Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Хасавюртовский многопрофильный лицей им. А.Абукова»
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО (АВАРСКОГО) ЯЗЫКА
«Человек, равнодушный к своему языку,- дикарь.
Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа»
К.Г.Паустовский
Язык - душа народа. Родной язык – духовное богатство народа. Веками, из поколения в поколение передавались обычаи, традиции, моральные устои, произведения искусства и литературы. Познавая их, человек становится духовно богаче.
Долг каждой нации - сохранить свой язык и сохранять другие языки, долг каждого человека – серьёзно и свято относиться не только к своему, но и к чужому языку.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Изучение родного языка является плодотворным, если оно начинается в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, в системе дополнительного образования. А сегодня в том, что молодое поколение плохо владеет родным языком, не хочет изучать его, обвиняют в первую очередь учителей. А разве мать не является для своего ребёнка первой учительницей?
Родители, которые учат своих детей родному языку с пеленок, редко предъявляют претензии учителям. Ведь, не случайно родной язык называют «языком матери».
Находясь в утробе матери, еще не родившийся малыш уже слышит и инстинктивно запоминает звук родного голоса, начинает улавливать голос своей матери. Он рождается и познает мир через ощущения. Вот как раз умение человека слышать помогает ему развивать речь. Первые звуки, потом слова, фразы, предложения постепенно наполняют лексикон ребенка.
Первый звонок, первый урок, первый учитель - это пришла школьная пора. На новенькой парте лежит учебник «Родной язык», в котором ребенок открывает для себя силу слова и неистощимую мощь родной речи.
Зачем нужно учиться? Ответит любой: «Чтобы быть развитым, профессиональным, успешным, востребованным, продвинутым». Все это совершенно правильно. Но, прежде всего, нужно знать родной язык. Только грамотно сформулированная родная речь позволяет людям адекватно общаться и понимать друг друга.
Кто знает и любит родной язык, без труда осилит иностранный, так как будет заинтригован имеющимся сходством и отличием между ними. Нужно беречь родной язык. Эта бесценное наследие, оставленная нашими предками, мы должны передать будущим поколениям, приумножив его красоту и силу. Но меняются стереотипы общества.
Некоторые ученики и даже взрослые люди говорят: «Зачем нужно сохранять родной язык? Мы и на русском можем общаться». Это означает, что у людей нет чувства гордости за свой родной язык.
Сколько угодно можно твердить, что это наш родной язык, что мы обязаны его знать, но это, к сожалению, не работает. В сознании наших родителей нет того понятия, что родной язык наша духовная культура, что каждый из нас несет ответственность за её будущее.Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным, благополучным, воспитанным. Родной язык становится ключом, открывающим всю глубину и красоту духовного богатства народа, передающим нравственные устои нации, его обычаи и традиции.
Большая часть родителей считает, что для успешной карьеры и учебы родной язык является помехой. Конечно же, это очень обидно!
Главным объединяющим признаком нации является именно язык, так как никакие общие идеи, культурные ценности и совместное хозяйство не могут существовать без единого понимания используемых в общении словесных знаков. Язык возникает одновременно с нацией, является ее творением, а также органом оригинального мышления нации. Как писал основоположник языкознания В. Гумбольдт, «язык есть дыхание, сама душа нации». Прекращает свое существование язык - исчезает нация.
Родной язык живет в культуре каждого народа. Традиции, обычаи, литература, искусство и история отдельной нации передаётся из поколения в поколение от отца к сыну посредством языка. Одним из важнейших моментов в деятельности по его сохранению является изучение истории и культуры своего народа, чтение родной литературы в оригинале, посещение национальных музеев, театров, библиотек. Довольно интересны и самобытны национальные спектакли и другое сценическое творчество.
Не менее важным моментом в сохранении родного языка является передача полученных знаний и ценного опыта подрастающему поколению. Самыми первыми учителями для ребенка являются его родители. Именно та речь, которая постоянно звучит в кругу семьи, лучше всего запомнится ребенком. Спустя годы, даже пожив долгое время в чужой стране и вернувшись, этот язык будет легче вспомнить. Поэтому в национальных семьях очень важно говорить дома на своем родном языке. Обычно, как я вижу, наши односельчане, переехавшие в города или в другие районы, разговаривают на русском языке со своими детьми. Они даже восхищаются своими детьми, которые лучше родного языка знают русский. Но они ошибаются. Их детям жить и жить еще в этом мире. И если они когда-нибудь приедут в родное село, как они будут общаться со старейшинами сел? Они же не будут понимать то, о чем говорят сельчане. Таких случаев много. Эта вина не этих детей, а их родителей. Родители, в первую очередь, обязаны научить ребенка родной речи. Меня радует то, что некоторые бабушки и дедушки, когда внуки приезжают к ним в гости, настоятельно требуют, чтобы они разговаривали на родном языке. Взрослых смущает тот факт, что подрастающее поколение плохо знает свой язык.
Плохо знают родной язык и потому, что в общеобразовательных организациях уменьшили количество часов, отведенных на изучение родного языка: в 1-4 классах всего по 2 часа (вместо 5ч.), в 5-9 классах - по 3 часа (вместо 4ч.), в 10-11 классах - по 2 часа (вместо 3ч.). Как видно, особенно мало часов в начальных классах. Обучающиеся первой ступени с каждым годом всё хуже и хуже владеют родным языком. Это объясняется и тем, что учителя начальных классов особое внимание обращают на русский язык и математику, так как проводятся Всероссийские проверочные работы по этим предметам. А в детских садах и вовсе не разговаривают на родном языке. Нет никакой преемственности. Все кружковые часы тоже передают учителям основных предметов, так как дети сдают ОГЭ и ЕГЭ по этим предметам. Несмотря на это учителя родных языков стараются преподнести детям весь материал. Очень важно интересно преподнести материал. Главной задачей учителей родных языков является довести до родителей понимание значимости родного даргинского языка, прививать любовь и уважение к родному языку.
В МКОУ «Хасавюртовская многопрофильный лицей им. А. Абукова» вот 22 года я преподаю аварский язык . За время работы в лицее, я пришла к выводу, что наиболее эффективным и результативным средством поддержания интереса детей и их родителей к изучению языка являются разнообразные уроки с применением современных технологий и инновационных методов.
Главным принципом моей работы является воспитывать жизнелюбивых, честных, активных, добрых детей и обязательно они должны знать и любить родной язык – тот неизменный ориентир и стимул, что из века в век, от эпохи к эпохе благополучно привел нас в день сегодняшний.
Моя цель – участвовать и содействовать в сохранении и развитии дагестанской многонациональной культуры и языков.
На уроках даргинского языка я использую языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых идет речь о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают учащихся не только думать, но и формировать нравственные позиции. Часто провожу компьютерные тесты, сочинения, изложения, сочинения-миниатюры и получается иллюстративный, информационный материал. В моем понимании, уроки языка и литературы - уроки нравственности. Именно на это я обращаю своё внимание, а также своих детей.
Мои ученики любят слушать стихи поэтов на нашем родном, даргинском языке. С большим интересом они слушают и тогда, когда их читаю я. Есть произведения наших поэтов и писателей, переведённые на русский язык. Но смысл этих произведений дети понимают лучше на нашем языке. Проходя эти и другие произведения, дети сильнее чувствуют и ощущают содержание, как будто все это происходит перед их глазами. Эти качества еще сильнее проявляются в детях именно от того, что мы эти произведения проходим на нашем языке. Мои ученики всегда с нетерпением ждут уроков родного языка и литературы. Когда я рассказываю им про наш язык, про наши обычаи и традиции, про нашу культуру, любовь к родному языку ещё сильнее разгорается в сердцах детей. На уроках литературы мы часто ставим сценки по тем или другим произведениям. Дети это очень любят. Сами готовят костюмы, готовят декорации и учат наизусть слова, чтобы им досталась та или иная роль. Очень важно знать свой предмет в совершенстве и преподавать его увлекательно, иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней, выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Я перед собой ставлю цель и достигаю результатов. А результат виден по итогам региональных этапов олимпиад.
Очень много победителей и призеров регионального этапа олимпиады школьников по родному языку и литературе среди моих учащихся в течение последних 5-6 лет.
Родные языки - это ценность, с исчезновением языка уйдёт культура целого народа, в том числе те прекрасные образцы устного народного творчества.
Человек, не знающий родной язык, словно дерево, у которого высохли корни. Мы знаем, что скоро и само дерево высохнет, так же и с человеком. Люди постоянно переселяются с одной территории на другую. За рубежом в целях сохранения родного языка и общения соотечественников создаются национальные сообщества. Ими организуются различные мероприятия: проводятся научные форумы, концерты с выступлениями национальных артистов. Это позволяет сохранить родную речь, передать ее детям и просто не чувствовать себя слишком одиноким в чужой стране.
Автор учитель родного языка и литературы
МКОУ»ХМЛ им.А.Абукова». Р.А. Ахмедовна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.