Занятие элективного курса на тему: "Статистика как метод изучения явлений экономики".
Оценка 4.6

Занятие элективного курса на тему: "Статистика как метод изучения явлений экономики".

Оценка 4.6
docx
07.05.2024
Занятие элективного курса на тему: "Статистика как метод изучения явлений экономики".
Word.docx

Занятие элективного курса на тему "Статистика как метод изучения явлений экономики"

Цели занятия:

  • В ходе занятия учащиеся овладевают новыми знаниями, обогащают свой жизненный опыт, получают возможность практического применения своих интеллектуальных и организаторских способностей.
  • Развиваются коммуникативные способности, навыки работы с научной и справочной литературой.
  • Осуществляются межпредметные связи с обществознанием, правом, экономической географией, математикой и информатикой.
  • Формируется у учащихся интерактивное мышление.

Оборудование:

  • кабинет, оборудованный компьютерами;
  • мультимедийный проектор и интерактивная доска;
  • карточка с данными социологического опроса;
  • презентация моего изготовления с рекламой курсов по экономике и математике.
  • презентация, изготовленная учащимися, непосредственно к этому занятию.
  • проектно-исследовательская работа, выполненная ученицей 11 класса - выпускницей 2008 года "Статистика рынка труда Среднеахтубинского района", которая представлялась на конкурсе проектов в лицее "Олимпия" и на XIII студенческой конференции в социально-педагогическом колледже в 2008 году.

 "Экономика - это не доктрина, а скорее метод, аппарат ума, способ мышления,
который помогает его обладателю делать правильные выводы".
Джон Мейнард Кейнс

На сегодняшнем занятии мы увидим как один из математических методов - статистика, помогает в рассмотрении некоторых экономических проблем. Итак, тема сегодняшнего занятия: "Статистика как метод изучения явлений экономики".

Статистика - это получение, обработка и анализ информации, которая характеризует количественные закономерности и качественно содержание экономических и социальных явлений.

Статистика играет важную роль в подготовке специалистов в системе экономического образования, владеющих различными методами сбора, систематизации и анализа сведений, характеризующих экономическое и социальное развитие всех сфер общественной жизни.

Знания по экономической статистике необходимы всем специалистам - статистикам и экономистам, т.к. на их основе собирается цифровая информация, важная для управления экономикой и разработки экономической политики.

1. Проблема, которую мы сегодня рассмотрим:

Установить зависимости между потреблением и уровнем доходов. Эту зависимость изучал немецкий статист Энгель (1821 - 1896). Он известен как автор кривой Энгеля и закона Энгеля.

С ростом доходов семьи идеальный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает.

В своих исследовательских работах он уделял особое внимание определению экономической ценности человеческой жизни, подходя к этому с точки зрения затрат. Он также изучал влияние цены на спрос. Его воздействие на официальную статистику простиралось далеко за пределы Германии, и в 1885 году он был среди основателей Международного Института Статистики.

2. Энгель в своей статистике использовал такие критерии: уровень доходов и затрат на пять разных групп товаров: питание, бытовые товары, услуги, образование и прочее.

3. Выбор совокупности (масштаб исследования). Исследуются жители поселка Средняя Ахтуба. Данные для урока мы заранее собирали у своих родных и знакомых.

4. Для проведения опроса выбираем метод выборочных исследований; для объективности опросим представителей многих социальных и профессиональных групп: студент, пенсионер, спортсмен, офицер, милиционер, предприниматель, квалифицированный рабочий, фермер, инженер, педагог, гардеробщик, фельдшер, водитель, педагог дополнительного образования, бухгалтер, кондуктор, сторож.

5. Ряд распределений оформляется как таблица:

6. Проводим анализ с помощью процентов средних величин и графиков. Нужно выделить три группы по доходу:

1 группа (низкий доход - около прожиточного минимума, до 6000 рублей)

- студент

- пенсионер

- гардеробщик

- кондуктор

- водитель

- сторож

2 группа (средний доход - до 20000 рублей)

- офицер

- педагог дополнительного образования

- квалифицированный рабочий

- фельдшер

- педагог

- бухгалтер

- милиционер

3 группа (высокий доход - свыше 30000 рублей)

- инженер

- фермер

- спортсмен

- предприниматель

Для дальнейшего анализа данных необходимо привести к средним арифметическим значениям. В статистике среднее арифметическое значение-это частное от деления суммы всех элементов ряда распределения на их количество. Составляется таблица средних величин по группам. На этом этапе уже можно сделать первые социально-экономические выводы:

При доходах ниже_________(менее 6000 рублей) жители не пользуются услугами коммерческого образования.

При доходе ниже 20 000 рублей не остаётся денег на накопления.

Наиболее объективное представление о данных дают проценты .Они позволяют сравнивать величины, которые трудно соотнести в абсолютных показателях: так, проценты позволяют сравнить жителей разных стран и разновалютные доходы. Перевод в проценты - простейшая математическая операция.

(Данные по группам представляются в процентах).

Выводы:

  1. С ростом доходов доля расходов на питание снижается.
  2. Доля расходов на бытовые товары сначала растет, а затем стабилизируется.
  3. Доля расходов на услуги остается постоянной.
  4. Доля расходов на накопления растёт.

Вывод иллюстрирует закон Энгеля. Для наглядности на основе данных можно построить графики или диаграммы.

Подведение итога занятия: определите, каким бизнесом (продукты, промтовары, сфера услуг, продажа ценных бумаг) лучше заниматься в нашем поселке. Почему?

Анализ данных показывает, что около половины доходов жителей тратятся на продукты. Поселок можно охарактеризовать, как местность с низким и средним уровнем жизни. Более выгоден продуктовый бизнес.

В заключении, я предлагаю обратить внимание на таблицу, в которой представлена структура расходов семей в 2010 году в разных странах мира:

 

питание

бытовые товары

услуги

обучение

США

10%

6,5%

39%

17%

Япония

15%

6%

34%

15%

Швеция

16,5%

7%

49%

3%

Греция

33%

9,5%

33%

4,5%

Португалия

35%

11%

31%

6%

Россия

52%

20%

13%

3%

Если исходить из закона Энгеля, то в экономическом развитии и по уровню благосостояния своих граждан лидируют Япония и США. Россия же (с ее 52% расходов на питание) находится на последнем месте среди этих стран. Столь высокий уровень расходов на питание в США, Канаде и большинстве западноевропейских стран существовал 70 - 100 лет назад. Примерно на столько же Россия отстала от этих стран в обеспечении благосостояния своих граждан.

Возвращаясь к Энгелю, скажу, что немецких статистик А.Швабе отмечал ограниченность положений закона Энгеля. В частности, он указывал, что от доходов зависят тенденции изменения расходов на жилище. С.Струмилин на материалах пензенских бюджетов пришел к выводу, что доля расходов на питание находится в более тесной связи с размером семьи и возрастом ее членов. Следовательно, связывать долю расходов семьи на питание с уровнем доходов, как это предлагал Энгель, не корректно, ибо должны учитываться и другие обстоятельства, на что указывали А.Швабе и С.Струмилин.


 

Занятие элективного курса на тему "Статистика как метод изучения явлений экономики"

Занятие элективного курса на тему "Статистика как метод изучения явлений экономики"

Энгель в своей статистике использовал такие критерии: уровень доходов и затрат на пять разных групп товаров: питание, бытовые товары, услуги, образование и прочее

Энгель в своей статистике использовал такие критерии: уровень доходов и затрат на пять разных групп товаров: питание, бытовые товары, услуги, образование и прочее

Данные по группам представляются в процентах)

Данные по группам представляются в процентах)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2024