чтению с использованием интерактивного метода учитываются потребности каждого обучающегося, привлекается его личностный опыт; оптимальный результат постигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, младший школьник анализирует собственную деятельность. Ученик при таком обучении чувствует себя комфортно в контакте в первую очередь с учителем и со сверстником, т. к. меняется схема взаимосвязи между участниками процесса.
Основой проектной деятельности может являться не конкретное художественное произведение, а характеристика общего героя или героев фольклорных произведений и литературных сказок, прочитанных на уроке литературного чтения [19, с.21-22].
В рабочей программе литературного чтения УМК «Школа России», проектная деятельность определена по учебным курсам и темам. Проектная деятельность может быть организована в рамках конкретной темы. Так, в теме «О чём может рассказать школьная библиотека» используются такие виды заданий:
· Определите, какие энциклопедии, справочники и периодические издания есть в библиотеке.
· Узнайте, в какой книге можно найти информацию об истории хранения книг.
· Выясните, как расположены книги (в алфавитном порядке или тематическим разделам).
· Как можно найти нужную книгу?
· Где можно получить информацию о содержании книги?
· Какие тематические выставки были в библиотеке.
· Составьте текст экскурсии по библиотеке.
Характеристика видов деятельности обучающихся:
· Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».
· Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.
· Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно.
· Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации.
· Готовить выступление на заданную тему.
· Находить информацию о старинных книгах из учебника.
· Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса.
· Обсуждать в паре и группе высказывания великих людей о книге и чтении: находить сходства и различия
Данный пример показывает, что проектная деятельность в начальной школе, организованная на уроках литературного чтения может иметь различные виды деятельности и форм презентации (представление результатов перед одноклассниками).
Применение проектной деятельности позволяет серьезно расширить цели и задачи уроков, сделать их значительно интереснее, изменить их не только их форму, но и эмоциональный заряд вместе с практической пользой [34].
Таким образом, одним из видов работы с обучающимися младших классов с ЗПР является проектная деятельность. Проектная деятельность – это совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (продуктами). Она активно формирует культуру личности, развивает творческие способности и активность учащихся. Применение элементов исследовательской деятельности дает возможность не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. Обучающиеся с интересом готовы участвовать в различных видах исследовательской работы. Проектная деятельность направлена на организацию исследовательской, самостоятельной, творческой деятельности.
Проектная деятельность на уроках литературного чтения позволяет обучающимся с ЗПР осознавать место и роль в познании окружающего мира, быть активным участником, способствует развитию интереса к чтению, наблюдательности, творческого мышления [12, с.2-3]. Она активно формирует культуру личности, развивает творческие способности и активность учащихся. Применение элементов исследовательской деятельности дает возможность не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. Обучающиеся с интересом готовы участвовать в различных видах исследовательской работы. Проектная деятельность направлена на организацию исследовательской, самостоятельной, творческой деятельности.
1.3 Возможности проектной деятельности по формированию интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития второго класса на уроках литературного чтения
Школьная дисциплина «литературное чтение» дает богатый материал для использования проектного метода, так как предметом изучения ее является художественное произведение — продукт литературного творчества.
Использование проектной деятельности в работе с обучающимися младшего школьного возраста с ЗПР позволяет обучающимся динамично проявлять себя в системе социальных отношений, содействует развитию у данного контингента такой общественной позиции, которая позволила бы сформировать умение самостоятельного планирования и организации своих действий, раскрыть творческий потенциал и воплотить в жизнь все творческие способности, а также раскрыть индивидуальность обучающегося.
Для решения этой важной задачи необходимо правильно, максимально эффективно построить педагогический процесс, учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. У детей с ЗПР наблюдается тотальное недоразвитие всех высших психических функций: речи, восприятия, памяти, внимания, восприятие, а также эмоциональной сферы, разная степень выраженности двигательных, речевых, интеллектуальных, эмоционально-волевых расстройств. Успешное решение коррекционных задач в работе с каждым ребенком, интеллектуальное и нравственное развитие их личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией возможно при использовании исследовательских, проблемных и проектных методов [31, с. 127– 128].
Использование проектной деятельности на уроках литературного чтения с обучающимися 2 класса с ЗПР позволяет повысить мотивацию к выполнению учебных заданий, интерес к чтению художественных произведений, глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различных видах творческой деятельности. Умение добывать и использовать полученную информацию, самостоятельность и целенаправленность в отборе информации развивает навыки самообразования. Навыки группового взаимодействия позволят детям лучше научиться понимать партнера по общению, решать продуктивно проблемы, возникающие в процессе общения, лучше узнать себя и своих одноклассников.
В современном обществе любому обучающемуся необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования, обучения обучающихся метода проектов [33].
Путь к успеху в работе над его созданием и реализацией предполагает проявление постоянной заинтересованности обучающегося к той теме, которую он выбрал для работы. Для того, чтобы интерес не ослабевал, и нужно четко продумывать те приемы и методы работы с обучающимися, т. к. для обучающихся с ограничениями в развитии очень важно правильное соотношение самостоятельной работы и деятельности под руководством взрослого.
Рассмотрим возможности проектной деятельности по формированию интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития второго класса на каждом этапе урока литературного чтения:
Мотивационно – организационный этап урока соотносится с мотивационным этапом проектной деятельности. На данном этапе урока литературного чтения у детей формируется положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Для достижения поставленной задачи этапа урока можно использовать такие методы, как: методы стимулирования учебно-познавательной деятельности, методы эмоционального стимулирования. Также, возможно использование приёмов:
1. «Художественное слово»
2. «Лови ошибку»
3. «Ключевые слова»
4. «Дерево предсказаний»
5. «Корзина идей»
6. «Кластер»
7. «Рюкзак».
Этап актуализации опорных знаний. Выявление проблемы соотносится с подготовительно – планирующим этапом проектной деятельности. На уроках литературного чтения, обучающиеся готовятся к прочтению нового материла, тем самым выполняя речевую разминку. Также демонстрируют умение выбирать способы реализации цели и планировать дальнейшую деятельность. Для достижения поставленной задачи этапа урока можно использовать такие методы, как: методы организации учебно-познавательной деятельности, методы закрепления и повторения изученного материала, методы стимулирования учебно-познавательной деятельности, методы формирования ответственности и обязанности. Также, необходимо использовать такие приёмы:
1. «Мозговой штурм»
2. «Верные - неверные утверждения»
3. «Ассоциации»
4. «Ромашка вопросов»
5. «Перепутанные логические цепочки»
6. «Ключевые слова»
7. «Фишбоун»
8. «Опросник»
9. «Исключение лишнего»
Данные приемы и методы целесообразно использовать поскольку у обучающихся с задержкой психического развития 2 класса необходимо развивать словесно-логическое мышление, логические операции, а также учить взаимодействовать со сверстниками.
Этап решения проблемы, первичного закрепления и организации контроля и самоконтроля (взаимоконтроля) соотносятся с информационно-операционным этапом. На данном этапе урока у обучающихся формируется интерес к чтению в процессе знакомства с новым произведением, а также выполнения практических заданий и создания продукта. Для достижения поставленной задачи этапа урока можно использовать такие методы, как: методы выработки учебных умений и накопления опыта, методы формирования ответственности и обязанности, методы получения новых знаний. Также, целесообразно использование приёмов:
1. «Карта познания»
2. «Как вы думаете?»
3. «Кубик»
4. «Мозговой штурм»
5. «Карта памяти»
6. «Фишбоун»
7. «Карусель»
8. «Как вы думаете?»
9. «Дискуссия»
10. «Ромашка вопросов или ромашка Блума»
11. «Рассказ-предположение по ключевым» словам»
12. «Бортовой журнал»
13. «Дерево предсказаний»
14. «Составление кластера»
15. «6 шляп мышления»
16. «Чтение с остановками»
17. «Зигзаг»
18. «Фишбоун»
19. «Корзина идей»,
20. «Инсерт»
21. «Пометки на полях»
22. «Синквейн»
23. «Обучение в команде»
24. «Рассуждение по алгоритму»
Использование данных методов, приемов и форм целесообразно поскольку у обучающихся могут возникать трудности, поэтому необходимо формировать у них словесно-логическое мышление, логические операции: анализ, синтез, обобщение, концертировать и удержать внимание на одной деятельности.
Этап рефлексии соотносится с рефлексивно-оценочным этапом. На данном этапе обучающиеся систематизируют новую информацию, а также оценивают свою работу на уроке и обобщают результаты совместной деятельности. Для достижения поставленной задачи этапа урока можно использовать такие методы, как: методы эмоционального стимулирования, организации учебно-познавательной деятельности, формирования ответственности и обязанности.
Также, необходимо использовать приёмы:
1. «Рюкзак»
2. «Бортовой журнал»
3. Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнали»
4. «Незаконченное предложение»
5. «Речевые образцы»
6. «РАФТ»
7. «Нарисуйте счастье»
8. «Мини-обзор»
9. «Лесенка успеха»
Таблица 1
Структура урока открытия новых знаний
Этапы урока литературного чтения |
Приемы проектной деятельности |
I Организационный этап. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. |
«Художественное слово», «Лови ошибку», «Ключевые слова», «Дерево предсказаний», «Корзина идей», «Кластер», «Рюкзак». |
II Этап актуализации и пробного учебного действия. |
«Мозговой штурм», «Верные - неверные утверждения», «Ассоциации», «Ромашка вопросов», «Перепутанные логические цепочки», «Ключевые слова», «Фишбоун», «Опросник», «Исключение лишнего». |
III Этап выявления места и причины затруднения. |
«Восстанови последовательность», «Заполни пропуски», «Перепутанные логические цепочки», «Зигзаг», «Инсерт», «Таблицы, схемы», «Бортовой журнал», «Пометки на полях», «Чтение с остановками», «Знаем – Хотим узнать – Узнали», «Тонкие» и «толстые» вопросы». |
IV Этап построения проекта выхода из затруднения |
Прием «Ромашка вопросов или ромашка Блума», Прием «Рассказ-предположение по «ключевым» словам», Прием «Бортовой журнал», «Дерево предсказаний», «Составление кластера». |
V Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи |
Приём «6 шляп мышления», «Чтение с остановками», Прием «Зигзаг», «Фишбоун», «Корзина идей», «Кубик Блума», «Инсерт», «Пометки на полях», Прием «Бортовой журнал», Прием «Рассказ-предположение по «ключевым» словам», «Синквейн», «Обучение в команде», «Рассуждение по алгоритму» |
Знакомство с творчеством автора |
|
Первичное восприятие текса |
|
VI Повторное чтение и анализ |
«Карта познания», «Как вы думаете?», «Кубик», «Мозговой штурм», «Карта памяти». |
VII Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
«Фишбоун», «Карусель», «Карта познания», «Как вы думаете?», «Кубик», «Мозговой штурм», «Дискуссия» |
VIII Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
«Рюкзак», «Бортовой журнал». Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнали», «Незаконченное предложение», «Речевые образцы», «РАФТ», «Нарисуйте счастье», «Мини-обзор», «Лесенка успеха» |
Использование данных приемов, методов и форм целесообразно поскольку у обучающихся необходимо формировать произвольную и долговременную память, так как они не способны удерживать и концентрировать свое внимание на деятельности, также страдают логические операции: анализ, синтез, обобщение и словесно-логическое мышление.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для достижения поставленных целей, задач и результатов на уроках литературного чтения необходимо использовать разнообразные приемы и методы направленные на формирование интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития, при этом соблюдать учёт возрастных и психических особенностей. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, сформированности практических умений, разностороннему развитию, вовлеченному и интересному обучению и воспитанию коммуникативных и исследовательских навыков.
Опираясь на теоретический анализ, можно предположить, что использование проектной деятельности является наиболее результативным и эффективным способом повысить интерес к чтению у младших школьников с ЗПР.
Список использованных источников
1.Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2012 г. № 273-ФЗ. – Екатеринбург: Ажур, 2014. – 176 с. – Текст: непосредственный.
2.Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598– Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. – 2015. – 6 фев. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201502060025.
3.Об утверждении Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования: решение Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22 декабря 2015 г. №1/15 – Текст: электронный // Городской методический центр: [сайт]. – 2016. – 31 авг. – URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/document.
4.Об утверждении адаптированной рабочей программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся с задержкой психического развития от 28.08.2018 № 81-ОД. – Текст: непосредственный.
5.Алехина, С. В. Организация образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / Отв. ред. С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова. – Москва: МГППУ. – 2013. – 324с. – Текст: непосредственный.
6.Антонова, Е.С. Как я воспитываю интерес к книге / Е.С. Антонова. – Текст: непосредственный // Начальная школа До и После. - 2016. - С. 27-28.
7.Баталов, А. С. Использование педагогических технологий в диагностике речевого развития учащихся начальных классов / А. С. Баталов. – Текст: непосредственный // Начальная школа, 2010. – С. 101-104.
8. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика / В.С.Безрукова. – Текст: непосредственный // Екатеринбург, 1996. - С.192.
9.Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями: методические рекомендации / Б. С. Бондаренко. – Москва: Владос, 2009. – 46 с. – Текст: непосредственный.
10.Бордовская, З. В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов / З. В. Бордовская. – Текст: непосредственный // Новосибирск, 2006 – С. 92–101.
11.Выготский, Л. С. Основные проблемы дефектологии // Том 5 из собрания сочинений в шести томах / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1982. – 121 с. – Текст: непосредственный.
12. Гайденко, Е.В Проектная деятельность учащихся / Е.В. Гайденко. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2006 – C. 2–3.
13. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой – Москва: Педагогика, 2004. – 84 с. – Текст: непосредственный.
14.Дубова, М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов /М.В. Дубова – Текст: непосредственный // Москва:Баласс, 2010.-С.80.
15.Егоров, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с. – Текст: непосредственный.
16.Жукова, И.Л. Стратегия выбора книг для внеклассного чтения/ И.Л. Жукова. – Текст: непосредственный // Начальная школа – 2007. – С. 26-31.
17. Зобнина, М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению /М.А. Зобнина. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2007. – С. 35-43.
18.Образование в России / Региональная общественная орг. инвалидов "Перспектива". – Москва: ЮНИСЕФ, 2011. – 89 с. – Текст: непосредственный.
19.Костиневич, С.А. Интерактивные методы работы на уроках литературного чтения в начальной школе / C. А. Костиневич. - Мозырь, 2014. - 22 с. – Текст: непосредственный.
20.Кузнецова, Е.П. Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам чтения / Е.П. Кузнецова. – Текст: непосредственный // Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 81-83.
21.Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Р.И. Лалаева. – Москва: Просвещение, 1983. – 136 с. – Текст: непосредственный
22.Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин. – Москва: Просвещение, 1991. – 78 с. – Текст: непосредственный.
23.Лебединский, В.В. Нарушение психического развития / В.В. Лебединский. – Москва: Педагогика, 2004. – 306 с. – Текст: непосредственный.
24.Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. - Москва: «Просвещение», 2015. - 224 с. – Текст: непосредственный.
25.Панфилова, Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Е.В.Панфилова. – Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2012 — С. 141-143.
26.Петрова, Н.В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр / Н.В. Петрова. – Текст: непосредственный / — 2015. — С. 48-51.
27.Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И. С. Сергеев. – Москва: Просвещение, 2006 – 80 с. – Текст: непосредственный.
28.Солдатов, Д. В. Проблемы общего и коррекционного образования / Д. В. Солдатов.– Текст: непосредственный // Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево. – 2013. – С.332-335.
29.Сорокин, В.М. Специальная психология / В.М. Сорокин.–Санкт-Петербург: Речь, 2003 – 216 с. – Текст: непосредственный.
30. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений в 7 томах / К.Д. Ушинский. - Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1949. -591 с. – Текст: непосредственный.
31. Хромов, А. А. Метод проектов в начальной школе / А. А. Хромов. – Текст непосредственный // Роль и место образовательной области «Технология» в системе общего среднего образования: тезисы докладов IV международной научно-практической конференции «БИПКРО», 1998.
32.Абикова, А.К. Методические рекомендации по развитию интереса к чтению у школьников с ЗПР / А.К. Абикова. – Текст электронный // Методические рекомендации: [сайт]. – URL: https://centr-dem.ru/dlya-roditelej/articles/metodicheskie-rekomendatsii-po-razvitiyu-interesa-k-chteniyu-u-pervoklassnikov-s-zpr.
33.Воробьёва, Д.М. Особенности физического развития ребёнка с ОВЗ / Д.М. Воробьёва. – Текст: электронный // Физическое развитие: [сайт]. – URL: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=6815.
34. Кондрашова, Ю.Н. Проектная деятельность как способ формирования читательской компетенции младших школьников / Ю.Н. Кондрашова. – Текст: электронный // Образовательная социальная сеть: [сайт]. URL:https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/proiektnaia_dieiatiel_nost_kak_sposob_formirovaniia_chitatiel_skoi_kompietientsi.
35.Подольская, К.А. Проектная деятельность младших школьников / К.А. Подольская. – Текст: электронный // Проектная деятельность: [сайт]. – 2021. – URL:https://paidagogos.com/proektnaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov.html.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.