Исследовательский проект "Саморегуляция и музыка"
Оценка 5

Исследовательский проект "Саморегуляция и музыка"

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
20.11.2023
Исследовательский проект "Саморегуляция и музыка"
«Саморегуляция и музыка»..doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»

 

  

 

 

 

 

 

Тема:«Саморегуляция и музыка».

                      отрасль науки: социально-экономические и

                            общественные науки (психология).

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Автор работы:                            

                                                                            Мазалова Ольга

                                                                            Юрьевна

                                                                            учащаяся 11 Б класса

                                                                            

                                                                            Руководитель:

                                                                            Бобкова Ирина

                                                                            Александровна

                                                                            педагог-психолог

 

 

 

Горшечное, 2021 г

                                           СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

I.    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5

1.1. КАК МУЗЫКА ВЛИЯЕТ НА НАШЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРОДУКТИВНОСТЬ?  5

1.2. КАК МУЗЫКА ВЛИЯЕТ НА НАШЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?  6

1.3. КАК МУЗЫКОТЕРАПИЯ СВЯЗАНА С ЦВЕТОТЕРАПИЕЙ?. 7

II.  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 13

ПРИЛОЖЕНИЯ. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время музыка плотно вошла в нашу жизнь. Многие даже не могут представить свой день без прослушивания любимой композиции. Однако мало кто задумывается, какое значение музыка оказывает на наше эмоциональное состояние. Мы слышим каждый день самые различные композиции. В магазине, на работе, дома - везде музыка помогает людям настроиться на определенный лад.

Актуальность проекта состоит в том, что люди редко задумываются о том, какое влияние оказывает музыка на эмоциональное состояние. Музыка способна воздействовать на наше психическое и психологическое здоровье. Мало кто знает, о таких видах терапии, как музыкотерапия и цветотерапия, которые помогают лучше узнать себя, свое Я. Поэтому я считаю, что данная тема достаточно интересна для более углубленного изучения.

Цель исследования:

Выявить влияние музыки на эмоциональное состояние человека.

Задачи исследования:

ü Изучить литературу по теме исследования, используя литературу по психологии, ресурсы Интернета

ü Систематизировать полученные знания.

ü Выяснить как связаны музыкотерапия и цветотерапия.

ü Провести собственное исследование, для получения информации о влиянии музыки на эмоциональное состояние человека.

ü Сделать выводы по данному исследованию.

ü Сделать презентацию на тему "Саморегуляция и музыка".

Объект исследования:

Музыка, как способ саморегулирования эмоционального состояние человека.

Предмет исследования:

Практические способы влияния на эмоциональное состояние человека.

Гипотеза:

Если мы изучим различные способы влияния музыки, то сможем управлять эмоциональным состоянием человека.

Методы исследования:

·       Наблюдение - целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании.

·       Анализ - метод, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

·       Диагностика - процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании.

·       Обобщение - подведение итогов, общий вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                          I.           Теоретическая часть.

1.1. Как музыка влияет на наше поведение и продуктивность?

Положительное влияние музыки для людей стало замечать давно, когда музыка только начала зарождаться. Постепенно она развивалась вместе с человечеством. Влияние музыки на сознание человека может стать важным фактором развития. Любая деятельность человека способна принимать ритмическую форму. Возможно, кто-то замечал, что когда наша работа происходит под музыку, то скорость выполнения зависит от ритма музыки. Под плавную, медленную мелодию действия человека будут замедленны, а под энергичную - движения резкие, быстрые. Если замечать все эти особенности, то можно с помощью музыки задавать себе необходимый темп. Такой способ может помочь в обучении, работе. Прослушивание динамичной мелодии может подтолкнуть к более быстрому принятию решений.

Так менеджеры в магазинах в час пик специально включают подвижную мелодию, чтобы люди двигались быстрее, а когда час пик проходит, то включают наоборот плавную мелодию, чтобы люди подольше ходили по магазину и покупали больше товаров.

Я в последнее время стала замечать, что музыка влияет на мою продуктивность. Если я делаю уроки, слушая тихо музыку, то заканчиваю с подготовкой домашнего задания гораздо быстрее, нежели бы я это делала в тишине. Таким образом, музыка способствует улучшению продуктивности человека.

 

 

 

 

 

1.2. Как музыка влияет на наше эмоциональное состояние?

Наверное, каждый из вас замечал, что определенные композиции по-разному влияют на ваше настроение, самочувствие. Ученые выяснили, что разные жанры музыки можно использовать в своих целей, для того, чтобы воздействовать на эмоциональное состояние человека. Так, для того чтобы стать умиротворенным, спокойным, рекомендуют слушать произведения классической музыки, таких композиторов как, П.Чайковский, Л.Бетховен, Ф.Шуберт,  и  др.

Для того, чтобы взбодриться, стать более активным рекомендуют слушать поп-музыку различных исполнителей. Она настраивает на более динамичную работу. Поп-музыка улучшает настроение, помогает на время забыть о проблемах и просто "отключиться" от мира.

Блюз и джаз также поднимают настроение, и влияют на подсознание человека. После прослушиваний тих композиций человек заряжается настроением и энергией, которой, возможно, ему не хватало.

Такие жанры музыки как хард-рок, хеви-метал, рэп могут наоборот испортить человеку настроение. Ввести его в депрессивное, грустное настроение, иногда и агрессивное.

Музыка несет в себе мощный эмоциональный заряд, который можно направить в нужное русло. Когда мы слушаем музыку, то все наши эмоции можно условно разделить на два вида: прочувствованные и воспринимаемые. Это значит, что даже если человек ни разу не слышал данную композицию, он может понять ее эмоциональный окрас. Так, при психологических расстройствах веселая музыка может только усугубить состояние больного, а грустная, меланхоличная музыка наоборот, возвращает жизни прежние краски. Музыка во многом выступает как предмет отвлечения от прежний забот, для многих является лекарством от депрессии.

 

 

1.3. Как музыкотерапия связана с цветотерапией?

Для начала разберемся, что такое цветотерапия.

Цветотерапия - это способ корректировки психоэмоционального состояния человека с помощью различных цветов. Такую методику применяют при лечении психологически и психически больных людей. Если знать обозначения цветов, то можно понять на какой аспект эмоционального состояния человека необходимо действовать. Для этого пациента просят нарисовать рисунок используя определенные цвета и затем анализируют контрастность ярких и темных тонов. При анализе помогают обозначения цветов. Таким образом, каждый цвет в цветотерапии имеет свое обозначение.

Красный цвет - цвет действия, любви, страсти, однако иногда его ассоциируют с кровью и поэтому не рекомендуется его использовать слишком часто. Если у вас плохое настроение, то этот цвет поможет вам зарядиться свежей энергией, активизирует и направит ее на оптимистическую волну.

Оранжевый цвет - цвет энергии, радости, жизнедеятельности. Этот цвет очень активизирующий, он поможет справиться с нервными срывами, внутренними страхами, приведет в равновесие вашу нервную систему, наполнит добрыми чувствами.

Желтый  цвет - цвет свежести, окрыления. Этот цвет символизирует солнце, тепло, лето. Он помогает развить интуицию и интеллект, способствует удаче. Желтый цвет может помочь замкнутым людям выговориться, когда это необходимо.

Зеленый цвет - цвет обновления, гармонии, юности, молодости. Этот цвет уравновешивает энергию, успокаивает, помогает избавиться от негативных чувств, заряжает энергией.

Голубой цвет - цвет успокоения, просветления. Этот цвет поможет вспыльчивым натурам прийти к спокойствию, пробуждает интуицию, облегчает чувство одиночества.

Синий цвет - цвет вдохновения, творчества, духовности. Если вы креативная личность, то этот цвет вам отлично подойдет, однако не стоит им злоупотреблять, так как он может привести к депрессивному настроению. Этот цвет поможет стать более уверенным в себе. Если вы напряжены, то синий цвет поможет немного расслабиться.

Фиолетовый цвет - цвет божественности, глубокой духовности. Он так же как и синий способен привести к умиротворению. Этот цвет также способствует развитию личности. Однако с этим цветом надо быть также осторожным, так как он тоже может привести к грустному, депрессивному настроению.

Черный цвет - цвет с сильной энергетикой, которая может сильно влиять на психологическое состояние человека. Если его использовать слишком часто, то это может привести к глубокой депрессии. Именно поэтому не рекомендуется особенно акцентировать свое внимание на этом цвете.

Таким образом, благодаря изучению различных свойств цветов, мы можем воздействовать на эмоциональное состояние человека и помочь ему, когда это необходимо.

Теперь разберемся, что такое музыкотерапия.

Музыкотерапия - это особый вид музыкальной деятельности, направленный на профилактику, оздоровление различных психоэмоциональных отклонений, средствами музыкального искусства. При этом музыка используется как вспомогательное средство. Т. Е. она задает лишь определенный темп нервной системе и эмоциональную окраску настроению человека.

Целью данной деятельности являются не только коррекция психофизиологических и психоэмоциональных нарушений, но и повышение резервных возможностей организма в целом. С помощью музыкотерапии можно регулировать эмоциональное состояние человека. Эффективность данного метода заключается в том, что нервная система человека запоминает определенный ритм и мотив мелодии и подстраивается под нее.

Таким образом, для лучшего лечения больного человека могут применять две эти терапии: музыкотерапия и цветотерапия. В связи с этим появился такой вид терапии, как музыкоцветотерапия. Чем же он характерен и какие особенности относятся к этому виду терапии?

Музыкоцветотерапия - вид интегративной музыкотерапии, который способствует восстановлению первоначального свойственного  человеческому организму энергетического равновесия, нарушенного болезненными симптомами, с помощью синтеза музыки и цвета. Рациональное использование цвета обеспечивает коррекцию психофизиологического и психоэмоционального состояния, а в сочетании с музыкой это воздействие усиливается. Через музыку человеку легче усвоить какие-то гуманистские ценности, так как музыка является регулятором поведения человека. При этом активизируются его чувства, эмоции, переживания, создают условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти. Музыка помогает человеку не только расти нравственно , но и понять самого себя, осознать свои собственные эмоциональные и душевные ресурсы. Таким образом, благодаря воздействию музыки и цвета  мы можем влиять на эмоциональное состояние человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                       II.           Практическая часть.

Я провела свое собственное исследование, которое заключается в изучении влияния музыки на эмоциональное состояние человека. Данное исследование я проводила на протяжении пяти месяцев с сентября по январь. Мое исследование заключалось в том, что на протяжении месяца я и моя сестра слушали определенную композицию, а следующий месяц слушали  уже другую и я отслеживала, как разные мелодии влияют на наше эмоциональное состояние. В качестве композиций я взяла различные произведения классической музыки. Я считаю, что она наиболее подходящая, для музыкоцветотерапии. На протяжении всего исследования я анализировала получаемые данные и сделала соответствующие выводы.

·       1 месяц.

Я выбрала композицию Чайковского "Времена года", так как и у меня и у моей сестры была снижена концентрация внимания. Мы обе нарисовали рисунки, во время прослушивания данной мелодии. И я заметила, что в них преобладают в основном темные, тоскливые тона. Хочу заметить, что  на протяжении месяца, пока слушали данное произведение, стали более внимательные к мелочам, однако присутствовало чувство усталости. (Приложение 1, Рис.1,   Рис 2)

·       2 месяц.

В октябре месяце я выбрала композицию "Сентиментальный вальс" Чайковского. Я в течение месяца вместе с сестрой прослушивала данное произведение. В конце мы снова под музыку рисовали. Все также присутствовали темные тона, но ярких цветов стало гораздо больше. (Приложение 2, Рис.1, Рис.2)

·       3 месяц.

В ноябре я выбрала композицию "Хор пилигримов" Вагнера, чтобы снять раздражимость, которая стала проявляться. В течении месяца данная композиция оказала успокаивающее действие на нас. Под конец месяца мы снова рисовали под музыку и стали заметны изменения. Темных и ярких цветов было в одинаковом соотношении. (Приложение 3, Рис.1, Рис.2)

·       4 месяц.

В декабре я решила выбрать композицию "Утро" Грига, чтобы снять признаки переутомления за год. Это произведение действительно помогает расслабиться и немного отойти от повседневных проблем. В конце месяца мы рисовали под музыку и в результате, рисунки стали более красочными, темные тона практически не присутствовали. (Приложение 4, Рис.1, Рис.2.)

·       5 месяц.

В январе я решила закрепить результаты композицией "Чардаш" Монти, для того, чтобы зарядить нас на следующий год положительной энергией. после каждого прослушивания появлялось настроение и внутренний подъем. В конце месяца мы рисовали под музыку, и в итоге яркие цвета преобладали над темными.(Приложение 5, Рис.1, Рис 2.)

В ходе исследования я провела анализ каждого из месяцев и пришла к выводу, что музыкоцветотерапия является комплексным помощником в решении душевных и эмоциональных нестабильностей. Если понять, что тревожит, то можно и самому воздействовать на это музыкой и цветом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подводя итог своей работы, я пришла к выводам:

Ø Музыка играет большую роль в жизни человека, способствует изменениям эмоционального состояния человека.

Ø Каждый цвет имеет свое значение и если знать это, то можно определить, что тревожит человека.

Ø Музыкоцветотерапия способна помочь человеку снять усталость и  напряжение, нервное состояние, раздражимость.

Таким образом, моя гипотеза о том, что если мы изучим различные способы влияния музыки, то сможем управлять эмоциональным состоянием человека. Я поняла, что с помощью цвета и музыки можно запрограммировать человека на определенное эмоциональное состояние.

Конечно, каждый будет реагировать по-разному на данную процедуру, однако в большинстве своем, человек будет под воздействием внешних факторов действовать так, как подсказывает ему подсознание.

Я считаю, что не стоит ограничиваться лишь той музыкой, которая человеку привычнее. стоит обращать внимание и на классические произведения, которые способствуют расслаблению нервной системы, улучшению эмоционального состояния. Если люди пару раз в неделю будут прослушивать классическую музыку, то недовольных и уставших людей станет намного меньше. Также исходя из собранной информации про влияние различных жанров музыки на эмоциональное состояние, я уверена, что хард-роком, рэпом, хеви-металом не стоит увлекаться, так как это несомненно будет сказываться на состоянии человека.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Рогов Е.И. "Эмоции и воля"

2. Шевченко Маргарита "Рисуночные тесты в психологии: диагностика, самопознание, релаксация".

3. https://teenage.by/article/muzykoterapija-kak-psihoterapevticheskij-metod

4. https://psy.su/feed/4631/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

Приложение 1, Рис.1

 

 

Приложение 1, Рис 2.

 

 

 

 

 

Приложение 2, Рис.1

 

 

Приложение 2, Рис.2

 

 

 

 

Приложение 3, Рис.1

 

 

Приложение 3, Рис.2

Приложение 4, Рис.1

 

 

Приложение 4, Рис.2

Приложение 5, Рис 1

 

 

Приложение 5, Рис.2


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . 3 I

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . 3 I

Введение В настоящее время музыка плотно вошла в нашу жизнь

Введение В настоящее время музыка плотно вошла в нашу жизнь

Гипотеза: Если мы изучим различные способы влияния музыки, то сможем управлять эмоциональным состоянием человека

Гипотеза: Если мы изучим различные способы влияния музыки, то сможем управлять эмоциональным состоянием человека

I. Теоретическая часть

I. Теоретическая часть

Как музыка влияет на наше эмоциональное состояние?

Как музыка влияет на наше эмоциональное состояние?

Как музыкотерапия связана с цветотерапией?

Как музыкотерапия связана с цветотерапией?

Синий цвет - цвет вдохновения, творчества, духовности

Синий цвет - цвет вдохновения, творчества, духовности

Таким образом, для лучшего лечения больного человека могут применять две эти терапии: музыкотерапия и цветотерапия

Таким образом, для лучшего лечения больного человека могут применять две эти терапии: музыкотерапия и цветотерапия

I. Практическая часть

I. Практическая часть

Приложение 3, Рис.1, Рис.2) · 4 месяц

Приложение 3, Рис.1, Рис.2) · 4 месяц

Заключение. Подводя итог своей работы, я пришла к выводам: Ø

Заключение. Подводя итог своей работы, я пришла к выводам: Ø

Список использованной литературы

Список использованной литературы

Приложения. Приложение 1, Рис

Приложения. Приложение 1, Рис

Приложение 2, Рис.1 Приложение 2,

Приложение 2, Рис.1 Приложение 2,

Приложение 3, Рис.1 Приложение 3,

Приложение 3, Рис.1 Приложение 3,

Приложение 4, Рис.1 Приложение 4,

Приложение 4, Рис.1 Приложение 4,

Приложение 5, Рис 1 Приложение 5,

Приложение 5, Рис 1 Приложение 5,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2023