Речевое развитие детей младшего школьного возраста.
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Развитие речи ребенка раннего возраста приобретает особую актуальность в процессе обучения в младших классах. Очень большой процент детей имеет различные патологии. Речь человека отличает коммуникативная способность, т. е. форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию непосредственно от человека к человеку. Речь имеет прямое отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности. Речь ребенка формируется с первых дней под влиянием речи взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, и от воспитания и обучения. Возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на физическое и умственное развитие. Эти расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная сфера ребенка. У таких детей крайне низкая работоспособность. Как показывает практика, использование в работе с такими детьми обычных методов и приемов, не всегда дает эффективный результат. Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей, стимулирующие их речевую активность. Разучиваются песни, движения под музыку без слов (ритмопластика), движения под музыку со словами (лого ритмика), так же пальчиковая гимнастика, которая в большей мере способствует развитию речи ребенка. Интегрированное построение образовательной деятельности дает детям возможность реализовать свои творческий потенциал, а именно: сочинять, фантазировать, думать, познавать, а также, в интенсивно-игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное развивается познавательная активность. Свои эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят на речевую деятельность: голос, создание выразительного художественно-речевого образа. Культура слухового восприятия по средствам слуха позволяет ребёнку стать полноценным зрителем — слушателем доступных для него сказок, инсценировок, драматизации. Впечатлениями от прослушивания музыкальных произведений ребёнок делиться со сверстниками, взрослыми, тем самым развивая коммуникативную функцию речи. Мелодия, сопровождающая стихи, состоит из простых, повторяющихся оборотов, доступных для воспроизведения детьми . Ритм и мелодия рифмовки акцентируют внимание на морфологическом признаке, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребёнка. Многократное восприятие и воспроизведение грамматических форм, предложно-падежных конструкций, словосочетаний, которыми максимально насыщена рифмовка в соответствии с сочетанием коррекционной задачи и с активизацией различных анализаторов, способствуют формированию у детей морфологических и синтаксических обобщений в более короткие сроки. Простой текст и мелодия рифмовки рассчитаны на то, что ребёнок сможет подпевать взрослому. Протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, формирует мотивацию к занятиям, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности. Включение музыкально-логопедических средств языка способствует не только решению коррекционных задач, но и позволяет создать благоприятные условия для эмоционального взаимодействия взрослого и ребёнка. В отечественной педагогике накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у школьников. Многочисленные исследования показали важное значение игры как формы обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний. Использование сказки в школьном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами, сказка показывает ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает прочувствовать, к чему приведет тот или иной поступок героя. Это уникальная возможность пережить, проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. В русском фольклоре существует множество сказок, которые интересны и показательны для понимания малышей: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Работа со сказками позволяет использовать нетрадиционные средства рисования, стимулировать речевую активность, тренировать в произнесении звукоподражаний, развивать слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, артикуляционную и мелкую моторику, воспитывать интерес к народному творчеству, продуктивным видам деятельности, заботливое отношение к животным, а также активность, инициативность, способствовать развитию положительных эмоций. В сказку-инсценировку и театрализованную игру легко и органично включаются: − задания на развитие общей моторики (например, дети, путешествуя по лесу, идут по узкому мостику, перепрыгивают с кочки на кочку, помогают бабушке месить тесто, принимают участие в строительстве нового теремка для зверей); − голосовые и дыхательные упражнения, задания на развитие артикуляционного аппарата (малыши громким лаем прогоняют хитрую лису; дуют на Колобок, остужая его; заблудившись в лесу, зовут на помощь: «Ау! Ау! Ау!»); − игры и задания на развитие внимания и мышления (дети отгадывают загадки, вспоминают героев сказки). Путешествие по сказкам пробуждает фантазию и образное мышление, освобождает от стереотипов и шаблонов, дает простор творчеству. Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Сегодня этот метод является одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных. Достоинство и роль этого метода в работе с детьми с общим недоразвитием речи сегодня неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введением их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно организовать диалог, а, следовательно, влияют на развитие речи младших школьников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.