Статья на тему:
«Профессиональная деятельность преподавателя специальных дисциплин для формирования мотивации обучающихся в овладении компетенций профессиональной деятельности»
В 21 веке побеждает тот, кто обладает настоящими,
качественными знаниями,
потому что если не приобрести знаний сегодня,
то завтра можно остаться без работы.
Н.А.Назарбаев
О человеке, в совершенстве, владеющем своей профессией, уважительно говорят: он педагог и мастер! Так называют преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения. Много лет, работая в этой должности, хорошо понимаем содержание этой исключительно ответственной, многоплановой и, я бы сказала, универсальной работы. Постепенно по крупице накапливая опыт, который со временем превратился в определенную систему работы.
Роль преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения в подготовке молодого рабочего, а особенно конкурентноспособных специалистов очень велика и многогранна. От нас сегодня требуется не только профессиональные навыки, но и высокая педагогическая культура.
Успешно, подчеркиваю, успешно работать преподавателем специальных дисциплин и мастером производственного обучения сможет только тот, кто имеет к этому призвание, кто хорошо владеет своей основной профессией, достаточно образован, кто знаком с педагогикой и методикой обучения, кто постоянно повышает свой деловой уровень, кто любит детей и переживает за их судьбу, кто может служить для своих воспитанников хорошим примером, кто знает и разделяет ребячьи интересы, внимателен и заботлив, справедлив и беспредельно требователен, и особенно к себе, кто имеет жизненный опыт и умеет критически оценивать свои успехи и неудачи в работе[1, 3-5с].
Руководством колледжа и преподавательским составом колледжа проделывается большая работа по обеспечению учебного процесса необходимой учебной литературой по всем специальностям и учебно-методической документации; оснащение материальной базы колледжа; кабинеты и лабораторно-технические цеха, которые оснащены современным специализированным оборудованием; компьютерные классы с выходом в интернет.
Деятельность педагогов направлена на совершенствование образовательного процесса на основе использования ИКТ, модульной и проектной технологии. Это позволяет значительно расширить рамки традиционного учебно-воспитательного процесса и направить его на максимальное развитие профессиональных компетенций студента[2, 13-15с].
Как уже было сказано, важнейшей задачей технического и профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда. Известно, что ни один специалист не может осуществлять деятельность без специальной подготовки, и чтобы успешно работать в условиях современного производства, квалифицированному специалисту необходимо обладать прочными знаниями и умениями[3, 34-35с].
Над решением данной задачи преподавателями специальных дисциплин и мастерами производственного обучения проводится большая творческая работа. Большой вклад в обучение и воспитание студентов вносят преподаватели общеобразовательных предметов.
Первые шаги для подготовки профессиональной компетентности у студентов колледжа и выход на высококвалифицированного специалиста:
· Центр тяжести смещается с формированием знаний, умений, навыков на формирование развитой профессиональной деятельности в соответствии с потребностями производства. Формами и методами обучения, которые используются при этом, являются практико-ориентированные формы и методы профессиональной подготовки;
· Необходимость сохранения преемственности закрепления студентов в цехах и отделах по видам деятельности, установленными государственными стандартами технического и профессионального образования;
· К моменту завершения практического обучения на предприятии студентам обеспечиваются возможности повышения рабочего разряда, приобретения смежных или новых профессий в рамках перечня классификатора рабочих и инженерно-технических квалификаций;
· Обеспечение тесного делового сотрудничества руководителей практики от колледжа с руководителями цеха в вопросах организации труда, его оплаты, дисциплины и соблюдения режима внутреннего распорядка, как в цехе, так и в колледже; принятие оперативных мер устранения возникающих трудностей.
· Делегирование части ответственности за уровень квалификации студентов на выпуске предприятию, в процессе прохождения практического обучения, дало свои результаты 100% трудоустройство.
Постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса обеспечивается развитием научно-исследовательской работы педагогов и студентов, которые принимают активное участие в региональных, областных и международных конкурсов мастерства.
О высоком уровне профессиональных компетенциях выпускников свидетельствуют результаты государственных экзаменов и защиты дипломных проектов, успешное обучение в вузах, положительные отзывы с мест работы выпускников.
Для того, чтобы у наших студентов колледжа формировались основополагающие фундаментальные знания, способствующие в будущем достижение более высокого уровня профессиональной компетентности, нами преподавателями специальных дисциплин и мастерами производственного обучения была разработана подготовка кадров с профессиональными компетенциями на основе интеграции и передовых технологий, т.е. совместное проведение уроков с мастерами производственного обучения в мастерских и преподавателями общеобразовательных дисциплин.
Мне кажется здесь уместно привести слова нашего Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, что «особое направление – создание эффективной адаптации молодых казахстанцев к самостоятельной жизни, инициативному труду…Важно разработать меры стимулирования и привлечения широкого числа казахстанской молодежи к получению технического и профессионального образования и участию в программе индустриализации».
Так как интеграция образования, науки и производства - сруктурообразующий компонент единого образовательного пространства, позволяющий сформировать системные профессиональные знания, лежащие в основе профессиональных компетенций.
Продуктивность интеграции достигается при условии качества взаимоотношений образовательных, производственных мастерских колледжа и самого базового производства.
Для этого инженерно-педагогический состав разработали структуру:
· Проведение интегрированных уроков с общеобразовательными предметами и мастерами производственного обучения;
· Развитие интереса и компетентности через кружок технического творчества;
· Связь колледжа с базовым предприятием. Общие задачи колледжа и базового предприятия (Аксуский завод ферросплавов).
Исходя из всего сказанного моя цель – показать возможности интеграции при изучении специальных дисциплин с общеобразовательными предметами, производственными мастерскими, то, что развивает профессиональную компетенцию у студентов.
Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть направлена на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия студентами исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы целостного, синтезированного восприятия студентами исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Межпредметные связи стимулируют лучшее усвоение материала, способствует развитию мышления, повышает интерес к предмету, влияют на повышение качества знаний, формирование умений использовать учебную литературу, анализировать, сопоставлять факты из различных областей знаний.
Позвольте привести несколько примеров.
1. Связь специальных дисциплин и физики.
1. Предшествующая связь, когда на уроке физики изучают тему раньше, чем на уроке специальной технологии (токарное дело и сварочное), например, изучение темы по физике «Изотермические процессы» проводят раньше, чем темы «Тепловые процессы при резании» и «Газовая сварка; чтобы показать, что изучаемый материал связан с будущей профессией студентов, изучаются вопросы «Получение кислорода из воздуха», «Выделение количество теплоты в окружающее пространство», «Устройство газового редуктора», «СОЖ при резании». Все эти темы и вопросы опираются на знание физических законов (расширение газа; изменение температурного баланса и т.д).
2. Сопутствующая связь, когда темы на уроках физики и специальной технологии совпадают (токарное дело и металлообработка, сварочное и электрики), например «Закон Ома для участка цепи и полной цепи»; в токарном рассматриваются темы «Виды приводов», где основным приводом является электрический привод, где все основано на последовательном и параллельном соединении кинематической схемы станка, а значит связь с основными законами Ома, где можно произвести расчеты на сопротивление, силы тока, удельного сопротивления. В сварочном деле тема «Оборудование сварочного поста для ручной дуговой сварки». Здесь уместно поставить вопрос: можно ли осуществить сварку на расстоянии 50, 100 м? Нет. Почему? Студенты знают, что по нормам длина провода должна быть в пределах от 3 до 25 метров. Выясняем, что с увеличением длины провода увеличивается его сопротивление; это приводит к падению напряжения, и дуга не горит стабильно
3. Последующая связь – связь, когда учащиеся сначала знакомятся с материалом на уроке специальных дисциплин, а затем встречаются с ними на занятиях по физике. Пример: студенты уже знакомы с темой «Электрическая дуга и ее применение в сварочных работах», «Кинематическая схема токарного станка» и «Электрический привод»; при изучении темы по физике «Взаимодействие токов», чтобы показать: опыты Ампера по взаимодействию проводников имеют непосредственное отношение к будущей специальности, задаем вопрос «Почему при сварке постоянным током происходит разбрызгивание металла?» или «Какой ток используется в работе электрического двигателя в токарном станке?» В ходе беседы вспоминаем: Что такое электрический ток? Какое направление имеет электрический ток? Что существует вокруг движущихся зарядов? Подчеркнем, чтобы получить правильный ответ на один вопрос по специальности, надо вспомнить несколько вопросов из физике, т.е. физика – научная основа электротехники.
4. Связь специальных дисциплин с математикой ежеурочная и постоянная. Например, при изучении темы «Обработка конических поверхностей», «Обработка цилиндрических поверхностей» по специальной дисциплине «Токарное дело и металлообработка», студенты должны хорошо знать: Что такое конус и цилиндр.
Проводя интегрированные уроки совместно с преподавателем математики, происходит взаимное объяснение данной темы с применением определений, фигур и рисунков. Приведу некоторые фрагменты из урока: урок начинает преподаватель специальных дисциплин, дает тему; ставит задачи и цели; имеется план-конспект выполнения студентами заданий, по которым они видят ход урока и последовательность заданий и вопросов. Преподаватель математики дает определение конуса: «Конус – фигура, полученная при вращении прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов (подтверждается рисунком, макетом конуса, презентация). Закрепляется вопросами на самоконтроль и передается преподавателю специальных дисциплин, где рассматривается наглядно на детали коническая поверхность, ее обработка на токарном станке. Вместе с преподавателем математики проводится фронтальный опрос по теме. По математики можно задать следующие вопросы на закрепление: «Может ли образующая конуса равняться: а) высоте конуса; б)радиусу окружности основания? Ответы обоснуйте. Как нужно пересечь конус плоскостью, чтобы в сечении получился: а) круг; б) фигура, ограниченная эллипсом?» Заданные вопросы очень помогают для ответов на вопросы по специальной технологии: «Как образуется конус? Есть ли у конуса центр, ось или плоскость симметрии? Чем образуется конус при токарной обработке?» Все это помогает применять и на практике.
5. Связь специальной технологии с предметом черчение, так как токарь и сварщики должны уметь читать чертежи, чтобы выполнить свое задание качественно и ответственно. При изучении каждой темы имеются изображения и условные обозначения, которые изучаются на уроках черчения. Студенты изучают по каким правилам и с помощью каких инструментов выполняется чертеж, изучают масштабирование, виды линий, правила чтения чертежа. Все эти навыки и умения они применяют на практике, чтобы построить и прочитать чертеж на защите дипломного проекта.
6. Так же можно провести интеграцию специальной дисциплины и предмета информатики и вычислительной техники. Например специальная дисциплина–материаловедение. Проводится в компьютерном кабинете с преподавателем информатики, например тема «Цветные металлы» (повторение темы). Преподаватель специальных дисциплин дает листы – задания с контрольными вопросами; параграфами тем и творческим заданием. Проводит фронтальный опрос: « Виды и классификация цветных металлов». Переходя к заданию – составить презентацию на пройденную тему передает слово преподавателю информатики. У студентов развивается огромный интерес, у кого же получится лучше, чтобы презентацию применять на уроках материаловедение.
7. Основной формой передачи профессиональных знаний и формирование навыков у студентов является совместная связь предметника специальной технологии и мастера производственного обучения в мастерских. Хочу привести слова Генри Форд «Собраться вместе - это начало, остаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех». Из своего опыта могу сказать, что это очень эффективный метод для понимания тем студентами и сразу применять практически. Мы вместе с мастером производственного обучения составляет план урока производственного обучения, например, темы «Обработка и техника сверления. Применение операций сверление, рассверливание, зенкерование, развертывание и зенкование». На уроке специальной технологии студенты проходят теорию «Обработка отверстий», где входят операции рассверливание, зенкерование, развертывание и зенкование, которые применяются в токарной обработке. Предметник специальной технологии и мастер производственного обучения совместно готовят материально – техническое оснащение урока; составляют ход самого урока; подбирают задания по карточкам на повторение данного материала; используют и вместе применяют ИКТ (подбор видео – ролики; чертежи); расчетные задания и тесты; вместе проводят инструктаж по ТБ и вместе переходят со студентами к практической части – работа за станками; вместе проводят контроль выполненных деталей и выставляют оценки. Такие интегрированные уроки играют большую роль и значимость в повышении оценки профессиональной деятельности студентов.
Итоговым результатом связи теории с производственной практикой в мастерских у нас в колледже является конкурс «Лучший по профессии», который проводится по всем специальностям, где выявляются студенты, занявшие свое призовое место.
8. Еще одним показателем и этапом развития профессионального мастерства – это кружки технического творчества, которые в нашем колледже разработаны по всем специальностям. Они вызывают интерес к профессии, приучают к инициативе, расширяют кругозор будущего рабочего. Опыт показывает, что студенты, занимающиеся в кружках технического творчества, значительно быстрее осваивают свою профессию и, как правило, после выпуска из колледжа становятся рационализаторами и новаторами производства. Под руководством мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин студенты в кружках разрабатывают и изготовляют различные пособия, которые используются в учебном процессе. В наших мастерских имеется выставочный зал, где находятся лучшие работы студентов.
9. Заключительный этап повышения профессиональных компетенций – это совместная работа базового предприятия (АЗФ) и нашего колледжа черной металлургии, где проходит подготовка высококвалифицированных рабочих кадров, воспитание активных, конкурентноспособных специалистов.
И в заключении из всего изложенного можно сделать вывод.Результатом совместной плодотворной деятельности инженерно-педагогического коллектива удалось добиться признания высокого профессионального уровня наших студентов. Это участие в региональных, республиканских конкурсах профессионального мастерства WorldSkillsи завоевание призовых мест.
Список литературы
1. И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организации учебно-воспитательного и методического процессов. «Учитель»,- Волгоград, 2009 г.
2. В.С. Филиппов. Воспитание будущих рабочих. Метод.пособие -М.:Высш.шк, 1990-159 с.
3. А.М. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. Профпедагогика.-М.:Высш.шк., 1986-288 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.