Статья на тему "Технология развития критического мышления"

  • docx
  • 01.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технология развития критического мышления.docx

Технология развития критического мышления

на уроках математики.

Газман Татьяна Николаевна

учитель математики

 

Современная система образования и процесс обучения должны быть построены на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой или чужой опыт. Все эти факторы направлены на формирование и развитие интеллектуального и нравственного потенциала личности, умение работать с информацией, формирование критического мышления.

По мнению Д. Халперна, критическое мышление - это использование когнитивных  техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. (Психология критического мышления, с.22)

При формировании и развитии критического мышления особое внимание направлено на создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Данная  позиция в большей степени повышает надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным, в результате чего повышается коммуникативный потенциал личности.

Дэвид Клустер, профессор, преподаватель литературы (Холланд, штат Мичиган, США), выделяет  пять аспектов критического мышления, которые отличают его от других типов:

Ø     Критическое мышление есть самостоятельное мышление.

 Каждый ученик формулирует свои идеи, мысли, оценки и убеждения независимо от других. Чтобы сформулировать собственные мнения, знания - ученик должен пополнять их, используя материалы дополнительных информационных источников, таких как словари, энциклопедии, материалы Интернет - ресурсов и т.д.

Ø     Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

Знания создают определенную мотивацию, без которой ученик не может мыслить критически. Чтобы сформировать определенную систему оценки, необходимо переработать большое количество информации.

Ø     Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. По мнению педагогов, учение будет результативным в том случае, если ученики стремятся формулировать проблемы на основе жизненного опыта, и самостоятельно пытаются их разрешать на основе полученных знаний.

Ø     Критическое мышление основано на убедительной аргументации.

Критически мыслящий ученик находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он

Также осознает, что возможны и другие решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение является более логичным и рациональным.

Ø     Критическое мышление  есть мышление социальное.

Любая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Поэтому, применяя ТРКМ на своих уроках, стараюсь применять различные  виды индивидуальной, парной и групповой работы, включая дебаты и элементы дискуссии. Работая в парах или группах, ученики решают более сложные задачи творческого характера. В процессе продуктивного обмена мнениями у учеников вырабатываются следующие качества личности, как умение слушать других, формирование и отстаивание своей точки зрения.

Суть специфики технологии развития критического мышления заключается в следующем:

Ø     построение учебного процесса на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации

Ø     в основе ТРКМ используется трехфазовая структура урока:

ü     фаза вызова (активизация имеющихся знаний и пробуждение интереса к получению новых знаний)

ü     фаза осмысления (получение новой информации)

ü     фаза рефлексии (осмысление, рождение нового знания)

(каждая фаза имеет свой эмоциональный подъем на определенном этапе урока)

Ø     проведение обучения на основе принципов сотрудничества, планирования и осмысленности.

Приемы развития критического мышления:

Посредством использования ТРКМ на уроках математики создаю условия для развития у ребенка мыслительных умений, необходимых для практической деятельности; формирую умение самостоятельно принимать решения и делать выводы.

Прием «Знаю – Хочу узнать - Узнал » (З-Х-У)

Данный прием предусматривает комплексный подход к изучению материала.

Учение начинается с активизации уже имеющихся знаний у учащихся. В первый столбец «Знаем» записываем идеи учеников, которые они предлагают.

Во второй столбик «Хотим узнать» предлагаем ученикам внести свои опорные мысли и идеи, которые у них возникли в процессе обсуждения темы. Затем при чтении нового текста, учащиеся пытаются найти ответы на поставленные вопросы. Особым требованием при этом является – записать сведения, понятия и факты необходимо своими словами, не цитируя учебник. После изучения темы, учащиеся соотносят полученную информацию с той, которая была у них в начале урока.

Например, при изучении темы «Прямоугольный треугольник» в 7 классе.

Знаем

Хотим узнать

Узнал

1.                      Определение прямоугольного треугольника

2.                      Один из углов равен  .

3.                      Угол, градусная мера которого  - прямой.

4.                      Сумма двух остальных углов равна .

5.                      2 угла острые

6.                      Сумма всех углов равна

7.                      Нет тупых углов

8.                      2 катета и гипотенуза

9.                      Катет меньше гипотенузы

10.                  Гипотенуза лежит против угла

11.                  Катеты перпендикулярны

12.                  Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов

1.                      Признаки подобия прямоугольных треугольников

2.                      Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.

3.                      Свойства и признаки  треугольника

 

 

 

Прием «Корзина идей»

Этот прием может быть рассмотрен как при организации индивидуальной, так и парной работы, на начальной стадии урока, т. е. на фазе «вызова», когда проводится актуализация имеющихся знаний у учащихся. Данный прием позволяет выявить у учащихся наличие первоначального опыта по изучаемой теме или проблеме.

Например, урок математики в 6 классе по теме «Длина окружности и площадь круга». На экране портрет математика. Учащимся предлагается дать характеристику: кто это, каков род его занятий, в каком веке жил, как это может быть связано с темой нашего урока и т.д. Все ответы учащихся записываются на доску. В ходе урока выясняется, что это Архимед - древнегреческий ученый (ІІІ в. до н.э.). Он впервые нашел приближенное значение числа π 

Прием «Кластер»

Данный прием – прием систематизации изучаемого материала в виде схемы.  Прием «Кластер» я применяю как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, безусловно, он является способом мотивации к размышлению или до изучения нового материала, или формой систематизации изученной информации при подведении итогов.

В зависимости от типа урока, я организую или самостоятельную работу учащихся, или парную в виде совместного обсуждения.

Сначала учащиеся выполняют данную работу самостоятельно, а затем, ознакомившись с материалом учебника, дополняют кластер новыми сведениями. В итоге, анализируя получившийся кластер, необходимо конкретизировать направления развития темы.

Прием «Ромашка Блума»

 

«Ромашку вопросов» можно использовать на всех трех стадиях урока.  Данный прием направлен на формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся, а также на умение правильно формулировать и задавать вопросы.

Прием «Синквейн»

Это пятистрочная стихотворная форма, которая помогает описывать суть изучаемых понятий в лаконичной форме, а также осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Правило построения синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

При составлении синквейна, у детей развивается не только критическое мышление, но и образное. Данная форма работы направлена на развитие у учащихся творческих способностей.

Пример синквейна:

Уравнение

Линейное               квадратное

Решить                   найти                   доказать

Равенство, содержащее переменную

Корень

Призма
Правильная         п-угольная
Вычислить
V       найти S      построить
Мир, как через призму
Многогранник

Прием «Пазл»

Данный прием я использую на уроках обобщения, на мастер – классах для развития творческого мышления учащихся, умения собирать и анализировать полученную информацию. «Пазл» можно составлять учащимися как индивидуально, так и коллективно.

Например: урок в 10 классе по теме «Теорема о трех перпендикулярах».

1.                      Словесная формулировка теоремы.

2.                      Чертеж к теореме.

3.                      Математическая запись доказательства теоремы.

Учащимся предлагаю следующие вариации этого задания:

1.                      Разрезные карточки.

2.                       Интерактивная доска, или каждый ученик выполняет данное задание за ноутбуком.

Прием «Пазл» вызывает интерес у учащихся. Дети с удовольствием разрабатывают задания по данному методу и демонстрируют их на уроках.

На мой взгляд, использование данной технологии позволяет проводить уроки в оптимальном режиме. ТРКМ является личностно – ориентированной и направлена на решение широкого спектра задач.

 

Литература

1.                      Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.

2.                      Халперн Д. Психология критического мышления. Спб. 2000.