Статья на тему:"Понятие и виды мер административного принуждения".
Оценка 4.7

Статья на тему:"Понятие и виды мер административного принуждения".

Оценка 4.7
docx
07.05.2024
Статья на тему:"Понятие и виды мер административного принуждения".
В данной статье рассмотрены понятие и вид мер административного принуждения.docx

 В данной статье рассмотрены понятие и вид мер административного принуждения. В частности, дано понятие мер административного принуждения, произведена их классификация и рассмотрены меры административного пресечения.

 Ключевые слова: административное право, административное принуждение, меры административного принуждения, меры административного пресечения, административное задержание Нормы административного права содержат широкий спектр мер принудительного воздействия, которые применяются публичной администрацией с целью обеспечения правопорядка. Данный вид принуждения охраняет как административно-правовые нормы, так и нормы иных отраслей права (трудового, гражданского, земельного и т. д.), реализацию которых обеспечивают субъекты публичной исполнительной власти. В связи с тем, что административно-правовое принуждение является одним из видов правового принуждения, то ему характерны признаки последнего. Однако, административно-правовое принуждение обладает и рядом особенностей, которые присущи только ему. К таким особенностям относят: а. применение мер административно-правового принуждения происходит в связи с антиобщественными деяниями, которыми, как правило, являются административными правонарушениями; б. осуществление административно-правового принуждения происходит в рамках внеслужебного подчинения, то есть между сторонами правоотношения отсутствует организационное и линейное подчинение; в. разнообразие и множественность субъектов, которые осуществляют административную юрисдикцию; г. административному воздействию могут быть подвержены как физические лица, так и коллективные субъекты. д. административно-правовое принуждение регулируется административно-правовыми нормами, закрепляющими виды мер принуждения, порядок и основания их применения [3]. Административно-правовое принуждение, являясь особым видом правового принуждения, заключается в применении субъектами публичной функциональной власти принудительных мер, которые установлены нормами административного права, в связи с неправомерными действиями. Административно-правовое принуждение играет важную роль в охране правопорядка и в профилактике правонарушений. Административно-правовое принуждение обладает большим количеством средств пресечения (например: запрещение эксплуатации механизмов или задержание граждан). Их использование прекращает антиобщественные действия и предотвращает наступление общественно вредных последствий. Зачастую административно-принудительные средства применяются к лицам, которые впервые, случайно совершили правонарушения. В этом случае они оказывают огромное воспитательное воздействие, являясь звеном системы профилактики преступлений. Безнаказанность мелких нарушений, которая выражается в непринятии мер административно-правового принуждения к виновным, может привести к совершению лицом новых правонарушений, в том числе и преступлений. В состав административно-принудительных мер входят и такие меры, которые считаются самостоятельными. Это административные санкции. Применение таких мер предполагает решение вопроса по существу. Кроме того, имеются процессуальные меры (например: задержание или досмотр вещей). Они создают условия для нормального хода производства по делам об административных нарушениях. Такие меры называют обеспечительными. Применение принуждения осуществляется с целью охраны правопорядка. Данная цель может достигаться несколькими способами. Во-первых, это пресечение нарушений. Во-вторых, возмещение причиненного вреда, и, в-третьих, наложение наказания. В связи с этим, в зависимости от цели, для достижения которой используются средства принуждения, выделяют меры пресечения, восстановительные меры и меры наказания. Административное принуждение, по сути, должно обеспечивать исполнение правил поведения, выражение которых происходит в административно-правовых нормах. В связи с этим, необходимо обратить внимание на то, что применение мер административного принуждения происходит для обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а лишь тех, которые формулируют правила поведения, не имеющие ведомственных границ, в сфере государственного управления, то есть являющихся общеобязательными. К ним можно отнести правила дорожного движения, обеспечение санитарной и пожарной безопасности и т. д. Для принудительных мер характерен в основном административный (внесудебный) порядок их применения. В большинстве случаев использование таких мер отнесено к полномочиям органов исполнительной власти и их должностных лиц, при этом, не всех без исключения, а только тех, которые наделены соответствующими полномочиями. Как правило, меры административного принуждения применяются органами, которые осуществляют правоохранительные функции. К таким органам можно отнести таможенные органы, полицию и различные надзорные органы. Круг субъектов, которые наделены таким правом, достаточно широк. Реализация мер административного принуждения, уполномоченными на то органами и должностными лицами, происходит без обращения в суд. В то же время, некоторые меры административного принуждения могут быть применены только судьями. К таким случаям относятся назначение наказаний в виде административного ареста, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства и т. д. Порядок рассмотрения правонарушений, предусматривающих применение за их совершение, видов наказания назначаемых исключительно судом закреплен в КРФоАП. Следовательно, все меры административного принуждения условно можно разделить на применяемые во внесудебном порядке, и на применяемые только в судебном порядке. Использование мер административного принуждения ограничивает права и свободы граждан, поэтому особую актуальность принимает вопрос об административно-правовых нормах, которые регулируют применение мер административного принуждения. В то же время, при применении мер административного принуждения, ограничение прав и свобод не выходит за границы конституционных положений. Таким образом, условия, основания и порядок применения мер административного принуждения, меры, допустимые к использованию в определенных случаях, органами, уполномоченные на их применение, определяется исключительно нормами федеральных законов [5]. По целевому назначению меры административного принуждения можно разделить на три группы: 1) административно-предупредительные меры; 2) меры административного пресечения; 3) меры административной ответственности. Все меры административного принуждения, в зависимости от способа и целей обеспечения правопорядка, которые определяются объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на них, можно разделить на четыре группы: − административно-предупредительные меры; − меры административного пресечения; − меры административной ответственности; − меры административно-процессуального обеспечения. Среди прочих, необходимо выделить меры административного пресечения, так как они применяются довольно часто и их применение связано с нарушением прав и свобод граждан. Реальные правонарушения представляют прямую угрозу общественным отношениям и причиняют им вред. С целью их защиты органами исполнительной власти и их должностными лицами необходимо немедленное принятие мер для пресечения действий, которые нарушают правовые предписания. Например, такими мерами являются: запрещение эксплуатации неисправных механизмов и машин, административное задержание нарушителя, приостановление работы магазинов либо предприятий общественного питания при нарушении ими санитарных правил и т. д. Несмотря на многообразие, суть подобных мер заключается в принудительном прекращении противоправных действий граждан, организаций, должностных лиц, которые нарушают установленный порядок. Необходимо отметить, что значение данных мер особенно велико в системе правоохранительных средств, так как в ходе их применения происходит пресечение наиболее распространенных правонарушений, которыми являются административные правонарушения, при этом, обеспечивается привлечения нарушителей к ответственности. В то же время, назначение мер административного пресечения не ограничивается борьбой с административными правонарушениями. Данные меры могут применяться и для пресечения преступлений. Основаниями к применению мер административного пресечения являются: − совершение правонарушения; − совершение противоправных деяний либо наступление противоправных состояний или событий, представляющих опасность. Применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций. Меры административного пресечения можно разделить на несколько групп. Так, к ним относятся: а. меры, которые применяются непосредственно к правонарушителю (например: административное задержание); б. меры имущественного характера (например: изъятие огнестрельного охотничьего оружия); в. меры технического характера (например: запрещение эксплуатации неисправного транспорта); г. меры финансового характера (например: отзыв лицензии, предоставляющей право осуществлять финансовые операции); д. меры медико-санитарного характера (например: отстранение от работы инфекционных больных); е. меры связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (например: приостановление действия лицензии); ж. меры специального (исключительного) назначения (например: применение огнестрельного оружия). Меры административного пресечения непосредственно связаны с мерами административной ответственности и зачастую предшествуют им, обеспечивая, таким образом, возможность ее фактической реализации. Личный досмотр, административное задержание, изъятие вещей и документов позволяют: − установить личность правонарушителя; − составить документы для привлечения нарушителя к ответственности; − сохранить вещественные доказательства по делу; − обеспечить исполнение постановления о назначении административного наказания [3]. В заключении необходимо отметить, что административно-правовое принуждение заключается в применении субъектами, наделенными властными полномочиями, принудительных мер, которые установлены нормами административного права, в связи с неправомерными действиями. Административно-правовое принуждение играет важную роль в охране правопорядка и в профилактике правонарушений. Меры административного принуждения, являясь одной из разновидностей государственного принуждения, преимущественно используются как средство обеспечения охраны общественного правопорядка и общественной безопасности, а так же борьбы с правонарушениями. Среди множества мер административного принуждения выделяют меры административного пресечения, так как они применяются довольно часто и их применение связано с существенным нарушением прав и свобод граждан. К таким мерам относят: административное задержание, административное доставление, личный досмотр и т. д. Литература: Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 9. — Ст. 851. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. (в актуальной редакции) // Собрание 3аконодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. Братановский С. Н. «Административное право. Общая часть: Учебник» — М.: «Директ-Медиа», 2013. 254 с. Куракин А. В., Костенников М. В., Мышляев Н. П. К вопросу о классификации административно-профилактических мер — «Административное и муниципальное право», 2015, № 9. С. 84–86. Рябенко Ю. Н. Административное задержание и доставление – «Законность», 2015, № 10. С. 34–36.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Щербакова, К. В. Понятие и виды мер административного принуждения / К. В. Щербакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 33 (167). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/archive/167/45381/ (дата обращения: 07.05.2024).


 

В данной статье рассмотрены понятие и вид мер административного принуждения

В данной статье рассмотрены понятие и вид мер административного принуждения

Это административные санкции. Применение таких мер предполагает решение вопроса по существу

Это административные санкции. Применение таких мер предполагает решение вопроса по существу

В то же время, при применении мер административного принуждения, ограничение прав и свобод не выходит за границы конституционных положений

В то же время, при применении мер административного принуждения, ограничение прав и свобод не выходит за границы конституционных положений

Меры административного пресечения непосредственно связаны с мерами административной ответственности и зачастую предшествуют им, обеспечивая, таким образом, возможность ее фактической реализации

Меры административного пресечения непосредственно связаны с мерами административной ответственности и зачастую предшествуют им, обеспечивая, таким образом, возможность ее фактической реализации

Щербакова. — Текст : непосредственный //

Щербакова. — Текст : непосредственный //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2024