«Условия эффективного функционирования
образовательного комплекса
«ДЕТСКИЙ САД - ШКОЛА»
Родители давно привыкли к сложившейся схеме образования для детей: детский сад, школа, институт. Школу могут заменить различные новообразования – гимназии, колледжи, лицеи. Институт уступит место Университету или техникуму. В последние годы широкое распространение получила новая структура, совмещающая первый и второй этап жизни ребенка. Это школа-детский сад.
Что же представляет собой на практике данное учреждение?
Модернизация системы российского образования особо актуализировала проблемы, связанные с ее гуманизацией, одним из условий которой является введение государственного стандарта образования. Стандарт направлен на решение одной из следующих задач: обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней, в том числе основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Дошкольное воспитание – первое звено единой системы образования. Поступление выпускников дошкольного образовательного учреждения в начальную школу происходит в процессе приспособления детей к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования готовности детей к обучению в школе. Процесс адаптации выпускников в школе многоаспектен и включает приспособление к режиму работы школы, школьному и ученическому коллективу, организационным формам обучения и воспитания, традициям и ценностям школы.
Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствительный и болезненный для участников, в первую очередь для самого ребенка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников: в школах до 70 % детей с симптомами дезадаптации.
Создание комплекса школа-детский сад должно было предусмотреть решение следующих задач:
1. Подготовить детей в школу с высоким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения.
2. Развивать знания, умения, качества детей, которые уже приобретены дошкольниками.
3. Активно использовать полученные знания, умения и навыки для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
А не только выполнение майских указов президента по ликвидации очерёдности в ДОУ.
В настоящее время в Нижнегорском районе функционирует 8 комплексов школа-детский сад. Из них 5 с группами кратковременного пребывания(гибриды): Жемчужинская, Зоркинская, Новогригорьевская, Изобильненская, Уваровская. А также 3 комплекса с полным пребыванием детей в ДОУ: Червоновская, Великосельская, Фрунзенская ОШДС.
Если с комплексами с полным днём более-менее всё понятно, то 5 новообразованных СОШДС испытывают огромные трудности.
1. Необходимость помещений в соответствии с требованиями (отдельные помещения с туалетами, и игровыми площадками и т.д.)
2. Необходимость мебели с учётом возрастных особенностей (от столиков до шкафчиков, современных компьютеров и подключения к сети Интернет)
3. Свой режим дня (чтоб не мешать занятиям).
4. Проблемы с кадрами (Отсутствие либо недостаточная квалификация воспитателей, тарификация на 0.6 ставки, отсутствие старшего воспитателя, контроль за ДС со стороны завуча далёкого от ДО. Необходимы специалисты, умеющие работать с детьми 3-10 лет, сочетающих профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов. Необходимо решить вопрос, например, с тарификацией учителя музыки как музыкального работника, и т.д.).
5. Отсутствие питания (начальную школу кормим, а ДС нет, отсутствуют специалисты, которые могут компетентно заниматься организацией питания.)
6. Отсутствие такого вида деятельности как присмотр и уход за дошкольниками не позволяет запрашивать и тратить средства на их функционирование.
7. Невозможность перевода на полный день так как выполнить требования по созданию условий в соответствии с САН ПиН невозможно.
Даже отправить воспитателя на семинар очень трудно, и нереально без нарушений, так как заменить его некем.
Хотя сама идея замечательная. Школа-детский сад готовит ребенка к переходу в новую взрослую жизнь. Изменение распорядка дня в жизни ребенка – это стресс. Новые условия, новая среда, к которой надо приспособиться. Мало просто присутствовать, нужно еще что-то делать и зачастую перед всем классом. Школа-детский сад обеспечивает плавное вхождение малыша в школьную жизнь. К тому же, как говорится, родные стены помогают.
Идеальная школа-детский сад должна выглядеть, примерно, следующим образом. С утра, как и в обычной школе, у детей идут уроки – необходимые предметы, утвержденные министерством образования. В школе-детском саду детей кормят обедом, полдником, как в детском саду. После обеда младшие классы уходят на тихий час. Затем проводятся внеурочные занятия, организуются всевозможные кружки по интересам. Это дополнительное образование каждая школа-детский сад может выбрать себе сама в зависимости от возможностей организации.
У нас же «решена» проблема дошкольного образования, а качество решения данной проблемы это уже следующий вопрос.
На мой взгляд основным путём решения, действительно решения, данной проблемы является строительство и реконструкция детских садов. Радует, что процесс начался и сад построен в Жемчужине, планируется в Садовом и в Уваровке. Но ведь есть ещё сад в Зоркино, скорее всего и Новогригорьевке. Уже много лет о реконструкции детского сада говорит Александр Павлович.
Кроме того, для комплексов школа-детский сад необходимо предусмотреть дополнительное финансирование на присмотр и уход за детьми, введение в штат помощника воспитателя, хотя бы одного на 2 группы, и старшего воспитателя.
Необходимы средства на обеспечение учебного процесса учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями.
Предложение: привлечь частных инвесторов, частных предпринимателей с целью оказания материальной помощи по улучшению материально-технической бызы школ- детских садов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.