Формирование регулятивных универсальных учебных действий
в процессе проектной деятельности на уроках математике в средней школе
И.А.Спиридонова
учитель математики
тел. 89507236690
Современная образовательная система России характеризуется масштабами изменениями. Формируются новые подходы, направленные на повышение качества образования, соответствующего требованиям Информационного общества – общества ХХI века [3]. Одним из таких подходов – планируемые результаты обучения, достигаемые в процессе освоения основной образовательной программы, в том числе средствами проектной деятельности обучающихся. Под методом проектов будем понимать совокупность приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта [2].
Актуальность организации проектной деятельности обучающихся обуславливается необходимостью понимать смысл и предназначение своей самостоятельной учебно-познавательной деятельности для получения качественного образования, самостоятельно ставить познавательные цели и задачи, продумывать способы их выполнения, оформлять и презентовать проект. Что способствует формированию регулятивных универсальных действий: планировать процесс проведения работ над проектом; осуществлять контроль; производить коррекцию; оценивать полученный результат.
Проектное исследование состоит из нескольких этапов. Конкретизируем деятельность учителя и обучающихся на этих этапах.
Внутри каждого из этапов выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий. Проиллюстрируем деятельность учителя по формированию у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий на некоторых этапах работы над проектом «Процентные вычисления в жизненных ситуациях» (таблица 1), выполненном при изучении темы «Проценты» (таблица 2).
Таблица 1
Проекты по теме «Процентные вычисления в жизненных ситуациях»
«Процентные вычисления в жизненных ситуациях» |
|
«Временные затраты ученика и досугового мероприятия» (за неделю) |
«Бюджет семьи» (за месяц) |
1. Время, затраченное на приготовления домашнего задания. |
1. Доход семьи. |
2. Общение с родителями. |
2.Жилищные расходы. |
3. Общение с друзьями. |
3.расходы на питание |
4. Разговор по телефону, использование интернет ресурсов. |
4. Культурно - просветительские походы семьи. |
Досуг: |
|
5.Занятие внеурочной деятельностью. |
|
6. Культурно - просветительские походы |
|
Таблица 2
Деятельность учителя по формированию у обучающихся
регулятивных универсальных учебных действий
Стадия работы над проектом: Подготовка
Содержание работы |
Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач проекта |
Деятельность учащихся |
Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информации. Самостоятельно определяют цель и задачи проекта. |
Деятельность учителя |
Консультирует: Отвечает на вопросы учащихся. Организует консультацию, для обобщенного обсуждения темы и целей проекта. Мотивирует: Позволяет самостоятельно определить цель и задачи проекта. |
Регулятивные универсальные учебные действия (Показатели планируемых результатов) |
Целеполагание: определяет цель своей деятельности; Оценка: Оценивает адекватность постановки целей. |
Стадия работы над проектом: Планирование
Содержание работы |
а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы. |
Деятельность учащихся |
Вырабатывают план действий. Распределяют обязанности между участниками проекта. Планируют последовательность действий при работе над проектом. Определяют способы представления результатов. |
Деятельность учителя |
Фасилитирует: Задает вопросы, нацеленные на продвижение учащегося. Обеспечивает процесс группового обсуждения. Консультирует: Отвечает на вопросы учащихся. Организует консультации. Мотивирует: Позволяет самостоятельно распределить обязанности между участниками проекта. Наблюдает: Наблюдает за процессом и содержанием группового обсуждения, за действиями учащихся во время консультации. Путем наблюдения получает информацию, которая позволит проводить консультации с обучающимися. |
Регулятивные универсальные учебные действия (Показатели планируемых результатов) |
Планирование: умеет самостоятельно устанавливать последовательность действий при работе над проектом. Прогнозирование: контроль и самоконтроль: контролирует действия при планировании проекта. Оценка: объективно оценивает трудность задания, устанавливает причины затруднений. |
Стадия работы над проектом: Основной
Содержание работы |
а) Проведение исследования. б) Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями. |
Деятельность учащихся |
Консультируются по необходимости, «добывают» недостающие знания; подготавливают презентацию результатов. |
Деятельность учителя |
Консультирует учащихся по необходимости. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов |
Регулятивные универсальные учебные действия (Показатели планируемых результатов) |
Планирование: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; Прогнозирование: контроль и самоконтроль: контролирует действия при планировании проекта. Коррекция: внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; |
Стадия работы над проектом: Заключительный
Содержание работы |
Публичная защита проекта. |
Деятельность учащихся |
Демонстрируют понимание проблемы, цели задачи; умение планировать и осуществлять работу; дают взаимооценку деятельности и ее результативности; Публичная защита проекта. |
Деятельность учителя |
Обобщает и резюмирует полученные результаты; подводит итог, анализ выполненной работы. |
Регулятивные универсальные учебные действия (Показатели планируемых результатов) |
Оценка: оценка результатов работы и защита. |
Формирование способности учащихся к регуляции учебной деятельности играет важную роль в развитии самостоятельности личности, обеспечивает основу самоопределения и самореализации. Таким образом, в процессе реализации метода проектов, деятельность учителя организованная специальным образом, способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий учащихся.
Список литературы
1. Громыко, Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова / Ю.В. Громыко // Изв. Рос. акад. образования. – 2000. – N 2. – C. 36-43.
2. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др.; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.
3. Шефер, О.Р. Образование в информационном обществе / О.Р. Шефер // Материалы ХХ Международной научно-практической конференции: Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов г. Челябинск, 4-5 апреля 2013. – Челябинск: Край Ра, 2013. – С. 15-23.
4. Шефер, О.Р. Совершенствование подготовки обучающихся к деятельности по самообразованию в процессе обучения физике / О.Р. Шефер, С.Р. Раннева: монография. – Челябинск: Край Ра, 2015. – 120 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.