Новосибирск – культурный центр Сибири
Новосибирск - самый молодой город-миллионник в России. Город постоянно развивается большими темпами: в науке, в строительстве, образовании, культуре. В данной статье мы рассмотрим, как же развивается город в культурной сфере и отдельно в музыкальной ее части. Прежде чем мы рассмотрим данный вопрос, зададимся мыслью, а что есть такое «культура» для обычного человека? Так сказать человеку из масс, одному из многих. На этот вопрос нам отвечают культурологи и дают нам такое определение, как «массовая культура».
«Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (в том числе телевидение, радио и интернет), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т. д.[1]»
Культура многогранна и разносторонняя в своих проявлениях. На сегодняшний момент существует множество уникальных, разных культур и отличаются они различными характерными признаками. Каждый народ является носителем свой национальной и духовной культуры. Это многообразие культурного мира делятся на типы и формы культуры. «Массовая культура» - одна из значительных форм культуры современности.
В наш современный век массовой культуры, мы встречаемся с ней повсеместно: в фильмах, передачах, в печатных изданиях, в картинах и во всем том, что привычно и доступно для большинства людей. С появлением массового общества, производства и средств массовых коммуникаций возникает интерес к массовой культуре на рубеже XIX-XX веков.
Массовая культура имеет свои особенности.
I. Массовая культура – это культура для массовой аудитории. В начале 20 века в результате научного и технического прогресса, формировались социальные слои общества, которые испытывали потребность в культурном досуге, отдыхе, развлечении. При понижении качества культуры, стали доступны различно-типичные творческие продукты. Для массовой аудитории требовалась культурная продукция повседневной и развлекательной направленности.
II. Массовая культура проста и доступна для понимания. Музыкальные сочинения, фильмы, книги, создаваемые полотна должны были доступны обычному человеку для понимания. Для обеспечения массового культурного продукта применяются такие технологии как: простота восприятия, стереотипность, доступность и постоянность. Все это нам поставляется в огромных количествах через СМИ, кинотеатры и т.д.
III. Массовая культура существует, как коммерческое предприятие. Человек готов платить за культурный продукт, дабы он отвлекал его от повседневной жизни и уводил в иллюзорный мир, где он счастлив, все может, «супергерой» и т.п. Где он может дать волю своим эмоциям, дать им выход. Да, это Его и только Его – эмоциональный мир.
Культурная деятельность также может измеряться и финансовой стороной, с выгодой в коммерческой деятельности. И та деятельность, которая пользуются популярностью, производители культурного продукта пытаются делать как можно выгодным… Культура стала входить с сферу рыночных отношений и приобретают доминирующее отношение.
«Культуру в массы – деньги в кассы!» (перефразированная цитата из кинофильма «Королева бензоколонки»).
IV. СМИ – современная, информационная «религия» нашего поколения. СМИ выводят массовую культуру на вершину популярности. Постоянно однотипные передачи (как правило, копия зарубежных аналогов), тексты, сериалы вещают повседневно. СМИ создает, продвигает и пропагандирует массовую культуру. СМИ обеспечивают постоянный поток информации совершенно разного уровня качества и направления. По сути СМИ формируют уровень «культуры» и сознания людей.
В культурологии выделяют три формы культуры — массовая, элитарная и народная.
Массовая культура – как было уже сказано, это культура максимальна проста и доступна, не требует осмысления и выводов. Для такого продукта характерно низкое качество и коммерческая составляющая, такие как, например, сериалы, передачи и т.п. также носит развлекательный характер и прозвана как – «поп-культура» для создания пассивной и некритичной личности человека.
Элитарная культура создается профессионалами (писателями, музыкантами, поэтами, композиторами). Она не проста для понимания и требует наличие опыта и знания. Предназначена для таких представителей, как театралы, зрители филармонии, балета и т.д.
Продукт данной культуры имеет высокое качество, тексты отличаются индивидуальностью, со сложными формами и являются произведениями высокой культуры. Вид элитарного искусства направлен на формирование творческой, эстетической личности, которая способна духовно совершенствоваться. Это классическая и авторская музыка, литература и т.д.
Вид народной культуры представляет собой собрание анонимных сочинений, таких как былины, сказания, народные сказки, песни и тексты (фольклор). Она проста для восприятия и понимания, но требует знание национальных традиций.
К сожалению, на сегодняшний день СМИ продвигают и пропагандируют в основном массовую культуру. СМИ это новый идол в «духовном» мире человека, который учит нас, как жить, представляя для нас иллюзию прекрасной жизни здесь и сейчас, превращает нас в однотипных усреднённых людей, манипулируют нашим мнением и сознанием, решает за нас наши проблемы и направляет нас к «новой и хорошей» жизни.
Новосибирск является одним из самых молодых и перспективных городов. В связи с этим большое внимание уделяется развитию культуры. Создаются программы министерством культуры по развитию региона в данном направлении, проводятся различные мероприятия: фестивали, конкурсы, концерты, встречи с известными людьми, мастер-классы, форумы, слеты, дельфийские игры и многое другое, что выводит наш город, в пятерку самых лучших театральных городов России. На территории города действуют 15 профессиональных театров. Среди них самые известные:
v Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (НОВАТ)
v Новосибирский музыкальный театр
v Новосибирский государственный академический Ордена Трудового Красного Знамени драматический театр «Красный факел»
v Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»
v Новосибирский областной театр кукол
v Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева
v Новосибирский драматический театр «Старый дом»
v Новосибирский драматический театр «На левом берегу»
Такие театры, как НОВАТ, Музыкальный театр и «Глобус» были удостоены наивысшей в России театральной награды – «Золотая маска». Поэтому наши театры известны по всей России и создают престиж нашему городу и региону в целом. Конечно же центром музыкальной жизни города является Новосибирская государственная филармония. На сегодняшний день в состав филармонии входят около 20 творческих коллективов.
В настоящее время культурный потенциал Новосибирска складывается из множества составляющих. На официальном сайте города Новосибирска[2] представлено свыше 237 единиц недвижимого историко-культурного наследия (более 160 из которых взяты на государственную охрану): 184 памятника архитектуры, 36 - истории, 10 - археологии, 7 - искусства; отделения трёх академий (имеются ввиду государственные научные структуры — сибирские отделения Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук), мощный научно-образовательный комплекс; национально-культурные центры и общества, в том числе русского фольклора и этнографии, украинский, татарский, немецкий, польский и др. В городе работают 16 кинотеатров, 17 музеев, 87 библиотек, 2 планетария, зоопарк, городской центр изобразительных искусств, сибирская мемориальная картинная галерея «Великая Отечественная война 1941-1945 годов». Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии Наук является крупнейшей за Уралом, с фондом более 14 млн. экземпляров. В городе работают 6 телевизионных компаний, 17 радиостанций, 16 каналов, в том числе детские и молодежные. В Новосибирске издается более сорока печатных изданий. Муниципальная отрасль «Культура» представлена:
1. 20 детскими школами искусств
2. 10 детскими музыкальными школами
3. 3 детскими художественными школами
Сеть муниципальных культурно-досуговых учреждений составляют:
1. 13 учреждений клубного типа, в том числе 3 дворца культуры, 2 детских дома культуры
2. детская киностудия «Поиск»
3. 6 домов культуры
4. 9 парков культуры и отдыха
5. Концертный комплекс имени В.В. Маяковского
В 33 учреждениях дополнительного образования детей в сфере культуры (детских музыкальных школах, детских школах искусств, детских художественных школах) обучается более 13,3 тысячи детей и подростков.
В домах и дворцах культуры работают около 530 творческих коллективов, в их числе: 101 хореографический, 104 хоровых, 21 театральный, 4 оркестра народных инструментов, 3 оркестра духовых инструментов, 13 фольклорных, 30 кружков изобразительного и прикладного творчества, более 250 клубов по интересам. В городе организуются различные мероприятия: концерты, фестивали, конкурсы, торжества, связанные с проведением различных праздников в жизни наших горожан. В них принимают участия многие наши творческие коллективы, как любительские, так и профессиональные, что способствует развитию не только самих коллективов, но и самого города в целом.
Разнообразна и богата духовная жизнь Новосибирска. В жизни общества все больше играют роль всевозможные религиозные организации, выполняя образовательные и воспитательные функции. Большой вклад в духовную жизнь города и области вносит Русская Православная Церковь.
По данным сайта Новосибирской митрополии[3] на данный момент в Новосибирскую Епархию входит:
• 210 приходов и молитвенных помещений;
• 4 монастыря: три мужских и один женский;
• 23 поклонных креста;
• Новосибирская Православная Духовная семинария;
• 5 общеобразовательных Православных гимназий;
• 50 воскресных школ;
• 3 православных детских сада;
• 14 православных сестричеств;
• Епархиальный комплексный центр социального обслуживания граждан, оставшихся без жилья;
• Епархиальный комплексный центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
• Епархиальный реабилитационный центр для нарко- и алкоголезависимых лиц;
• Православный центр защиты жизни и семейных ценностей;
• Епархиальный гуманитарный центр;
• Консультативная телефонная служба «Содействие»;
• Православная община глухих и слабослышащих;
• Проекты «Сотвори милость» и «Автобус спасения» – питание и обогрев граждан, оставшихся без жилья;
• 6 общественных организаций: Новосибирская региональная общественная организация «Всемирный Русский Народный Собор», Союз православных женщин, Союз православных врачей, Союз православных педагогов, Союз православных предпринимателей, Союз православных архитекторов;
• 2 миссионерских поезда, 2 автопоезда, корабль-церковь;
• 13 православных молодежных центров и клубов;
• 16 детских и молодежных летних оздоровительных лагерей.
• Корабль-церковь «Святой апостол Андрей Первозванный».
Глядя на эти цифры можно оценить уровень потенциала культурного развития нашего города.
Представители элитарного искусства в Новосибирске стараются не уступать свои позиции массовому искусству, которое пытается ее вытеснить и заменить. Более всего это заметно в музыкальной жизни города.
Музыкальная культура в городе, впрочем, как и в России, стала рафинированным искусством, искусство ради искусства. В средствах массовой информации массово идет и пропагандируется штампованная поп-эстрада во всех ее проявлениях. К сожалению, это массовое засилье в наши головы и порождает наш интерес только к подобной музыке. Музыка классическая отходит на второй план. Однако стоит отдать должное, что есть свой зритель на советскую эстраду, и этот жанр является до сих пор популярным, но для определенной категории слушателей, которые выросли на данной музыке. До сих пор концерты с советскими песнями являются хорошим кассовым брендом, особенно в хорошем качестве исполнения. Филармония переходит на кассовые сборы в виде эстрадно-джазовых концертов, а так же сдачу в аренду залов для проведения различных мероприятий. К сожалению, в филармонии идет сокращение госзаказов на концертные абонементы в общеобразовательных школах. В связи с этим у детей не формируется вкус, восприятие классической музыки. Филармония превращается в коммерческий проект. Однако стоит отметить, что концерты в исполнении наших оркестров, включая Биг-Бэнд, Диксиленд и т.д., проходят с успехом и на высоком профессиональном уровне как в России, так и за рубежом, собирая полные залы со множеством положительных отзывов и восторгов. Скажу, опираясь на собственный профессиональный опыт, что эстрадно-джазовые коллективы нашей филармонии превосходят по качеству коллективы такого города, например, как Санкт-Петербург. Вот одна из заметок в немецком издании о Биг-Бэнде под руководством Владимира Толкачёва: «То, что слушатели в зале услышали с берегов Оби, разрушило культурные предрассудки, засевшие в западных головах... Хотелось ущипнуть себя, чтобы поверить в реальность происходящего: вот, значит, какая она – музыкальная Сибирь![4]».
Огромную роль в культурной жизни Новосибирска сыграло преобразование камерного хора в Новосибирскую хоровую капеллу под руководством Юдина И.В. Например, Государственная Академическая Капелла Санкт-Петербурга, является культурным наследием и достоянием еще с царских времен до наших дней. Так что считаю, что данное появление коллектива в нашем городе является значимым событием в культурном процветании Новосибирска, открывая новые перспективы и развитие не только филармонии, но и всей культуры города в целом. Одним из главных ежегодных культурных событий является Транссибирский Арт–Фестиваль, организованный таким известным музыкантом, как Вадим Репин. В рамках фестиваля проходят концерты, выступления, мастер-классы лучших российских и зарубежных исполнителей. Столь значимое событие - это украшение не только города, но всего сибирского региона в целом.
Наряду с этим не все культурные события города можно оценить с положительной точки зрения. С целью привлечь к элитарному искусству как можно больше зрителей театры ищут возможности разнообразить спектакли эффектным появлением животных коней, удавов, тигров и др., а также автомобиля и многих других транспортных средств. Однако подобные решения этот жанр не спасают и он находится на грани деградации. Очень многие ведущие солисты разъехались по другим театрам и уровень исполнительства снизился, особенно в нашем оперном театре. Однако балет держится, как всегда на высоком уровне и имеет много зарубежных гастролей.
Конечно, культурный уровень наших детей, а впоследствии и сознательных граждан нашего города лежит в области воспитания в образовательных учреждениях. К сожалению, это огромная проблема и лежит в сфере государственных интересов, так как формально все структуры работают. Но за такую зарплату не хотят идти хорошие специалисты в подобные заведения, и руководству приходиться затыкать дыры в педагогическом составе теми, кто есть. В 1998 году министры образования Франции, Италии, Германии и Англии собрались и решили, что будут строить единое образовательное пространство. Чтобы студенты могли учиться, а затем и работать в любой компании страны-участника. Для этого объединили опыт, собрали самое лучшее и унифицировали в образовательные стандарты. Так появилась Болонская система образования. В течение двух-трех лет Болонскую систему стали использовать 48 стран Европы и мира. В 2003 году к ней присоединилась Россия. И начались реформы: первые эксперименты с ЕГЭ, внедрение новых программ обучения, двухуровневая система высшего образования... Некоторые предметы были вообще убраны из образовательного процесса, такие как, например, астрономия, черчение. Черчение положено по ФГОСу, но на практике его нет в школах, а если и есть, то двухгодичный курс обучения в 8 и 9 классах, вмещают в один год. Но на моей практике, я не встречал такого предмета как «Черчение» в школах. Но надо отдать должное, наши руководители понимают, что сокращение предметов это большой недостаток в образовательном процессе, и стал появляться предмет «Астрономия», но опять же далеко не везде. Проведя опрос среди учеников старших классов на знание предмета в области Географии, понимаешь, что знание учеников полностью отсутствуют. Не говоря уже про такой предмет, как история. Отсюда вытекает вывод, что данная система дает не знания, а ответы для сдачи экзаменационных тестов ЕГЭ и ГИА. Я столкнулся с проблемой, будучи еще и учителем в общеобразовательной школе, ведя предмет «Музыка». Далеко не в каждой школе есть предмет «Музыка», а если есть, то не во всех классах. Также нет предусмотренных ФГОСом учебников по музыке и рабочих тетрадей, что затрудняет преподавание этого предмета. Также я столкнулся с проблемой, что утверждена очень сложная программа, особенно для учеников начальной школы. Автор статьи, учась в свое время в музыкальной школе, не знал такого материала, который преподается сейчас в простой образовательной школе в начальных классах!!! Дети не способны к усвоению такого сложного материала. Им становится не интересно то, что им сложно для понимания, как бы ни старался педагог. И вырастают поколения, которые слушают то, что популярно на данный момент, и это далеко не классическая музыка. Отсюда проблемы со здоровьем детей-подростков, нарушение психики, суициды и т.д. И эта проблема уже лежит в сфере государственных интересов! Мы получаем больное поколение, больное общество. К сожалению, это скоро может стать нормой.
И пойдет следующий виток нашей цивилизации...
«...разруха не в клозетах, а в головах... Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя!» - Цитата из повести"Собачье сердце"(1925 г.) писателя Булгакова Михаила Афанасьевича (1891 –1940).
Источники:
1. Булгаков М. Собачье сердце, Издательство: ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2011 г.
2. Культурология : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. —М. : Высшее образование, 2007. —566 с.
3. Википедия - Массовая культура https://ru.wikipedia.org/wiki/Массовая_культура
4. Софья Гердер - «Массовая культура: особенности, характерные черты, функции» https://okulture24.ru/massovaya-kultura/
5. Информация о культурных мероприятиях в Новосибирске и городских учреждениях культуры: http://mun-culture.novosibirsk.ru/SitePages/default.aspx
6. Новосибирская митрополия: история образования- http://nskmi.ru/parish/
7. “Hannoversche allgemeine zeitung”, №99, 29.04.2002 г.
8. Официальный сайт г. Новосибирска https://novo-sibirsk.ru/to-citizens/social/culture/
Скачано с www.znanio.ru
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Массовая_культура
[2] https://novo-sibirsk.ru/to-citizens/social/culture/
[3] http://nskmi.ru/parish/
[4] “Hannoverscheallgemeinezeitung”, No99, 29.04.2002г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.