Развитие творческих способностей у учащихся в условиях реализации программы внеурочной деятельности.
Наш век открыл возможность творить во всех областях человеческой деятельности: искусстве, технике, науке и т. д. Причём основным критерием творчества стала новизна. Все более актуальной становится проблема одаренности. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности обучающихся.
В основе творчества — открытость личности миру, в том числе иным возможным мирам. Такая личность более восприимчива к любой внешней информации: природной, социальной, культурной. Природные и культурные процессы ведут творческую личность своими путями, заставляя её переживать и решать все возникающие напряжения как свои проблемы.
В.А.Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество- верная дорога к сердцу ребёнка»
Одним из важнейших направлений моей работы является подготовка учащихся к творческой деятельности, к жизни в обществе, т.к. общество ставит перед учителем задачу воспитания нужной и полезной ему личности с общечеловеческими ценностями. Поэтому одна из главных задач моей работы- воспитание активных, инициативных, творчески мыслящих учащихся, которые в будущем вырастут разносторонними людьми, творчески работающими, приносящими пользу обществу.
В связи с тем, что основы интеллекта, основы психики и всей духовной жизни человека формируется главным образом в дошкольном и школьном возрасте, считаю, что развитие творчества, творческого мышления важно на всех этапах школьного обучения.
Если предлагать детям только работу, направленную на выполнение заданий по образцу учителя и опирающуюся на память учащихся, то дети будут стремиться быть исполнительными, чёткими, усидчивыми. Это, конечно, качества положительные. Но из них не вырастут познавательные интересы и самостоятельность мышления, способность искать и находить какие-то нестандартные решения. Поэтому, наряду с требованиями «делай, как я», на своих уроках предлагаю детям проявлять своё творчество.
Интересы, склонности и способности детей различны. Каждый ребёнок по-своему уникален. Для меня важно выявить особенности каждого ученика. Все дети по- своему талантливы, раскрыть этот талант должна я – учитель. Для этого необходима большая и кропотливая работа с детьми, направленная на развитие их творческих способностей.
В начальной школе все предметы дают широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учебном процессе.
Т. Шацкий писал, что «зачатки творческой силы существуют почти у всех… надо лишь создать для проявления её подходящие условия.
Развитие творческого воображения необходимо для успешного обучения основам наук, имеет немалое значение в изобразительной, конструкторской деятельности, в повседневной жизни.
Для развития творческих способностей учащихся мною используются различные методы обучения. Методы - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. Методы конструирования, исследовательский, проблемный, частично- поисковый, эвристический в совокупности с объяснительно- иллюстративным дают свои результаты в формировании творческой личности школьника.
При выборе методов обучения я ориентируюсь на те, которые развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости, систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления и воображения.
Итак, развитие творческих способностей учащихся является основой обучения, фундаментом полноценной учебной деятельности каждого школьника.
Работая в школе, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроках является игровая деятельность, создание положительных, эмоциональных ситуаций, «открытие» им самим нового знания. Всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, включает их в процесс творчества, помогает усвоить любой учебный материал.
Что же составляет систему творческой деятельности в начальной школе?
Во- первых, это воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолеть свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании. В то же время предпосылками творчества является мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение. Творческая деятельность наиболее присуща тем детям, которые достигают ускоренного развития в самых разнообразных областях: нравственной, умственной, физической. Творчество можно расценивать как одно из проявлений гармоничного развития личности школьника.
И во-вторых, это - самовыражение индивидуальности личности ученика через творчество. Когда школьник декорирует готовое изделие, дополняет новыми деталями на основе воображения, разумеется, вносит что-то своё, что-то от своей личности. От своего видения жизни- это самовыражение
Итак, детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда- чувство тайны, которую так хочется разгадать. «Тайна возбуждает творчество»- сказал А. Энштейн. Творчество — это не оценить, не измерить обычными мерками. Но оно обязательно имеет продолжение и при переходе в среднее звено школы. Дети быстрее находят новые способы решения задач, составляют оригинальные задачи, легче устанавливают связь между ранее изученным и новым материалом, пишут интересные сочинения. Обогащается их словарный запас, развивается речь. На любом уроке они могут думать и рассуждать смело, нестандартно, увидят то, мимо чего они проходили, не замечая.
Перед нами учителями стоит задача вырастить детей инициативными, думающими, способными на творческий подход к любому делу, за которое они бы не взялись. Как выразилась Е.Н.Потапова: «Убьём в детях талант- рассыплется мир, распадётся хаосом, и не только мы сами останемся безголосыми, безъязычными, бесцветными, ног и природу обезголосим, обезглавим, обесцветим». Творчески относиться к делу значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество — это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности, без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечён, от творческих возможностей зависит его жизненный уровень.
Жизнь – дорога красок и открытий
Иди вперед, мой юный друг!
Твоя дорога полна красочных событий
Не пропусти их ты случайно, вдруг.
Вперед! Испытывай и пробуй, и свершай!
Новое ищи и радуйся всему
Мир творчества открыт для всех! Дерзай!
Способности даны не только одному.
У каждого есть шанс стать знаменитым,
У каждого есть шанс украсить мир,
И каждый может что-то сотворить по истине красивым,
Нам творчество для этого дает так много сил.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.