Одной из образовательных технологий поддерживающей компетентностно – ориентированный подход в образовании, является технология работы с учебным «портфолио» ученика.
«Портфолио» – относится к разделу индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а так же самооценивания. Оно позволяет учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной – является важным элементом практико–ориентированного подхода к образованию.
Важная цель портфолио – представить отчёт по процессу образования школьника, увидеть «картину» значимых результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.
Для успешности достижений ученика в начальной школе используем портфолио для формирования умения учиться адекватной самооценке, собственно познавательного, творческого труда ученика. Так же для контроля, роста знаний и навыков учащихся, отношений в определённой учебной обстановке.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но помогает решать важные педагогические задачи:
- формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения.
Портфель ученика – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ ученика.
Портфель представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой – либо области, в учебно – познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно- справочные материалы из дополнительных источников, сообщения и т.д. Коллекция работ, отобранная в «портфель» учеником, должна продемонстрировать учебные результаты, усилия, приложенные к их достижению, очевидный прогресс в умениях.
Есть несколько типов портфелей.
Таблица № 1
ТИПЫ «ПОРТФЕЛЕЙ»
№ |
Название «портфеля» |
Содержание «портфеля» |
1. |
«Папка достижений», «Портфель документов» |
Отражает успехи ученика – грамоты, благодарственные письма родителям, табель успеваемости, медали конкурсов, сертификаты, дипломы и т.п. |
2. |
Рефлексивный «Портфель работ» |
Раскрывает динамику личностного развития ученика, помогает отследить результаты его деятельности, как в количественном, так и в качественном аспекте. Это все контрольные и зачётные работы, творческие работы: сочинения, изложения, рисунки, поделки – всё, что делалось в течение определённого срока. |
3. |
Проблемно- исследовательский |
Предполагает написание реферата, сообщения, научной работы, подготовку к выступлению на конференции. Это набор материалов по определённым рубрикам: -варианты названий тем реферата ( сообщения и т. д.) - список литературы для изучения; - микротемы, проблемные области, план исследования; - факты, цифры, статистика; - цитаты, афоризмы; - межпредметная связь; - результаты исследования; - выводы по результатам исследования; - методы исследования; - прогнозы и перспективы. |
4. |
Тематический |
Создаётся в процессе изучения, какой – либо большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: учитель сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней - защиту своего «портфеля», собранного по результатам работы над данной темой. Учащимся в самом начале предъявляются задания разного уровня сложности, отражающие различные уровни мышления и познания. Из данных заданий ученики выбирают любые, которые они должны выполнить обязательно, чтобы получить зачёт.
|
5. |
«Портфель отзывов» |
Включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника к своей конкретной деятельности и её результатам. Портфель может быть представлен в виде текстов заключений, отзывов, рекомендательных писем и т.д. |
«Портфель достижения» ученика оценивается как по качеству, так и по количеству. При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них.
Таблица №2
Принципы оценочной деятельности
№ |
Название принципа |
Содержательная характеристика |
1. |
Самооценка результатов |
При оценке познавательной деятельности ученик рассматривает три аспекта: - умение видеть особенности предметной области; - умение принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений; - умение осуществлять коммуникации (участие в дискуссии, взаимообучение). |
2. |
Систематичность и регулярность самомониторинга |
Если ученик принимает решение проследить свои успехи в каком- либо учебном предмете, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой предметной области, отбирает наиболее интересные работы в свой «портфель». |
3. |
Структуризация материалов «портфеля» |
Задание ученику по отбору материала (по каким параметрам следует отбирать работы). Комментарии ученика к каждой работе (что в этой работе получалось, а что нет; согласен ли он с оценкой учителя; аргументированная коррекция ошибок самооценка работы). Анкета для родителей, для учащихся, для экспертов. |
4. |
Аккуратность и эстетичность оформления «портфеля» |
Внешне «портфель» может быть оформлен в виде специальных папок, картотек, небольших коробок для хранения. При оформлении окончательного варианта «портфеля» должны быть: оглавление, самоанализ и прогноз (взгляд в будущее). Учащийся может делать специальные отметки на полях если он хочет выделить ту или иную свою работу: « самая удачная моя работа, моя любимая статья по этой теме, моё любимое стихотворение, моя любимая задача». |
5 |
Целостность |
Представленные работы должны быть завершёнными, количество работ должно быть достаточным, чтобы можно было судить о достигнутых результатах учеником. |
6. |
Обоснованность презентации «портфеля» |
По завершении определённого объёма работ по данному разделу программы ученик выставляет свой портфель на презентацию в классе. Ученик должен показать своё продвижение в выбранной им области знания, доказать, что он приложил максимум усилий для достижения цели. |
Приложение №1
«Портфель» достижения» ученика
Учебный «портфолио» включает несколько обязательных элементов и необязательных
№ |
Цель |
Дать возможность ученику показать всё, на что он способен. |
|
Задачи : |
1. Формировать умение учиться и организовать собственную учебную деятельность. 2. Сформировать умение самоконтроля и самооценки. 3. Развивать творческие способности ученика. |
|
Титульный лист |
С указанием имени ученика, названия предмета, периода создания портфеля достижений, имени учителя и названия самого портфолио. |
1. |
Файл «Я» |
Рассказ ученика о себе, о семье (об интересах и увлечениях) о школе. Создаётся совместно с родителями. |
2. |
Раздел «Мои успехи». |
(обязательный) создаётся ученик + учитель 2.1.Проверочные и тестовые работы ученика по предметам; 2.2.Оценочные листы ( карты успеха); 2.3.Дневник-тетрадь «Мои достижения» - включает рубрики, которые отражают знания, умения и навыки, получаемые на уроках по данному предмету. 2.4. Награды, выданные школой. |
3. |
Раздел «Ситуативный» |
(применение изученного материала в практике) Собирает сам ученик. Литературное чтение: - читательский дневник; - список прочитанных книг; -творческие работы(сочинения ,рефераты, иллюст -рации к произведениям, собственные стихи, загадки и т.д.); 3.2. Математика - классные и домашние работы; - графические работы; - творческие работы; 3.3.Русский язык - классные и домашние работы; - работы над ошибками; - творческие работы (сочинения, изложения) 3.4. Природоведение - практические работы; - творческие работы; 3.5. Труд - творческие работы (указывается конкретная работа, даётся её краткое описание) - классные работы по труду; - даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках; 3.6. ИЗО - работы по искусству; - творческие работы; |
4. |
Раздел «Внешний»(отзывы) |
4.1. отзывы учителей, одноклассников, родителей |
5. |
Раздел «Описательный» (рефлексии) |
5.1. самооценка; 5.2. презентация портфеля; |
6. |
Раздел «Поисковый» |
(выполнение проектов – как индивидуальных, так и в малых группах – исследование проблемы; 6.1. список литературы; 6.2. научные статьи; |
7.
8.
9. |
Критерии оценки
Уровень итоговой оценки
Принципы |
- развитость мышления; - сформированность умений по предметам; - наличие творческих способностей; - развитость коммуникативных умений; - сформированность рефлексивных умений;
- самый высокий уровень: очевидный прогресс в продвижении, в содержании протфеля проявляется творческое отношение, оригинальность. - высокий уровень: глубокие знания предмета, логика собирания материалов, представлены не все необязательные элементы портфеля, отсутствует элемент в оформлении и оригинальность в содержании. - средний уровень: базовый уровень сформированности программных знаний и умений, основной акцент сделан на обязательных работах, логика сбора материала неясна. - слабый уровень: отрывочные знания по предмету, не полностью выполненные работы, критические оценки.
- большая самостоятельность ребёнка; - право выбора во всём: теме, оформлении, содержании; - поощряется любая инициатива. |
Содержание «Портфеля достижений».
1. |
«Визитная карточка» |
Рассказ ученика о себе, о семье(об интересах и увлечениях) о школе. Создаётся совместно с родителями. |
2. |
«Моя семья» |
Сочинения ученика о своей семье, о своих родителях, родословная семьи. |
3. |
«Я и мои успехи в учебе». |
(применение изученного материала в практике) Собирает сам ученик. 3.1Литературное чтение: -творческие работы(сочинения ,рефераты, иллюст -рации к произведениям, собственные стихи, загадки и т.д.); 3.2. Математика: -тестовые и итоговые контрольные рабрты; - графические работы; - творческие работы; 3.3.Русский язык: - тестовые и итоговые контрольные работы; - творческие работы (сочинения, изложения) 3.4. Природоведение: - творческие работы; - рефераты 3.5. ИЗО и худ.труд: - работы по искусству; - творческие работы; 3.6.Диагностические карты, отслеживания результатов продвижения ученика (заполняет учитель). |
4. |
«Это интересно». |
Материалы собранные учеником по теме его увлечений. (Вырезки из газет и журналов, ксерокопии, фотографии.) |
5. |
«Мои достижения». |
(обязательный) создаётся ученик + учитель 5.1. Грамоты, благодарственные письма, дипломы. 5.2.Оценочные листы ( карты успеха). |
6. |
«Поисковый» |
(выполнение проектов – как индивидуальных, так и в малых группах – исследование проблемы; 6.1. список литературы; 6.2. научные статьи; |
7. |
«Рефлексивный» |
7.1. отзывы учителей, одноклассников, родителей; 7.2.Самооценка. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.