Статья на тему: «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях»
Оценка 5

Статья на тему: «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях»

Оценка 5
doc
11.07.2023
Статья на тему: «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях»
phpJAizIB_semya-i-shkola.doc

 

 

 

 

 

 

Доклад

учителя начальных классов

Цурановой Натальи Николаевны

 «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Из опыта работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 год


Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. 


           Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

       Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает  интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, и потому именно классный руководитель должен инициировать взаимодействие с родителями. Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают членами одной команды. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и педагога.

     Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный  на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств  взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

    Именно  семья  с  раннего  детства   призвана   заложить   в   ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика  показывает,  что  некоторые  родители  не  имеют специальных  знаний  в  области  воспитания и привития навыков здорового образа жизни,  испытывают  трудности  в установлении  контактов  с  детьми. В своей совместной работе с   родителями стараюсь   использовать  наиболее  эффективные способы решения этой проблемы, определить  содержание и формы педагогического просвещения. Все родители откликаются  на мое стремление  к  сотрудничеству, проявляют  интерес  к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому постоянно веду  целенаправленный  поиск  путей  решения этой проблемы,   оптимальных форм совместной работы с семьей в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

     Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа   была,  есть  и  останется  одним  из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

       Взаимоотношения семьи и школы очень важны в первые годы пребывания ребенка в школе. Ведь очень много зависит от первого учителя, от того, какую позицию в работе с родителями своих воспитанников он займет, как сможет организовать свою работу со взрослым коллективом.

Вопрос взаимодействия семьи и школы  весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит,  прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы.

 

Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Работая первый год со своим классом, я  старалась прежде всего найти контакт с каждой семьей обучающегося, помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы. Ведь положительный результат зависит  от  взаимоотношений  с семьёй.

 Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. 

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

В своей работе я использую следующие направления взаимодействия семьи и школы:

1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом.

5. Совместная деятельность родителей и учащихся.

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

А также:

·      выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;

·      ребенка и родителей;

·      участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;  

Конечно  невозможно обойтись и без индивидуальной работы с семьями.

 Я организую  беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни. При посещении семьи  беседую с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирую родителей об успехах их ребенка, даю советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

  Посещая семьи и беседуя с родителями, узнаю о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляю, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищу пути сотрудничества семьи и школы; уделяю большое внимание здоровью ученика.

   Использовала индивидуальные формы взаимодействия с семьями.

Не остается без внимания и такая форма взаимодействия семьи и школы как дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись классным руководителем о поведении, опозданиях на уроки и т.д. Но эта традиционная форма работы в последнее время стала менее эффективной, в  следствии занятости родителей на работе и находчивости детей (некоторые дети заводят два дневника) последние не всегда могут отслеживать всю информацию от классного руководителя. Но благодаря современным средствам связи (сотовый телефон, электронный журнал или вайбер ) можно составить  телефонный разговор,  что достаточно эффективно, если нет возможности личной встречи.

Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

Классное родительское собрание  и всеобучи остается основной формой работы с коллективом родителей и включает в себя  шесть обязательных компонентов:

·      Анализ учебных достижений учащихся класса.

·      В этой части собрания  я  знакомлю родителей с результатами учебной деятельности класса.

·      Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.

·      Психолого- педагогическое просвещение.

·      Обсуждение организационных вопросов (проведение экскурсий, классных вечеров, приобретение учебной литературы и пр.).

·      Рефлексия. В конце родительского собрания подводится итог всему сказанному.

·      Личные беседы с родителями.

Учителя и родители оказывают неоценимое влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие и сотрудничество. Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика.

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. 

Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Проводились анкетирование родителей учащихся .

Главным направлением взаимодействия семьи и классного руководителя должно стать вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность. Все родители нашего класса проявляют активность во внеклассной работе, но есть и  такие, которые  активно участвуют не только в классных, но и в школьных мероприятиях.

Дидактическая игра «Умный светофор».

Фестиваль детского творчества «Война и мир глазами детей». Акция «Письмо ветерану» (ко Дню освобождения Смоленщины)

Выставка поделок из природного материала «Осенний вернисаж»

«ПДД знай и выполняй»

Международный месячник школьных библиотек (Международный день школьных библиотек

«Твори добро! Поговорим о милосердии».

День матери в России

Праздничный вечер ко Дню матери «Как прекрасно это слово – мама!»

«Здравствуй, зима!»(утренник)

«Новогодний переполох»

Изготовление поделок на елку.

ПДД «Школа безопасности». Игра.

Рождественский утренник

Фестиваль детского творчества «Зимушка-зима»

Турнир смекалистых.

ПДД. Дорожные знаки.


Оформление выставок детских работ (рисунки, аппликации, поделки), которые позволяют учителю и одноклассникам сказать несколько добрых слов о работе ребенка: как он старался, что преодолел, чему научился.

Сотрудничая  с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания  в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в  раскрытии  индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала. Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.

Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности.

А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

·      педагогическому такту и этике взаимоотношений;

·      педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;

·      педагогическому просвещению родителей;

·      умению видеть сложные взаимоотношения в семье;

·      единству требований школы и семьи.

 

 

 

 

 


Доклад учителя начальных классов

Доклад учителя начальных классов

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя

Поэтому постоянно веду целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, оптимальных форм совместной работы с семьей в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь…

Поэтому постоянно веду целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, оптимальных форм совместной работы с семьей в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь…

Изучение условий семейного воспитания

Изучение условий семейного воспитания

Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей

Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей

ПДД знай и выполняй» Международный месячник школьных библиотек (Международный день школьных библиотек «Твори добро!

ПДД знай и выполняй» Международный месячник школьных библиотек (Международный день школьных библиотек «Твори добро!

Статья на тему: «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях»

Статья на тему: «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2023