Статья на тему: «Способы повышение качества образования на уроках русского языка»
Оценка 4.7

Статья на тему: «Способы повышение качества образования на уроках русского языка»

Оценка 4.7
docx
05.10.2023
Статья на тему: «Способы повышение качества образования на уроках русского языка»
Доклад учителя русского языка и литературы _Повышение качества образования_.docx

Статья на тему: «Способы повышение качества образования

на уроках русского языка»

                                                                                                                                

 

         Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Ведь как говорил Бернард Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию, – деятельность».

«Все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, всех их можно учить»,-настаивал Я.А.Коменский в ряде разделов своей "Великой дидактики". Решающее значение в предупреждении неуспеваемости Коменский придавал правильной постановке процесса обучения и воспитания. Проблема неуспеваемости детей и способы ее предупреждения издавна волнует педагогов.

Сегодня мы имеем дело с ростом неуспеваемости школьников.

 Выявление причин неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления данной проблемы.

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. 

Можно выделить две группы основных причин существующих пробелов в знаниях учащихся:

1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;

2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.

Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения (отставание в умственном развитии от своих сверстников).

. Эти дети возбудимы, легкоранимы. Быстро утомляются. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение к ним.

Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). Непонимание происходит в основном в следствие пробелов в знаниях.

. В этом случае можно предложить следующее:

1. Парные диалоги (проверяют теоретические знания) в начале урока,

2. Коллективный урок в сменяющихся парах: Цель - обойти как можно больше своих товарищей, а те в свою очередь дома готовят вопросы.

3. Работа в группах. При отработке практических навыков по какой-либо теме создаются смешанные группы. Работа ведется методом обсуждения.

Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Например, ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету.

Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение.

Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература. Эти школьные предметы должны научить ребят умению мыслить творчески.

         На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.

       Я часто задаю вопрос при изучении любой новой темы – ЗАЧЕМ нам это нужно знать? Зачем уметь различать части слова, части речи, члены предложения? Зачем читать роман Пушкина «Дубровский»?.

      На уроках литературы я использую задания, способствующие  творческому развитию.

Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл. Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Прежде всего для таких ребят необходимо создать ситуацию успеха. Жалобы родителям, постоянные наказания  таких детей не дадут результатов. Лучше привлекать таких ребят для помощи в организации урока, предлагать им индивидуальные задания, доступные для их уровня и т.д. Одним словом, нужна продуманная система мер в борьбе сначала за интерес к предмету, а затем и успеваемость этого ученика.

     Итак, 1 слагаемое успеха на пути повышения качества знаний учащихся и в целом качества обучения – качественная подготовка к уроку.
Урок – это этап на пути усвоения новых знаний. Ученику должно быть понятно, чем и для чего он будет заниматься.

      В современных условиях, чтобы качественно подготовить урок, необходимо владеть многими образовательными технологиями и методиками.
     Основная технология-технология  личностно-ориентированного образования, которая используется с целью повышения качества обученности. Согласно этой технологии, задача учителя - создать условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению.

Для предупреждения неуспеваемости важно уметь вовремя применить технологии уровневой дифференциации.

Нет не только двух одинаковых учеников, нет и двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все должно учитываться при отборе заданий для учащихся.

   Очень важное  слагаемое качественного образования – психологический настрой на урок, на процесс обучения.

Учителю важно создать благоприятный психологический климат. Место шутке и место занимательности должно быть на уроке по возможности как можно чаще.
   Жизнь сегодняшних учеников не мыслима  без компьютера. Поэтому информационно-коммуникационные технологии – это не дань моде, а необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса.

    Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.

        Также на уроках литературы я практикую просмотр фрагментов художественных фильмов, поставленных на основе изучаемых произведений. На мой взгляд, это побуждает учеников со слабой мотивацией к учению приступить к прочтению произведения, или хотя бы интересных глав.

     

      Немаловажным слагаемым  качества образования является личность учителя, его авторитет.

Учитель является главной движущей силой качественного образования, он должен обладать определенными качествами. 

Антон Семенович Макаренко в книге «Педагогическая поэма» писал: «Учитель должен нравиться ученику, обязательно добиваться этого! Как? Следить за собой? Конечно. Но главное - учитель должен быть авторитетом ЗНАНИЙ».

Я думаю, каждый учитель должен стремиться к достижению этой цели. К достижению эмоционального контакта с учениками.

      Также в работе учителя очень важен контроль за качеством знаний, анализ результатов этого контроля. Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся должны предъявляться учителем серьезные требования.  Учителю необходимо создать ситуацию успеха на уроке, что является одним из направлений повышения качества образования. Но тем не менее оценка должна быть реальной, ни в коем случае не завышенной.

   Например, слабоуспевающему ученику можно предложить выполнение карточки такого уровня, с которым он наверняка справится. Получение положительной оценки пробуждает у ребенка стремление к дальнейшей работе.

        Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

   Необходимо  использоватьразличные типы домашних заданий.

И в заключение хотелось бы обратиться к известному высказыванию Уильяма Уорда:

 

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.

Спасибо за внимание!

 


 

Статья на тему: «Способы повышение качества образования на уроках русского языка»

Статья на тему: «Способы повышение качества образования на уроках русского языка»

Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл

Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2023