Статья на тему:
«Влияние уровня школьной зрелости на уровень сформированности универсальных учебных действий»
Аннотация: В этой статье автор пишет об исследовании группы учащихся начальной школы, цель которого выявить влияние уровня школьной зрелости на уровень сформированности универсальных учебных действий нравственно-этической ориентации.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, школьная готовность.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно- этической ориентации определяют готовность ребенка к обучению.
Целью исследования явилось - выявить влияние уровня школьной зрелости на уровень сформированности универсальных учебных действий нравственно-этической ориентации.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ литературы с целью определения терминов «школьная зрелость», «уровень школьной зрелости»;
2. Определить термины «универсальные учебные действия», «универсальные учебные действий нравственно-этической ориентации».
3. Подбор и апробация методик для выявления уровня школьной зрелости обучающихся;
4. Подбор и апробация диагностик на выявление уровня сформированности универсальных учебных действий нравственно-этической ориентации обучающихся.
Более 100 лет назад были предприняты первые попытки определить готовность детей к обучению, или, как часто сейчас говорят, “школьную зрелость”. Недостаточная “школьная зрелость”, или функциональная неготовность к обучению в школе, чаще всего связывается не с общим, а с частичным отставанием в развитии, касающимся тех функций, которые испытывают напряжение в процессе учебы. Прежде всего, это касается развития психики ребенка, быстроты и прочности создания условных связей, лежащих в основе обучения. Таким образом, "Школьная зрелость" (более точное определение – функциональная готовность к обучению в школе) – это не что иное, как необходимый уровень развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе.
Уровни школьной зрелости:
1. «Школьнозрелые» - уровень психического развития соответствует норме, высокая способность к подражанию, высокая степень сформированности тонких двигательных координаций.
2. «Среднезрелые» - общий интеллектуальный уровень развития ребенка имеет незначительные отклонения от нормы, средняя способность к подражанию, средняя степень сформированности тонких двигательных координаций.
3.
«Незрелые» - "Незрелые" дети часто становятся
неуспевающими. Причем нередко это неуспевание в учебе растягивается на
несколько лет. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного
напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще
болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться.
По А.Г. Асмолову «универсальные учебные действия» - это система действий учащегося, обеспечивающая :
- культурную идентичность,
- социальную компетентность,
- толерантность,
- способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
Виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, общепознавательные, коммуникативные. Нравственно - этическая ориентация представляет собой выбор действия в условиях морального конфликта и включает следующие компоненты:
1. Уровень выделения морального содержания поступка.
2. Уровень ориентации на просоциальное поведение.
3. Уровень развития моральных суждений.
4. Уровни решения моральной дилеммы [1].
Для выявления степени школьной зрелости использован тест А. Керна в модификации И.Ирасека. [2]
Он содержит три задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении. Каждое задание оценивается баллом от 1(наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка). Таблица 1. Результаты диагностики уровня школьной зрелости (в баллах)
Приложение 1. Таблица 1. Результаты диагностики уровня школьной зрелости (в баллах)
ФИО ребенка |
3адание 1 Цель: оценить общий интеллектуальный уровень ребенка |
3адание 2 Ц: диагностика сенсомоторной координации, произвольности внимания, координации зрения и движений тонкой моторики рук |
3адание 3 Ц.: диагностика развития глазомера, способность к подражанию |
итого |
Уровень школьной зрелости |
Ученик 1 |
3 |
3 |
2 |
8 |
с |
Ученик 2 |
3 |
3 |
3 |
9 |
с |
Ученик 3 |
3 |
2 |
3 |
8 |
с |
Ученик 4 |
3 |
3 |
2 |
8 |
с |
Ученик 5 |
3 |
4 |
2 |
9 |
с |
Ученик 6 |
3 |
2 |
2 |
7 |
с |
Ученик7 |
3 |
3 |
2 |
8 |
с |
Ученик 8 |
3 |
3 |
2 |
8 |
с |
Ученик 9 |
4 |
4 |
2 |
10 |
н |
Ученик 10 |
3 |
3 |
2 |
8 |
с |
Ученик 11 |
2 |
3 |
1 |
6 |
с |
Ученик 12 |
4 |
4 |
3 |
11 |
н |
Ученик 13 |
3 |
4 |
2 |
9 |
с |
Ученик 14 |
2 |
1 |
1 |
4 |
ш |
Оценка:
3 -5 баллов – «школьнозрелые» (ш)
6-9 баллов – «среднезрелые» (с)
10-15 баллов – «незрелые» (н)
Для выявления уровня сформированности универсальных учебных действий нравственно-этической ориентации применена индивидуальная беседа. (см. Приложение 2. Таблица 2. Результаты диагностики уровня сформированности УУД нравственно-этической ориентации.
Приложение 2. Таблица 2. Результаты диагностики уровня сформированности УУД нравственно-этической ориентации
ФИО ребенка |
Уровень выделения морального содержания поступка |
Уровень ориентации на просоциальное поведение |
Уровень развития моральных суждений |
Уровни решения моральной дилеммы |
Итого |
Уровень ууд нэо |
Ученик 1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
в |
Ученик 2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
13 |
в |
Ученик 3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
в |
Ученик 4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
в |
Ученик 5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
в |
Ученик 6 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
в |
Ученик7 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
в |
Ученик 8 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
в |
Ученик 9 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
в |
Ученик 10 |
3 |
3 |
1 (указание на власть, авторитет) |
3 |
10 |
с |
Ученик 11 |
3 |
3 |
0 |
3 |
9 |
с |
Ученик 12 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
в |
Ученик 13 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
в |
Ученик 14 |
4 |
3 |
3 |
3 |
13 |
в |
Оценки:
4-5 баллов – низкий уровень
6-11 баллов – средний уровень
12-14 – высокий уровень.
Таблица 3. Сравнительные данные диаграмм 1 и 2.
Диаграмма 1. Результаты диагностики уровня школьной зрелости
|
Диаграмма 2. Результаты диагностики УУД нравственно-этической ориентации |
|
|
Анализируя данные таблицы, видно, что в группе 2 % учащихся – «незрелые», 7% - «среднезрелые», 79 % - «школьнозрелые»; 14 % учащихся имеют средний уровень сформированности УУД нравственно-этической ориентации, 86 % - высокий уровень.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень школьной готовности влияет на уровень сформированности УУД нравственно-этической ориентации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.