Современный урок иностранного языка
Существенные изменения, которые происходят в системе школьного обучения в России, вызваны необходимостью обеспечить новые образовательные потребности XXI века. С этим связано переосмысление приоритетных целей школьного языкового образования и выдвижение на первый план задач воспитания социально-активной личности, способной принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность за них, обладающей такими личностными свойствами, как рефлексия, избирательность, индивидуальность. Для выпускников школ обязательными стали требования готовности к самообучению и непрерывному обучению, к ориентации в быстро меняющихся условиях современной жизни, наполненной огромными потоками информации. Следует иметь в виду, что потребности развивающейся и активной личности самого ученика все чаще выходят за рамки регламентированного обучения - он стремится к самоопределению и самоуправлению, хочет учиться в своем темпе и логике, выбирая содержание и методы такого обучения. В этой связи эффективным школьным образованием должно стать такое образование, при котором ученик постепенно начинает сам организовывать процесс своего обучения. Для этого в структуре его ментального опыта должны быть сформированы способности к самостоятельному изменению своих знаний и умений. Все это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам является активным субъектом учебной деятельности. Школа не может дать ученику знания, которых ему хватило бы на всю жизнь, но она может научить его добывать эти знания самостоятельно - в этом сегодня одна из главных задач школы.
Актуальность представленного педагогического опыта я вижу в раскрытии особенностей построения современного урока английского языка в школе в связи с введением и внедрением в систему образования нового Федерального Государственного Стандарта. Как правильно строить урок английского языка в соответствии с ФГОС и какие особенности необходимо учитывать? Каким образом новый современный урок должен отличаться от урока, построенного по старому стандарту? Чтобы ответить на эти вопросы, я считаю, важным выявить особенности построения современного урока английского языка в школе, спланировать и проанализировать урок по ФГОС для выявления данных особенностей, а также разработать методические рекомендации по построению современного урока иностранного языка в школе.
Цель: разработать методические рекомендации для построения современного урока иностранного языка.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Планирование и построение современного урока иностранного
Общие требования к структуре и содержанию урока
К современному уроку английского языка предъявляются определенные требования. Урок иностранного языка состоит из структурных и содержательных элементов.
К структурным элементам относятся: начало урока, центральная часть и завершение урока.
Такой структурный элемент урока как его начало должен включать в себя организационный момент, различные речевые упражнения, постановку цели урока и его темы. Он длится от 3 до 7 минут.
В центральной части урока обучающиеся должны выполнять действия по достижению цели урока, а учитель только контролирует выполнение данных действий. Данный этап урока, длится 20-25 минут. В это время должно происходить выполнение упражнений с опорой на тексты учебника, учебные речевые ситуации, технические средства обучения, дополнительный дидактический материал с использованием межпредметных связей, применением эффективных приемов, форм, режимов работы.
Это может быть:
Что касается, последнего структурного элемента урока, его завершения, то в его содержание должно входить подведение итогов урока обучающимися, рефлексия достигнутых результатов на уроке, оценивание, информация о домашнем задании и его объяснение.
В зависимости от типа и цели и темы урока, структурные и содержательные элементы урока могут изменяться, но в целом структура урока, наполненная содержательными элементами, остается такой, как она указана выше. Все структурные элементы урока взаимодействуют и дополняют друг друга, в структуре урока обязательно должны прослеживаться логичность и последовательность элементов урока. И если нарушается хоть одна составляющая структуры урока, то цель может быть не достигнута, или достигнута, но частично. Поэтому очень важно соблюдать эту структуру и наполнять ее такими содержательными элементами, которые быть лаконично и логично представляли собой организационную форму обучения - урок.
Содержание урока также должно быть увлекательным и интересным для обучающихся, так, как только учебные действия, совершаемые с мотивацией успешны, и имеют результат. На уроке должны применяться приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель становится не проводником знаний, а личностью, которая обучает способам творческой деятельности, направленным на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Содержание урока состоит из нескольких компонентов, таких как:
Помимо этого, при планировании хода урока необходимо ориентироваться на логику его построения: соразмерность всех компонентов урока, их соподчинённость друг другу, то есть целостность; движение по стадиям усвоения речевого материала, то есть динамика;единство и последовательность материала по содержанию, то есть связность и взаимообусловленность этапов урока.
Таким образом, основными чертами урока являются:
Меняющаяся обстановка в мире, когда весь мир переходит к постиндустриальному информационному обществу, несомненно предъявляет новые требования ко всем системам в государстве, в том числе и к системе образования. Так, образование становится важнейшим ресурсом социально - экономического, политического и культурного развития стран.
Естественно, в связи с этим меняется Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, который предъявляет новые требования к структуре и содержанию урока иностранного языка.
ФГОС как основа построения современного урока
В действующем Федеральном Государственном Стандарте урок английского языка должен быть следующим:
Урок следует строить, соблюдая определенные принципы:
Требования, предъявляемые ФГОС к современному уроку:
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Планирование и анализ урока английского языка по ФГОС нового поколения
Изучив основные положения ФГОС о современном уроке иностранного языка, я разработала урок и сейчас перехожу к его анализу.
Так как, урок английского языка состоит из нескольких этапов, соответственно каждый этап должен быть проведен в соответствии с новыми требованиями. Я предлагаю рассмотреть технологическую карту урока английского языка в 10 классе по теме: «How to help a person?"
Это урок комбинированного типа, который состоит из следующих этапов:
К данному уроку я поставила следующие цели: Способствовать совершенствованию навыков просмотрового, изучающего чтения. Обеспечить условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся при решении задач, поставленных в ходе урока. Данные цели соответствует требованию стандарта, который предполагает способность применить информацию из прочитанного текста в общении.
Согласно новому стандарту, первый этап должен проходить следующим образом: тему урока обучающиеся формулируют сами, учитель только подводит их к осознанию темы. Я стимулирую учащихся сформулировать тему урока, беседуя с ними.
На втором этапе урока учащиеся аккумулируют свои знания по теме, выражают свое отношение к моим утверждениям, высказывают свою точку зрения, опираясь на прочитанный текст. Я поощряю учеников высказываться, контролирую, направляю деятельность обучающихся и оказываю им языковую поддержку в виде фраз для выражения согласия или противоположного мнения. Далее учащиеся работают в парах и выполняют задания теста.Учащиеся обобщают прочитанный материал, обсуждают, определяют проблемы, с которыми Саша сталкивается в своей семье, и формулируют советы девочке. Работают в группах и заполняют первую и вторую части таблицы.
На следующем этапе обучающиеся работают с текстом. Они читают вступление и предугадывают возможные проблемы девочки Келли; знакомятся с новыми словами и словосочетаниями. Далее школьники читают текст и проверяют правильность своих предположений. Затем они в парах читают текст во второй раз и находят необходимую информацию в тексте.
На послетекстовом этапе ученики обобщают прочитанный материал и формулируют жизненные трудности Келли. Затем они заполняют третью часть таблицы.
На четвертом этапе урока учащиеся имеют возможность применить свои знания в новой ситуации. Я предлагаю им принять участие в ток-шоу, таким образом, стимулирую учащихся использовать полученную информацию в ситуациях, моделирующих аутентичное общение (ролевая игра).
На тапе рефлексии учащиеся отвечают на мои вопросы,обобщают информацию о жизни девочек из двух текстов, анализируют ее и делают вывод. Они подводят итоги урока, заполняют листы самооценки, оценивая свою работу по критериям. Тем самым, осуществляется самоконтроль.
Далее, этап осуществления коррекции, при котором обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют ее сами. Я задаю вопросы (What did you do better? What was the most difficult to you? What prevented you from working better?) Обучающиеся высказывают свои предположения.
Я соглашаюсь с их оценками или не соглашаюсь, комментируя свое мнение. Тем самым, осуществляется коррекция и оценивание учебной деятельности.
На последнем этапе, объявление домашнего задания, я предлагаю обучающимся два варианта домашнего задания:
1. Заполнить третью колонку таблицы №1;
2.Написать эссе по темам "If I were Sasha…" или "If I were Kelly…".
Соответственно, обучающиеся решают сами, какое из предложенных заданий им выбрать, в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Следовательно, меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса. Он наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Учитель здесь выступает помощником.
Я думаю, что составленный мною урок в основном соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС к современному уроку.
В ходе своей исследовательской работы я разработала следующие рекомендации по построению урока в соответствии с ФГОС:
При построении урока необходимо соблюдать следующие дидактические принципы:
В зависимости от типа урока должны быть поставлены соответствующие цели урока.
На каждом уроке обязательно должна присутствовать рефлексия учебной деятельности.
Учителю следует использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе; владеть технологией диалога, обучать учащихся ставить и адресовать вопросы; эффективно, то есть согласно цели урока сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить детей работать по правилу и творчески.
На уроке должны задаваться задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки, при помощи которых происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся.
Учителю нужно добиваться осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы; стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать самые незначительные успехи; специально планировать коммуникативные задачи урока; принимать и поощрять, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение; обучать корректным формам его выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, должны создавать атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Современный урок - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, самопознание, самореализация, мотивация, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность и потребность в новых знаниях, открытиях.
На уроке должно осуществляться глубокое личностное взаимодействие учителя с учеником через отношения, совместную деятельность и т.д. Таким образом, следуя данным рекомендациям, учитель сможет построить урок, соответствующий ФГОС.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.