Статья на тему: «Работа с детьми с ОВЗ»
Сегодня по отношению к детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной,эмоционально – волевой сферышкольника. Наибольшую группу детей с ограниченными возможностями здоровья представляют дети с задержкой психического развития. Для удовлетворения образовательных потребностей учащихся с ЗПР в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.В эти условия входят:
- определённые организационные формы обучения;
- определённая система коррекционно – развивающего обучения (КРО);
- содержание индивидуально – групповых коррекционных занятий;
- индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут;
- специальная подготовка педагогических кадров.
Зная, что ко мне в класс придёт ученица с ОВЗ с ЗПР, у меня возникли вопросы: …. Но самый главный - «Как оптимально создать условия для обучения детей с ОВЗ с ЗПР с целью развития потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков?». Весной этого года я прошла обучение по программе: «Обучение детей с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС» в дистанционном режиме. После данного обучения вопросов возникло еще больше. Поэтому была рада использовать возможность очного обучения у специалистов из Красноярского краевого института повышения квалификации по теме: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования».
Для себя я поставила задачу - создать для ученицы с ОВЗ безбарьернуюпредметно – развивающую среду.
Для определения индивидуального образовательного маршрута школьным психологом была проведена комплексная диагностика. По результатам мы выработали единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определили общий прогноз ее дальнейшего развития. Совместно логопедом, дефектологом и социальным педагогом разработали комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий. На основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) была разработана адаптированная индивидуальная программа, содержание которой определено с учетом особых образовательных потребностей ребёнка.
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования. И именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.
Для повышения качества коррекционно я определила следующие задачи:
- формировать УУД на всех этапах учебного процесса;
-побуждать к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью;
-использовать более медленного темпа обучения, возвращения к изученному материалу;
- максимально использовать сохранные анализаторы ребенка;
- использовать упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.
Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы. Коррекционно – развивающий блок выстраивается в соответствии с рекомендациями коллегиального заключения ТПМПК и включает в себя:
Занятия с учителем – логопедом |
1час |
Занятия с дефектологом |
1 час |
Занятия с психологом |
1 час |
Занятия с педагогом дополнительного образования |
1 час |
Достижение метапредметных результатов обеспечивается также средствами внеурочной деятельности и осуществляется по направлениям:
Направления воспитательной деятельности |
Задачи по их реализации |
Спортивно-оздоровительное |
Формирование физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. |
Духовно-нравственное |
Развитие гражданско-патриотических и нравственных качеств личности учащихся. |
Общеинтеллектуальное |
Воспитание уважительного отношения к учебе, развитие интеллектуально-познавательных способностей учащихся. |
Общекультурное
|
Воспитание положительного отношения к труду, уважительного отношения к закону. |
Социальное |
Воспитание творческой активности, формирование общечеловеческих норм морали. |
С огромным желанием моя ученица посещает кружок «Почемучка», на которых школьный библиотекарь проводит занятия на развитие внимания, памяти, фонематического слуха, связной речи. «Здоровячок» и «Ритмика» направлены на формирование здорового образа жизни.
Хочется отметить, что моя ученица - добрый человечек. Несмотря на все трудности, которые ей приходится преодолевать, она остается доброжелательной…… Она любит делиться всеми своими радостями и невзгодами. К подготовке домашних заданий подходит творчески, особенно, при выполнении проектов. Совместно с родителями девочки мы участвовали в творческом проекте «Миллионы идей из ненужных вещей», в котором рассказали, что и как можно сделать из бросового материала. Именно в проектной деятельности раскрывается весь её познавательный и творческий потенциал. Любит участвовать в классных и школьных мероприятиях. И здесь она совершенно не отличается от других детей, ведь во внеурочной деятельности все равны.
Есть еще один немаловажный ресурс в работе с детьми ЗПР, это - родители, которые не остаются в стороне от процесса воспитания и обучения (образования). Ежемесячно школьный психолог, социальный педагог проводят не только просветительскую работу с родителями, но и старается сделать их соучастниками образовательного и воспитательного процесса, вовлекая в различные школьные и классные мероприятия.
По результатам первичной, вторичной и итоговой диагностики специалистов, участвующих в реализации программы, делаются выводы и заключения и выстраивается дальнейшая работа с ребенком.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
Учитель начальных классов ТМК ОУ «Дудинская школа №3»
Кошкарева Татьяна Геннадьевна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.