Статья "Образ милосердия на уроках в начальной школе"

  • doc
  • 30.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Образ милосердия на уроках в начальной школе.doc

Бутакова В.И.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №1»

Образ милосердия на уроках в начальной школе

«Жалость – драгоценность наша… Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетённых, тогда ему же самому станет плохо: оно зачерствеет, засохнет, станет развратно и бесплодно»

Ф. М. Достоевский

Милосердие, сострадание – это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности  должны быть эти качества.  В наше время мы наблюдаем некоторый их «дефицит». Как воспитать ребенка милосердным? [4,с.2]

На уроках русского языка при изучении темы «Сложные слова»,  спрашивая детей, как они понимают значение слова «Милосердие», то обычно слышишь в ответ «милое сердце». А что значит милое сердце? Доброе, хорошее, ласковое, нежное, которое любит.

По толковому словарю русского языка С.И.Ожегова милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия.[1,с.23]

Всё начинается с воспитания в детстве, и важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребёнка появляется собственное мировоззрение. Каким же способом помочь ребёнку видеть всё лучшее, как воспитать в нём такие качества, как чуткость, милосердие, сострадание?

Какими мы учителя и родители, мечтаем видеть своих детей? Конечно добрыми, умными, смелыми, уверенными в своих силах, способными и, конечно же, счастливыми. Вряд ли кто-то будет протестовать против такого списка добродетелей, ведь никто не желает себе одинокой старости, лишенной заботы. Все желают, чтобы ребенок умел любить и был любимым, чувствовал себя комфортно в семье, школе, при общении со сверстниками и взрослыми. Да, в жизни он встретит немало зла, предательства, зависти. Такова жизнь. Важно, чтобы ребенок научился прощать, не стал жестоким, циничным, равнодушным, умел сочувствовать и умел помогать. Родители ребёнка – первые и главные его учителя. Но и роль школы так же велика. Воспитание чуткости, отзывчивости к горю и страданиям других людей – важная задача школы. [2,с.56]

В настоящее время телевидение и школа выступают соперниками в борьбе за время и душу ребёнка. Очень часто то, что показывается по телевизору, не соответствует моральным устоям, которым учит школа, учитель.

Исходя из вышесказанного, на плечи учителя начальной школы ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребёнка духовное начало, развивать чувства  любви, милосердия и уважения друг к другу, стремления к добрым делам, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком. [3,с.2]

Добрый ребенок или не очень – зависит от воспитания. Дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Кто-то будет утверждать, что доброте и милосердию  нет места в современном мире. Доброта – это отнюдь не слабость. Если у родителей нет желания воспитать из ребенка доброжелательного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного не дружить, не любить.

Мне, как учителю, постоянно приходится думать, как научить детей различать добро и зло, стараться прививать добрые качества, которые ценились во все времена, не уничтожить детскую чуткость и доверие, уберечь от обмана и цинизма.

Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть. Прежде, чем что-то полюбить, пожалеть, увидеть красоту, надо уметь почувствовать, посочувствовать. Сопереживанию, состраданию должна учить детская книга. Первым  качеством этого желанного типа является чувствительность, то есть способность пожалеть от души и даже пролить несколько слёз о вымышленном лице, которого полюбил читатель, и от сердца порадоваться за него. Второе качество – способность понимать другого человека без слов, когда не нужно толковать свои чувства.[4,с.3]

На уроках чтения мы читаем и обсуждаем прочитанное. Дети отвечают на вопросы, определяют какой герой, хороши ли его поступки. Чтобы ребёнок сделал выбор, а как бы поступил он сам. Например, в рассказе Л.Н.Толстого «Лев и собачка», мы видим жестокость людей по отношению к беззащитным животным, которых приносили на съедение, мы придумывали свое окончание данной истории, и  то, что все дети меняют практически весь рассказ, говорит о том, что эта быль тронула их сердца. Так мы читали рассказ В. Осеевой «Печенье»,  в итоге все ребята поняли, почему мама и бабушка грустно мешали свой чай. И тут я их возвращаю в семью. Вспомните, как недавно мама принесла вам что-то вкусненькое. Лес рук. А теперь подумайте, кто из вас угостил маму. Это вызывает уже напряжение.

             В нашем классе каждую неделю проходит час общения.  На них я провожу этические беседы и обсуждения жизненных ситуаций. Как воспитать милосердие в ребенке? Лучше всего начать делать простые  и  полезные вещи: показывать своим примером, как мы можем помогать кому-то, кто нуждается в этом, помогать милостыней старым людям, подкармливать птиц и животных, отдавать одежду, которая стала маленькой в приют, заботиться о членах своей семьи. Дети, видящие добро, будут стремиться делать его на протяжении всей жизни.     В рамках реализации Муниципального просветительского проекта «Искорки радости»,  организатором которого является Белоярское благочиние Югорской Епархии,   в третьих классах была организована благотворительная акция «Несём добро!», посвященная ко Дню пожилых людей. Основная задача акции - создание условий, обеспечивающих переживание, сочувствие, необходимости соблюдения определенных норм и правил; активное освоение системы человеческих взаимоотношений. Учащиеся своими руками приготовили поздравительные открытки, которые были вручены сёстрами милосердия из Белоярского благочиния Югорской Епархии дедушкам и бабушкам в БУ КЦСОН «Милосердие». Учитель нашей школы и прихожанин Белоярского благочиния З.А. Антонова проводит беседы, где говорят о  сострадании, чуткости, милосердии.  В классе мы провели конкурс рисунков на тему «Милосердие в моем понимании», писали сочинение на эту же тему.

Проявляя милосердие,  мы даём человеку понять, что он нам небезразличен: прежде чем что-то предпринять, мы подумаем о том, как это на нём отразиться, а после не забудем поинтересоваться, всё ли  у него в порядке. Наша чуткость рождает чуткость в других. 

Я очень стараюсь научить детей получать удовольствие от того, что они делают подарки другим. На уроках технологии мы делаем поделки и стараемся не для себя, а для кого-то другого, это не только близкие люди. Ко Дню Победы, традиционно,  мы делаем открытки-поздравления,  на День пожилого человека и Новый год мы с детьми делаем открытки для КЦСОН «Милосердие».

Чтобы доброе чувство утвердилось в сердце, необходимо, чтобы ребёнок что-то делал для облегчения горя другого, больше отдавал душевной заботы. Поэтому очень важно, чтобы у ребёнка был друг, о котором можно было бы позаботиться. Я стараюсь, что бы ребята в классе чувствовали себя одной большой семьёй, помогали друг другу, общались открыто и просто. Воспитывая хорошую привычку – мы создаем хороший характер. Привычку можно закрепить только тренировкой. Так, например, очень простая привычка здороваться. Я стала обращать внимание на это. Не все дети имеют эту привычку. Теперь добилась, что почти не забывают. Есть несколько действенных приёмов, направленных на воспитания отзывчивости, доброты ребенка. Мы обсуждаем с детьми и на родительских собраниях с родителями вопросы: нужно ли давать сдачу, ведь это учит лишь агрессии, но не решает конфликт, всё можно решить словами. О том, что нужно делиться, жадничать – плохо. Говорим о разнообразии людей вокруг нас, как непросто живётся детям-инвалидам и сиротам, об уважении к родителям – это единственные люди, которые любят и будут любить всю жизнь, о помощи в домашних делах и в школе, такая привычка закрепится навсегда.

Ребёнок должен творить добро, только тогда он сможет почувствовать, что рядом есть другие люди, которым нужна помощь, забота, ласка, сердечность. Ещё один важный момент необходимо отметить: ребёнок должен творить добро из бескорыстных побуждений, а не из желания отличиться перед другими.

Если мы хотим, чтобы наши дети были заботливы и внимательны, благородны и отзывчивы, сочувствовали трудностям и старались помочь, нам ничего не остается делать, как подобреть самим. Совершив это усилие над собой, мы сделаем первый шаг на пути к ответу на вопрос, заданный вначале: «Как воспитать ребенка милосердным?».

«Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание. А.Дементьев           

                

1.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г.Этика: Учебник. -- Гардарики, 2003. - 472 с.

2.Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. -- М.: Изд-во МГОУ, 2003. -- 176 с.

3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/

4.https://azbyka.ru/detforum/threads/vospitanie-miloserdija-v-nachalnoj-shkole.4027/