СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ
Формирование личности студента, как будущего специалиста в сфере экономики довольно часто и в значительной степени, зависит от педагога, который его учит и воспитывает. Деятельность педагога на протяжении многих веков, прежде всего, отличалась тем, что он учил. Однако, в настоящее время, в результате научно-технического прогресса, знание своей дисциплины перестало быть основным признаком квалификации преподавателя, поскольку осведомленность учащихся, иногда может быть выше той, которой владеет педагог.
Поэтому профессиональные экономические знания является обязательным условием профессионализма педагога. Следовательно, актуальной проблемой на современном этапе развития системы образования является изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе, которая является моделью подготовки магистрантов и молодых преподавателей к научно-педагогической деятельности на высоких уровнях профессионализма, что в свою очередь является условием эффективного формирования студента как будущего специалиста.
Определению особенностей формирования профессиональных умений у будущих учителей экономики и компетентности, умений, ориентаций преподавателей экономических дисциплин посвящены исследования В. Ф. Калошина, А. Г. Мороза, А. С. Падалка, В. И. Юрченко и др..
Цель статьи – создать целостный образ у преподавателей экономических дисциплин по их профессионально-педагогической деятельности в условиях образовательной среды и проанализировать влияние педагогической деятельности преподавателя на формирование экономических знаний у студентов.
Ключевой составляющей педагогической деятельности в экономическом обучении является личность преподавателя. Он должен быть профессионалом: глубоко знать экономическую дисциплину, которую излагает; владеть методикой преподавания этой дисциплины; применять знания по психологии, педагогике, социологии, физиологии человека, валеологии; постоянно совершенствовать ораторское технику (обладать силой звука, тембром, дикцией, темпом речи, работать над дикцией) развивать ораторские способности (магнетизм голоса, перцептивность, креативность, внушаемость, эмоциональную устойчивость). Кроме того, преподаватель должен уметь делать самопрезентацию, которая должна подчеркивать его приятную внешность, элегантные манеры поведения и высокий уровень культуры общения.
Как профессионал преподаватель должен соблюдать требования к современной лекции, составляет вторую составляющую педагогической деятельности преподавателя в экономическом обучении. Их реализация обеспечивает высокий научно-методический уровень лекции.
Требования к современной лекции охватывают научность, логичность, завершенность, информационную насыщенность, конкретно-исторический подход, единство содержания и формы, связь с предыдущим материалом, принятие во внимание межпредметных связей, привлечения информации о последних научных исследованиях, связь теории с практикой, использование элементов проблемности, творческий характер, обращение к средствам активизации познавательной деятельности студентов, разнообразные технические средства обучения, стимулирования к самостоятельной работе, содействие саморазвитию личности, воспитательный момент, яркость изложения.
Третьей составляющей педагогической деятельности преподавателя должно быть постоянное ознакомление с новейшими достижения экономической науки о разнообразия видов лекций. На современном этапе развития дидактики имеются такие подходы к определению видов лекции. В учебных заведениях наиболее распространенными являются вводная, тематическая, обзорная и заключительная лекции. В наше время, когда часто практикуется дистанционное образование, учителя используют тиражирование дисков для распространения нужной студентам информации или даже создают научные Интернет-порталы.
Согласно инновационного подхода к учебному процессу наиболее распространенными считают такие виды нетрадиционной лекций, как проблемная, мотивационная, подготовительная, интегрирующая, учредительная, лекция-провокация, лекция-вдвоем, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция или бинарная лекция, лекция-информация, лекция-воспоминание, лекция-показ, лекция-репортаж, лекция-инструктаж, использования нарративу в лекциях, лекция с применением дидактических методов (метод мозговой атаки, кейс-метод, метод дискуссии, разработка интеллект-карты и т.п..
Четвертой важной составляющей педагогической деятельности преподавателя является владение методикой подготовки и проведения лекции. Методически грамотно проведена лекция вызывает интерес не только к определенной теме и предмета, но и к самому процессу обучения, что является важным стимулом к самообразованию и творческого саморазвития студентов.
К профессионально важных качеств преподавателя экономических дисциплин вузов относят: направленность на педагогическую деятельность в вузе (основные мотивы и цели выбора педагогической профессии: стремление работать со студентами, обучать и воспитывать их, интерес к предмету) психическая устойчивость; гибкость, мобильность (способность быстро реагировать и «переключаться») черты характера: активность, целеустремленность, воля, настойчивость, решительность, смелость; самообладание и выдержка, социальная нормативность (соответствие нравственных установок общепринятым нормам поведения и взаимоотношения с другими людьми), способность к правильной самооценки; нравственные качества: чувство долга “связи, честность, порядочность, патриотизм, аккуратность, способность к работе в команде; чувство юмора любознательность, социальные качества: общительность, тактичность, терпимость; требовательность к себе и к студентам, способность к предупреждению (превентивные мероприятия по решения скрытого конфликта) и решения конфликтных ситуаций; коммуникабельность и т.д.
Эффективность работы преподавателя экономических дисциплин определяется:
- Высоким уровнем психолого-педагогической и профильной подготовки;
- Экономической грамотностью и осведомленностью в соответствующих вопросах;
- Моделированием педагогических ситуаций и умением творчески организовывать учебно-воспитательный процесс в условиях учебного заведения;
- Прогнозированием экономических последствий определенных событий, инцидентов, ситуаций в целом;
- Количеством студентов, поддаются обучению;
- Количеством студентов, положительно и с интересом относятся к изучению экономических дисциплин данного педагога.
Владение экономическими знаниями в рамках учебных дисциплин и их правильные применения на практике в профессиональной деятельности определенных специалистов требуют от преподавателя экономических дисциплин высокой профессиональной готовности и эмоциональной устойчивости.
Перспективами дальнейшего развития исследования педагогической деятельности преподавателя в экономическом обучении должны быть:
1. Ведущим аспектом педагогической деятельности преподавателя в экономическом обучении любого учебного заведения должно стать внедрение инновационных дидактических технологии на лекционных, семинарско-практических занятиях и во время подготовки студентов к практике;
2. Перспективы дальнейшего развития лекционных занятий должно состоять в обеспечении преподавателем рационального соотношения традиционных и нетрадиционных видов лекции и развития субъект-субъект объектные взаимодействия преподавателя и студента;
3. Преподаватель должен на семинарско-практических занятиях обеспечивать развитие профессиональных компетенций будущих специалистов благодаря широкому использованию различных современных педагогических технологий, которые постоянно дополняться новыми авторскими открытием и находками преподавателей; сочетать индивидуальную и групповую работу со студенческой молодежью, создавая условия для их творческого развития;
4. Применение современных технологий обучения в процессе подготовки студентов к прохождению практики должно способствовать формированию личностно значимых умений и навыков основных составляющих преподавательской деятельности, воспитанию потребности систематически самосовершенствоваться, которые являются инвариативными для многих сфер будущей практической деятельности специалиста.
Следовательно, в условиях современных высших учебных заведений преподаватель экономических дисциплин отвечает за выполнение поставленных педагогических задач и несет полную ответственность за принятые решения.
Список литературы:
1. Скворцова С.А. Педагогические условия формирования компетентности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - №1. - 2011.
2. Основы педагогического мастерства: уч. пособ. для пед. уч. завед. / Под ред. И. А. Зазюна. М., 1989.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации. Пед.кадров/ Под ред. Е.С. Полат.- М.: Академия, 2002.
4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. вузов: В 2 кн.: Кн.1.- М.: Владос, 2004.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ.пед.вузов.- М.: Академия, 2003.
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.