Статья на тему: "Технология инновационной оценки "Портфолио"
Оценка 4.6

Статья на тему: "Технология инновационной оценки "Портфолио"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
другое
Детсад—11 кл
13.02.2020
Статья на тему: "Технология инновационной оценки "Портфолио"
«Портфолио» – относится к разделу индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а так же самооценивания. Оно позволяет учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной – является важным элементом практико–ориентированного подхода к образованию. Важная цель портфолио – представить отчёт по процессу образования школьника, увидеть «картину» значимых результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.
Портфолио.doc

Технология инновационной оценки "Портфолио"

 

 

Одной из образовательных технологий поддерживающей компетентностно – ориентированный подход в образовании, является технология работы с учебным «портфолио» ученика.

      «Портфолио» – относится к разделу индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а  так же самооценивания. Оно  позволяет учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной – является важным элементом практико–ориентированного подхода к образованию.

        Важная цель портфолио – представить отчёт по процессу образования школьника, увидеть «картину» значимых результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

        Для успешности достижений ученика в начальной школе  используем портфолио для формирования умения учиться адекватной самооценке, собственно познавательного, творческого труда ученика.  Так же для контроля, роста знаний и навыков учащихся, отношений в определённой учебной обстановке.

         Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но помогает решать важные педагогические задачи:

- формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения.

    Портфель ученика – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ ученика.

    Портфель представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой – либо области,  в учебно – познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно- справочные материалы из дополнительных источников, сообщения и т.д. Коллекция работ, отобранная в «портфель» учеником, должна продемонстрировать учебные результаты, усилия, приложенные к их достижению, очевидный прогресс в умениях. 

 Есть несколько типов портфелей.

 

Таблица № 1

                                               ТИПЫ «ПОРТФЕЛЕЙ»

 

Название «портфеля»

Содержание «портфеля»

1.

«Папка достижений»,

«Портфель документов»

Отражает успехи ученика – грамоты, благодарственные письма  родителям, табель успеваемости, медали конкурсов, сертификаты, дипломы и т.п.

2.

Рефлексивный  «Портфель работ»

Раскрывает динамику личностного развития ученика, помогает отследить результаты его деятельности, как в количественном, так и в качественном аспекте. Это все контрольные и зачётные работы, творческие работы: сочинения, изложения, рисунки, поделки – всё, что делалось в течение определённого срока.

3.

Проблемно-  исследовательский

Предполагает  написание реферата, сообщения, научной работы, подготовку к выступлению на конференции. Это набор материалов по определённым рубрикам:

-варианты названий тем реферата ( сообщения и т. д.)

- список  литературы для изучения;

- микротемы, проблемные области, план исследования;

- факты, цифры, статистика;

- цитаты, афоризмы;

- межпредметная связь;

- результаты исследования;

- выводы по результатам исследования;

- методы исследования;

- прогнозы и перспективы.

4.

Тематический

Создаётся в процессе изучения, какой – либо большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: учитель сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней  - защиту своего «портфеля», собранного по результатам работы над данной темой.  Учащимся в самом начале предъявляются задания разного уровня сложности, отражающие различные уровни мышления и познания. Из данных заданий ученики  выбирают любые, которые они должны выполнить обязательно, чтобы получить зачёт.

 

 

5.

 

«Портфель отзывов»

 

Включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника к своей конкретной деятельности и её результатам. Портфель может быть представлен в виде текстов заключений, отзывов, рекомендательных писем и т.д.

 

 

«Портфель достижения» ученика оценивается как по качеству, так и по количеству. При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них.

 

Таблица №2

Принципы оценочной деятельности

Название принципа

Содержательная характеристика

1.

Самооценка результатов

При оценке познавательной деятельности ученик рассматривает три аспекта:

- умение видеть особенности предметной области;

- умение принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;

- умение осуществлять коммуникации (участие в дискуссии, взаимообучение).

2.

Систематичность и регулярность самомониторинга

Если ученик принимает решение проследить свои успехи в каком- либо учебном предмете, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой предметной области, отбирает наиболее интересные работы в свой «портфель».

3.

Структуризация

материалов  «портфеля»

Задание ученику по отбору материала (по каким параметрам следует отбирать работы).

Комментарии ученика к каждой работе (что в этой работе получалось, а что нет; согласен ли он с оценкой учителя; аргументированная коррекция ошибок самооценка работы).

Анкета для родителей, для учащихся, для экспертов.

4.

Аккуратность и эстетичность оформления «портфеля»

Внешне «портфель» может быть оформлен в виде специальных папок, картотек, небольших коробок для хранения. При оформлении окончательного варианта «портфеля» должны быть: оглавление, самоанализ и  прогноз (взгляд в будущее).

Учащийся может делать специальные отметки на полях если он хочет выделить ту или иную свою работу: « самая удачная моя работа, моя любимая статья по этой  теме, моё любимое стихотворение, моя любимая задача».

5

Целостность

Представленные работы должны быть завершёнными, количество работ должно быть достаточным, чтобы можно было судить о достигнутых результатах учеником.

6.

Обоснованность презентации «портфеля»

По завершении определённого объёма работ по данному разделу программы ученик выставляет свой портфель на презентацию в классе. Ученик должен показать своё продвижение в выбранной им области знания, доказать, что он приложил максимум усилий для достижения цели.

 

 

Приложение №1 

«Портфель»  достижения» ученика

 

Учебный «портфолио» включает несколько обязательных элементов и необязательных

Цель

Дать возможность ученику показать всё, на что он способен.

 

Задачи :

1.            Формировать  умение учиться и организовать собственную учебную деятельность.

2.            Сформировать умение самоконтроля и самооценки.

3.            Развивать творческие способности ученика.

 

Титульный лист

С указанием имени ученика, названия предмета, периода создания портфеля достижений, имени учителя и названия самого портфолио.

1.

Файл «Я»

Рассказ ученика о себе, о семье (об интересах и увлечениях)

о школе.  Создаётся совместно с родителями.

2.

Раздел «Мои успехи».

(обязательный) создаётся ученик + учитель

 2.1.Проверочные и тестовые работы ученика по предметам;

 2.2.Оценочные  листы ( карты успеха);

2.3.Дневник-тетрадь «Мои достижения» - включает рубрики, которые отражают знания, умения и навыки, получаемые на уроках по данному предмету.

2.4. Награды, выданные школой.

3.

Раздел «Ситуативный»

(применение изученного материала в практике) Собирает сам ученик.

            Литературное  чтение:

 - читательский дневник;

- список прочитанных книг;

-творческие работы(сочинения ,рефераты, иллюст -рации к произведениям, собственные стихи,

загадки и т.д.);

3.2. Математика

- классные и домашние работы;

- графические работы;

- творческие работы;

3.3.Русский язык

- классные и домашние работы;

- работы над ошибками;

- творческие работы (сочинения, изложения)

3.4. Природоведение

- практические работы;

- творческие работы;

3.5. Труд

- творческие работы (указывается конкретная работа, даётся её краткое описание)

- классные работы по труду;

- даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках;

3.6. ИЗО

- работы по искусству;

- творческие работы;

4.

Раздел «Внешний»(отзывы)

4.1. отзывы учителей, одноклассников, родителей

5.

Раздел «Описательный»

(рефлексии)

5.1. самооценка;

5.2. презентация портфеля;

6.

Раздел «Поисковый»

(выполнение проектов – как индивидуальных, так и в малых группах – исследование проблемы;

6.1. список литературы;

6.2. научные статьи;

7.

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Критерии оценки

 

 

 

 

 

Уровень итоговой

оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы

- развитость мышления;

- сформированность умений по предметам;

- наличие творческих способностей;

- развитость коммуникативных умений;

- сформированность рефлексивных умений;

 

- самый высокий уровень: очевидный прогресс в продвижении, в содержании протфеля проявляется творческое отношение, оригинальность.

- высокий уровень: глубокие знания предмета, логика собирания материалов, представлены не все необязательные элементы портфеля, отсутствует элемент в оформлении и оригинальность в содержании.

- средний уровень: базовый уровень сформированности программных знаний и умений, основной акцент сделан на обязательных работах, логика сбора материала неясна.

- слабый уровень: отрывочные знания по предмету, не полностью выполненные работы, критические оценки.

 

 - большая самостоятельность ребёнка;

- право выбора во всём: теме, оформлении, содержании;

- поощряется любая инициатива.

 

Содержание  «Портфеля достижений».

 

1.

 «Визитная карточка»

Рассказ ученика о себе, о семье(об интересах и увлечениях)

о школе.  Создаётся совместно с родителями.

2.

«Моя семья»

Сочинения ученика о своей семье, о своих родителях, родословная семьи.

3.

«Я и мои успехи в учебе».

(применение изученного материала в практике) Собирает сам ученик.

3.1Литературное  чтение:

-творческие работы(сочинения ,рефераты, иллюст -рации к произведениям, собственные стихи, загадки и т.д.);

3.2. Математика:

-тестовые и итоговые контрольные рабрты;

- графические работы;

- творческие работы;

3.3.Русский язык:

- тестовые и итоговые контрольные работы;

- творческие работы (сочинения, изложения)

3.4. Природоведение:

- творческие работы;

- рефераты

3.5. ИЗО и худ.труд:

- работы по искусству;

- творческие работы;

3.6.Диагностические карты, отслеживания результатов продвижения ученика (заполняет учитель).

4.

«Это интересно».

Материалы собранные учеником по теме его увлечений.

(Вырезки из газет и журналов, ксерокопии, фотографии.)

5.

«Мои достижения».

(обязательный) создаётся ученик + учитель

5.1. Грамоты, благодарственные письма, дипломы.

5.2.Оценочные  листы ( карты успеха).

6.

«Поисковый»

(выполнение проектов – как индивидуальных, так и в малых группах – исследование проблемы;

6.1. список литературы;

6.2. научные статьи;

7.

 «Рефлексивный»

7.1. отзывы учителей, одноклассников, родителей;

7.2.Самооценка.

 


Технология инновационной оценки "Портфолио"

Технология инновационной оценки "Портфолио"

Проблемно- исследовательскийПредполагает написание реферата, сообщения, научной работы, подготовку к выступлению на конференции

Проблемно- исследовательскийПредполагает написание реферата, сообщения, научной работы, подготовку к выступлению на конференции

Раздел «Мои успехи».(обязательный) создаётся ученик + учитель 2

Раздел «Мои успехи».(обязательный) создаётся ученик + учитель 2

Критерии оценки Уровень итоговой оценки

Критерии оценки Уровень итоговой оценки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2020