Статья на тему:формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности на уроках математике в средней школе
Оценка 4.8

Статья на тему:формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности на уроках математике в средней школе

Оценка 4.8
docx
04.11.2022
Статья на тему:формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности на уроках математике в средней школе
Спиридонова И.А..docx

Формирование регулятивных универсальных учебных действий

в процессе проектной деятельности на уроках математике в средней школе

И.А.Спиридонова

учитель математики

тел. 89507236690

 

Современная образовательная система России характеризуется масштабами изменениями. Формируются новые подходы, направленные на повышение качества образования, соответствующего требованиям Информационного общества – общества ХХI века [3]. Одним из таких подходов – планируемые результаты обучения, достигаемые в процессе освоения основной образовательной программы, в том числе средствами проектной деятельности обучающихся. Под методом проектов будем понимать совокупность приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи  решения определенной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта [2].

Актуальность организации проектной деятельности обучающихся обуславливается необходимостью понимать смысл и предназначение своей самостоятельной учебно-познавательной деятельности для получения качественного образования, самостоятельно ставить познавательные цели и задачи, продумывать способы их выполнения, оформлять и презентовать проект. Что способствует формированию регулятивных универсальных действий: планировать процесс проведения работ над проектом; осуществлять контроль; производить коррекцию; оценивать полученный результат.

Проектное исследование состоит из нескольких этапов. Конкретизируем деятельность учителя и обучающихся на этих этапах.

Внутри каждого из этапов выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий. Проиллюстрируем деятельность учителя по формированию у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий на некоторых этапах работы над проектом «Процентные вычисления в жизненных ситуациях» (таблица 1), выполненном при изучении темы «Проценты» (таблица 2).

Таблица 1

Проекты по теме «Процентные вычисления в жизненных ситуациях»

«Процентные вычисления в жизненных ситуациях»

«Временные затраты ученика и досугового мероприятия» (за неделю)

«Бюджет семьи» (за месяц)

1. Время, затраченное на приготовления домашнего задания.

1. Доход семьи.

2. Общение с родителями.

2.Жилищные расходы.

3. Общение с друзьями.

3.расходы на питание

4. Разговор по телефону, использование интернет ресурсов.

4. Культурно - просветительские походы семьи.

Досуг:

 

5.Занятие внеурочной деятельностью.

 

6. Культурно - просветительские походы

 

 

Таблица 2

Деятельность учителя по формированию у обучающихся

регулятивных универсальных учебных действий

 

Стадия работы над проектом: Подготовка

Содержание работы

Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач проекта

Деятельность учащихся

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информации.

Самостоятельно определяют цель и задачи проекта.

Деятельность учителя

Консультирует: Отвечает на вопросы учащихся. Организует консультацию, для обобщенного обсуждения темы и целей проекта. Мотивирует: Позволяет самостоятельно определить цель и задачи проекта.

Регулятивные универсальные учебные действия (Показатели планируемых результатов)

Целеполагание: определяет цель своей деятельности; Оценка: Оценивает адекватность постановки целей.

Стадия работы над проектом: Планирование

Содержание работы

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.

Деятельность учащихся

Вырабатывают план действий.

Распределяют обязанности между участниками проекта.

Планируют последовательность действий при работе над проектом.

Определяют способы представления результатов.

Деятельность учителя

Фасилитирует: Задает вопросы, нацеленные на продвижение учащегося. Обеспечивает процесс группового обсуждения.

Консультирует: Отвечает на вопросы учащихся. Организует консультации.

Мотивирует: Позволяет самостоятельно распределить обязанности между участниками проекта.

Наблюдает: Наблюдает за процессом и содержанием группового обсуждения, за действиями учащихся во время консультации. Путем наблюдения получает информацию, которая позволит проводить консультации с обучающимися.

Регулятивные универсальные учебные действия (Показатели планируемых результатов)

Планирование: умеет самостоятельно устанавливать последовательность действий при работе над проектом.

Прогнозирование: контроль и самоконтроль: контролирует действия при планировании проекта.

Оценка: объективно оценивает трудность задания, устанавливает причины затруднений.

 

Стадия работы над проектом: Основной

 

Содержание работы

а) Проведение исследования.

б) Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями.

Деятельность учащихся

Консультируются по необходимости,

«добывают» недостающие знания;

подготавливают презентацию результатов.

Деятельность учителя

Консультирует учащихся по необходимости. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

Регулятивные универсальные учебные действия (Показатели планируемых результатов)

Планирование: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

Прогнозирование: контроль и самоконтроль: контролирует действия при планировании проекта.

Коррекция: внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

 

 

Стадия работы над проектом: Заключительный

Содержание работы

Публичная защита проекта.

Деятельность учащихся

Демонстрируют понимание проблемы, цели задачи; умение планировать и осуществлять работу; дают взаимооценку деятельности и ее результативности;

Публичная защита проекта.

Деятельность учителя

Обобщает и резюмирует полученные результаты; подводит итог, анализ выполненной работы.

Регулятивные универсальные учебные действия (Показатели планируемых результатов)

Оценка: оценка результатов работы и защита.

 

Формирование способности учащихся к регуляции учебной деятельности играет важную роль в развитии самостоятельности личности, обеспечивает основу самоопределения и самореализации. Таким образом, в процессе реализации метода проектов, деятельность учителя организованная специальным образом, способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий учащихся.

 

Список литературы

1. Громыко, Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова / Ю.В. Громыко // Изв. Рос. акад. образования. – 2000. – N 2. – C. 36-43.

2. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др.; под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.

3. Шефер, О.Р. Образование в информационном обществе / О.Р. Шефер // Материалы ХХ Международной научно-практической конференции: Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов г. Челябинск, 4-5 апреля 2013. – Челябинск: Край Ра, 2013. – С. 15-23.

4. Шефер, О.Р. Совершенствование подготовки обучающихся к деятельности по самообразованию в процессе обучения физике / О.Р. Шефер, С.Р. Раннева: монография. – Челябинск: Край Ра, 2015. – 120 с.


 

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности на уроках математике в средней школе

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности на уроках математике в средней школе

Процентные вычисления в жизненных ситуациях» (таблица 1), выполненном при изучении темы «Проценты» (таблица 2)

Процентные вычисления в жизненных ситуациях» (таблица 1), выполненном при изучении темы «Проценты» (таблица 2)

Содержание работы а) Определение источников необходимой информации

Содержание работы а) Определение источников необходимой информации

Содержание работы а) Проведение исследования

Содержание работы а) Проведение исследования

Таким образом, в процессе реализации метода проектов, деятельность учителя организованная специальным образом, способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий учащихся

Таким образом, в процессе реализации метода проектов, деятельность учителя организованная специальным образом, способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2022