В данной статье рассмотрены понятие и вид мер административного принуждения. В частности, дано понятие мер административного принуждения, произведена их классификация и рассмотрены меры административного пресечения.
Ключевые слова:
административное право, административное принуждение, меры административного
принуждения, меры административного пресечения, административное задержание
Нормы административного права содержат широкий спектр мер принудительного
воздействия, которые применяются публичной администрацией с целью обеспечения
правопорядка. Данный вид принуждения охраняет как административно-правовые
нормы, так и нормы иных отраслей права (трудового, гражданского, земельного и
т. д.), реализацию которых обеспечивают субъекты публичной исполнительной
власти. В связи с тем, что административно-правовое принуждение является одним
из видов правового принуждения, то ему характерны признаки последнего. Однако,
административно-правовое принуждение обладает и рядом особенностей, которые
присущи только ему. К таким особенностям относят: а. применение мер
административно-правового принуждения происходит в связи с антиобщественными
деяниями, которыми, как правило, являются административными правонарушениями;
б. осуществление административно-правового принуждения происходит в рамках
внеслужебного подчинения, то есть между сторонами правоотношения отсутствует
организационное и линейное подчинение; в. разнообразие и множественность
субъектов, которые осуществляют административную юрисдикцию; г.
административному воздействию могут быть подвержены как физические лица, так и
коллективные субъекты. д. административно-правовое принуждение регулируется
административно-правовыми нормами, закрепляющими виды мер принуждения, порядок
и основания их применения [3]. Административно-правовое принуждение, являясь
особым видом правового принуждения, заключается в применении субъектами
публичной функциональной власти принудительных мер, которые установлены нормами
административного права, в связи с неправомерными действиями.
Административно-правовое принуждение играет важную роль в охране правопорядка и
в профилактике правонарушений. Административно-правовое принуждение обладает
большим количеством средств пресечения (например: запрещение эксплуатации
механизмов или задержание граждан). Их использование прекращает
антиобщественные действия и предотвращает наступление общественно вредных
последствий. Зачастую административно-принудительные средства применяются к
лицам, которые впервые, случайно совершили правонарушения. В этом случае они
оказывают огромное воспитательное воздействие, являясь звеном системы
профилактики преступлений. Безнаказанность мелких нарушений, которая выражается
в непринятии мер административно-правового принуждения к виновным, может
привести к совершению лицом новых правонарушений, в том числе и преступлений. В
состав административно-принудительных мер входят и такие меры, которые
считаются самостоятельными. Это административные санкции. Применение таких мер
предполагает решение вопроса по существу. Кроме того, имеются процессуальные
меры (например: задержание или досмотр вещей). Они создают условия для
нормального хода производства по делам об административных нарушениях. Такие
меры называют обеспечительными. Применение принуждения осуществляется с целью
охраны правопорядка. Данная цель может достигаться несколькими способами.
Во-первых, это пресечение нарушений. Во-вторых, возмещение причиненного вреда,
и, в-третьих, наложение наказания. В связи с этим, в зависимости от цели, для
достижения которой используются средства принуждения, выделяют меры пресечения,
восстановительные меры и меры наказания. Административное принуждение, по сути,
должно обеспечивать исполнение правил поведения, выражение которых происходит в
административно-правовых нормах. В связи с этим, необходимо обратить внимание
на то, что применение мер административного принуждения происходит для
обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а лишь тех,
которые формулируют правила поведения, не имеющие ведомственных границ, в сфере
государственного управления, то есть являющихся общеобязательными. К ним можно
отнести правила дорожного движения, обеспечение санитарной и пожарной
безопасности и т. д. Для принудительных мер характерен в основном административный
(внесудебный) порядок их применения. В большинстве случаев использование таких
мер отнесено к полномочиям органов исполнительной власти и их должностных лиц,
при этом, не всех без исключения, а только тех, которые наделены
соответствующими полномочиями. Как правило, меры административного принуждения
применяются органами, которые осуществляют правоохранительные функции. К таким
органам можно отнести таможенные органы, полицию и различные надзорные органы.
Круг субъектов, которые наделены таким правом, достаточно широк. Реализация мер
административного принуждения, уполномоченными на то органами и должностными
лицами, происходит без обращения в суд. В то же время, некоторые меры
административного принуждения могут быть применены только судьями. К таким
случаям относятся назначение наказаний в виде административного ареста, лишения
специального права, предоставленного физическому лицу, административного
выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства и т.
д. Порядок рассмотрения правонарушений, предусматривающих применение за их
совершение, видов наказания назначаемых исключительно судом закреплен в КРФоАП.
Следовательно, все меры административного принуждения условно можно разделить
на применяемые во внесудебном порядке, и на применяемые только в судебном
порядке. Использование мер административного принуждения ограничивает права и
свободы граждан, поэтому особую актуальность принимает вопрос об
административно-правовых нормах, которые регулируют применение мер
административного принуждения. В то же время, при применении мер
административного принуждения, ограничение прав и свобод не выходит за границы
конституционных положений. Таким образом, условия, основания и порядок
применения мер административного принуждения, меры, допустимые к использованию
в определенных случаях, органами, уполномоченные на их применение, определяется
исключительно нормами федеральных законов [5]. По целевому назначению меры
административного принуждения можно разделить на три группы: 1) административно-предупредительные
меры; 2) меры административного пресечения; 3) меры административной
ответственности. Все меры административного принуждения, в зависимости от
способа и целей обеспечения правопорядка, которые определяются объективным
характером общественных отношений и противоправных посягательств на них, можно
разделить на четыре группы: − административно-предупредительные меры;
− меры административного пресечения; − меры административной
ответственности; − меры административно-процессуального обеспечения.
Среди прочих, необходимо выделить меры административного пресечения, так как
они применяются довольно часто и их применение связано с нарушением прав и
свобод граждан. Реальные правонарушения представляют прямую угрозу общественным
отношениям и причиняют им вред. С целью их защиты органами исполнительной
власти и их должностными лицами необходимо немедленное принятие мер для
пресечения действий, которые нарушают правовые предписания. Например, такими
мерами являются: запрещение эксплуатации неисправных механизмов и машин,
административное задержание нарушителя, приостановление работы магазинов либо
предприятий общественного питания при нарушении ими санитарных правил и т. д.
Несмотря на многообразие, суть подобных мер заключается в принудительном прекращении
противоправных действий граждан, организаций, должностных лиц, которые нарушают
установленный порядок. Необходимо отметить, что значение данных мер особенно
велико в системе правоохранительных средств, так как в ходе их применения
происходит пресечение наиболее распространенных правонарушений, которыми
являются административные правонарушения, при этом, обеспечивается привлечения
нарушителей к ответственности. В то же время, назначение мер административного
пресечения не ограничивается борьбой с административными правонарушениями.
Данные меры могут применяться и для пресечения преступлений. Основаниями к
применению мер административного пресечения являются: − совершение
правонарушения; − совершение противоправных деяний либо наступление противоправных
состояний или событий, представляющих опасность. Применение мер пресечения
обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения
посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы
государственных, общественных организаций. Меры административного пресечения
можно разделить на несколько групп. Так, к ним относятся: а. меры, которые
применяются непосредственно к правонарушителю (например: административное
задержание); б. меры имущественного характера (например: изъятие огнестрельного
охотничьего оружия); в. меры технического характера (например: запрещение
эксплуатации неисправного транспорта); г. меры финансового характера (например:
отзыв лицензии, предоставляющей право осуществлять финансовые операции); д.
меры медико-санитарного характера (например: отстранение от работы инфекционных
больных); е. меры связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы
(например: приостановление действия лицензии); ж. меры специального
(исключительного) назначения (например: применение огнестрельного оружия). Меры
административного пресечения непосредственно связаны с мерами административной
ответственности и зачастую предшествуют им, обеспечивая, таким образом,
возможность ее фактической реализации. Личный досмотр, административное задержание,
изъятие вещей и документов позволяют: − установить личность
правонарушителя; − составить документы для привлечения нарушителя к
ответственности; − сохранить вещественные доказательства по делу; −
обеспечить исполнение постановления о назначении административного наказания
[3]. В заключении необходимо отметить, что административно-правовое принуждение
заключается в применении субъектами, наделенными властными полномочиями,
принудительных мер, которые установлены нормами административного права, в связи
с неправомерными действиями. Административно-правовое принуждение играет важную
роль в охране правопорядка и в профилактике правонарушений. Меры
административного принуждения, являясь одной из разновидностей государственного
принуждения, преимущественно используются как средство обеспечения охраны
общественного правопорядка и общественной безопасности, а так же борьбы с
правонарушениями. Среди множества мер административного принуждения выделяют
меры административного пресечения, так как они применяются довольно часто и их
применение связано с существенным нарушением прав и свобод граждан. К таким
мерам относят: административное задержание, административное доставление,
личный досмотр и т. д. Литература: Конституция Российской Федерации // Собрание
законодательства РФ. — 2014. — № 9. — Ст. 851. Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. (в актуальной
редакции) // Собрание 3аконодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
Братановский С. Н. «Административное право. Общая часть: Учебник» — М.:
«Директ-Медиа», 2013. 254 с. Куракин А. В., Костенников М. В., Мышляев Н. П. К
вопросу о классификации административно-профилактических мер —
«Административное и муниципальное право», 2015, № 9. С. 84–86. Рябенко Ю. Н.
Административное задержание и доставление – «Законность», 2015, № 10. С. 34–36.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить
цитату:
Щербакова, К. В. Понятие и виды мер
административного принуждения / К. В. Щербакова. — Текст : непосредственный //
Молодой ученый. — 2017. — № 33 (167). — С. 38-41. — URL:
https://moluch.ru/archive/167/45381/ (дата обращения: 07.05.2024).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.