Митюкова Марина Александровна
учитель английского языка
Нетрадиционные методы преподавания иностранным языкам
Различные УМК, рекомендованные к реализации в общеобразовательной школе, предполагают вариативность применяемых приёмов, методов и технологий, однако служат общей цели – формированию основ основных компетенций обучающихся в том числе функциональной грамотности, которая характеризуется «способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе преимущественно прикладных знаний», и, как следствие – достижению образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
На этапе начального общего образования используются мини-ролевые игры и элементы театральных постановок. В этой же теме можно создавать интерактивные игры для изучения неисчисляемых и исчисляемых существительных - своеобразный аналог мультипликационного фильма «Ну, погоди». В 3-4 классах обучающиеся создают пазлы, которые позволяют отработать структуру предложений различного типа – утвердительных, вопросительных и отрицательных.
Так, в 5-6 классах работа с текстом носит в основном репродуктивный характер, обучающиеся выполняют задания по поиску ответов на вопросы, определение верности или ошибочности суждений, заполняют пропуски подходящими словами, устанавливают верную логическую/хронологическую последовательность событий, делят тексты на абзацы - работая в группах/парах/индивидуально, выделяют микротемы. Данные педагогические приемы используются практически на каждом уроке и, как правило, не вызывают значительных затруднений у большинства обучающихся.
Текстовые материалы на различные стратегии чтения (ознакомительное, поисковое, просмотровое) представлены как в учебнике, так и в рабочих тетрадях, а также в собственных методических разработках и контрольно-измерительных материалах для проведения текущего и тематического контроля. Здесь вполне уместно использовать приемы геймификации в изучении программного материала, в том числе и при активном использовании ИКТ. Например, обучающиеся через применение лото знакомятся с различными неправильными глаголами. В 7-9 классах появляется возможность использования заданий на установление причинно-следственных связей и формирования оценочного отношения к событиям и личностям, описанным в конкретном тексте. Для этого мы используем прием «ромашка/кубик Блума», разработанный автором для устной работы после прочтения текста. В соответствии с классификацией вопросов Бенджамина Блума, используются простые вопросы, которые направлены на выявление ключевых фактов, личностей сыгравших определённую роль в прошлом, и оценочные вопросы, отвечая на которые учащийся, проанализировав содержание документа или отрывка, устанавливает причинно-следственные связи ключевых событий. На каждой стороне кубика, написана форма вопроса: «Почему?», «Когда?», «Как?», «Где?», «Предположи?», «Покажи?».
Становлению устойчивого познавательного интереса, наряду с достижением предметных результатов, способствует также проведение междисциплинарных мини-викторин. Широкие возможности для этого дают разделы в курсе 8 класса «Весь мир знает их» (иностранный язык) и «Россия во второй половине XVIII века» (история). Например, работа с текстом по теме «Екатерина Великая» позволяет не только освоить текущий программный материал на иностранном языке, но и актуализировать уже изученный ранее на уроках истории. Соревновательный момент между учебными группами переменного или постоянного состава также способствует формированию устойчивого познавательного интереса. Обучающиеся с удовольствием сами включаются в разработку познавательных заданий.
В старших классах спектр методического инструментария по работе с текстом дополняется такими приемами как составление плана текста с использованием различных графических техник (схем, ментальных карт, кластеров и т.д.), а также работой с внетекстовыми компонентами (таблицами, диаграммами, рисунками, картографическими материалами), проведением дискуссий, создание виртуальных плакатов.
Помимо традиционного метода, существует и ряд нестандартных методик обучения языку, эффективность которых во многом зависит от поставленной цели, заинтересованности учащегося, практики и регулярности использования полученных навыков. И даже самый сложный материал может быть представлен в необычной форме, которая позволит не только повысить степень его усвоения, но также будет формировать устойчивый познавательный интерес обучающихся к изучению иностранного языка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.