СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
«РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ – СЛОВЕСНИКА»
Долбня М.А.,
преподаватель русского языка и литературы
ГБОУ СПО ЛНР «Ровеньковский строительный колледж»,
первая квалификационная категория
Аннотация
Профессиональная подготовка преподавателя в контексте развития современного образования содержит ряд конкретных компетенций: философская, социокультурная, когнитивная, профессионально - технологическая, информационная, коммуникативная, методическая и др. В данной статье исследуется методическая компетентность педагога.
Ключевые слова: компетентность, педагог, профессионализм, обучение, эффективность.
Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в вузе знания. На первый план выходит способность преподавателя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и успешно их реализовывать.
Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живёт до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.
Для того, чтобы управлять развитием личности, обеспечивать качество её обученности и воспитанности, нужно быть компетентным.
Понятие «профессиональная компетентность» - явление многоплановое. Это совокупность знаний и умений, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, умения анализировать, предвидеть результаты профессиональной деятельности, использовать нужную информацию.
В результате усовершенствования профессиональной компетентности рождается такое явление, как профессиональное мастерство, тесно связанное с педагогическим творчеством.
Главными признаками мастерства и творчества педагога является умение научить обучающихся усваивать основы предмета, формировать личность, развивать наклонности и таланты.
Для выполнения этого нужны хорошие специалисты, способные творчески подходить к решению инновационных задач, компетентные, ориентированные на созидательные преобразования.
В силу этого актуальным становится повышение методической компетентности педагога.
Профессиональная методическая компетентность – это способность оптимально эффективно, системно, с учётом достижений современной науки, используя способность прогнозирования осуществлять педагогические действия в образовательном пространстве.
Методическая компетентность преподавателя рассматривается как педагогическая компетентность, обеспечивающая способность распознавать и решать методические задачи, проблемы, возникающие в ходе педагогической деятельности; её структура преодоления методическим мышлением, методическим творчеством и мобильностью преподавателя. А мобильность выражается в расширении круга методических средств и улучшения уровня методического продукта за счёт опыта работы в условиях модернизации образования.
Последовательность организационных действий преподавателя – словесника, позволяющих развивать его методическую компетентность, выглядит следующим образом:
- диагностика: изучение и анализ исходных факторов педагогической ситуации;
- постановка целей обучения и воспитания;
- конкретизация обучающих моментов, их направленность на развитие обучаемых;
- выбор форм и методов, обеспечивающих необходимый результат;
- организация всех моментов педагогического процесса, направленная на взаимодействие педагога и обучаемых;
- обеспечение обратной связи, коррекция форм, методов, технологий;
- итоговая диагностика педагогического процесса, оценка результатов для постановки новых задач.
Из этого следует, что весь педагогический процесс, направленный на совершенствование педагогических компетентностей, педагогического мастерства напрямую зависит от самообразования педагога, постоянного анализа своей деятельности и повышения требовательности к собственным педагогическим умениям и навыкам.
Поэтому признаками, определяющими методическую компетентность педагога можно назвать:
- умелое использование и многообразие методических форм и методов на всех этапах работы как один из основных компонентов общей профессиональной компетентности;
- единство теоретической и практической готовности к эффективному осуществлению обучения и воспитания;
- проявление умений педагога соединять психолого – педагогические, методические и предметные знания, умения, навыки, опыт.
Все эти факторы во многом диктуют педагогу – словеснику выбор тех форм и методов, которые он применяет на различных этапах обучения, а также формируют наполнение структуры его компетентностей.
На первом этапе обучения наиболее необходимы педагогу коммуникативная, психологическая, поведенческая компетентность. Только эти качества помогут ему определить исходный уровень не только знаний обучающегося, его вербальные способности, но и социально – личностные характеристики.
Во время аналитического этапа работы педагог уже имеет возможность определиться с выбором форм и методов, обеспечивающих наибольшую результативность обучения в первом полугодии. Здесь зачастую нежелательны сложные приёмы, методы творческого исследования. Тут важно использовать любое проявление активности, индивидуальности. Обязательно применение групповых заданий для лучшего развития коммуникативных качеств. Воспитание ответственности во взаимодействии с окружающими.
Низкое владение техникой речи иногда приводит к тому, что обучающийся не в меру пользуется невербальными средствами. Задача педагога – найти способы педагогического воздействия на обучающегося, придающие его речи нужные формы.
Естественно для этого педагог должен сам в совершенстве владеть всеми вербальными и невербальными средствами и служить постоянным примером.
Все дальнейшие этапы предполагают наличие у педагога методических компетенций, связанных с проведением более сложных по структуре и формам уроков.
Учитывая то, что обучающиеся на этих этапах проявляют определённый профессиональный рост и интересуются моментами, связанными с будущей профессией, целесообразно проведение бинарных уроков с педагогами спецдисциплин. Это придаёт некоторые качества профессиональной мобильности как обучающимся, так и педагогам. Такие формы работы развивают способность управления педагогическим процессом в более сложных условиях и, соответственно, повышают уровень методической компетентности для создания лингвистических заданий, учитывающих специфику учебного заведения, а именно: словарная работа с профессиональной терминологией, использование этих терминов в диктантах, изложениях, сочинениях различных видов. Всё это требует постоянного улучшения (совершенствования) не только отдельных навыков и умений, но и высокого педагогического мастерства, заключающегося в том, что опыт педагога не может быть понятием «застывшим» и накопленным для любого случая. Постоянное самообразование, рефлексивно – продуктивная работа, умение создавать необходимые межпредметные связи – только такие качества дают право педагогу - словеснику считаться методически компетентным. В нашем колледже уделяется большое внимание усовершенствованию педагогического мастерства, модернизации методических технологий по подведению итогов самообразовательной деятельности педагогов (мастер-класс, творческий отчёт, презентация опыта, участие в выставках методических наработок, публикации и т.д.)
Педагогу – словеснику средних профессиональных организаций необходимо учитывать всю специфику учебных программ, а также отличные от других образовательных организаций свойства контингента. К основным из них относятся:
- средний уровень полученных ранее знаний по предмету;
- устоявшийся стереотип мышления обучаемых о незначительности, несущественности знаний по учебным дисциплинам;
- неумение проявлять активность и интерес к этим областям знаний;
- нежелание признать важность лингвистических знаний при освоении избранной профессии;
- состоявшийся ранее выбор своей профессии и нацеленность скорее практических профессиональных навыков, чем продолжение повышения уровня общеобразовательных знаний;
- отсутствие устойчивых коммуникативных навыков в процессе обучения, неумение решать сложные учебные задания в любом виде;
- обучающиеся в основном сформировались, как личность, и этот процесс формирования педагог не мог наблюдать.
Таким образом, современное образование требует преподавателя нового типа, который владеет высокой профессиональной культурой, способный объективно осмысливать педагогические явления и факты, критически оценивать и творчески преобразовывать педагогическую действительность.
Признание языкового образования одним из важнейших компонентов программы обучения возлагает на учителя-словесника большую ответственность.
В наше время учителю-словеснику необходимо решать современные задачи, не имеющие аналогов в прошлом, принимать участие в разработке решений и самостоятельно находить ответы на теоретические и практические вопросы, осуществлять творческий подход к данной деятельности. В нынешней образовательной среде преподавателю уже недостаточно просто обладать глубокими предметными знаниями и иметь практические умения и навыки. Преподавателю необходимы аналитические, информационные, рефлексивные, перспективные, коммуникативные умения, то есть он должен быть профессионалом.
Признание языкового образования одним из главных выдвигает учебный предмет «Русский язык» на первое место, а также возлагает на учителя-словесника значительную ответственность, так как от профессионализма преподавателя зависит всё обучение подростка в целом.
Список использованной литературы:
1. Ахметова Д., Гурьева Л. Преподаватель колледжа и инновационные технологии // Высшее образование в России. - 2001. - №4 - С. 138 -144.
2. Гребенев И.В. Методическая компетентность преподавателя: формирование и способы // Педагогика. – № 1. – 2014. – C. 69-74.
3. Дивина Л.И. Личность словесника. Север, 1984, № 3, с.77-83.
4. Кутьев В. Стиль работы учителя на уроке. Народное образование, 1973, № 12, с.73-77.
5. Макаренко А.С. Преподаватель словесности. Собр. соч.: В 5 томах. М., 1971, т.4, с.424-427.
6. Нагибина Н.А., Ипполитова Н.В. «Сущность понятия методическая компетентность педагога» // Научный поиск: вестник кафедры педагогики и психологии. – 2013. – №3. – С. 1-9.
7. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1971. - 256 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.