Статья "Образ милосердия на уроках в начальной школе"
Оценка 4.9

Статья "Образ милосердия на уроках в начальной школе"

Оценка 4.9
doc
30.03.2023
Статья "Образ милосердия на уроках в начальной школе"
Образ милосердия на уроках в начальной школе.doc

Бутакова В.И.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №1»

Образ милосердия на уроках в начальной школе

«Жалость – драгоценность наша… Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетённых, тогда ему же самому станет плохо: оно зачерствеет, засохнет, станет развратно и бесплодно»

Ф. М. Достоевский

Милосердие, сострадание – это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности  должны быть эти качества.  В наше время мы наблюдаем некоторый их «дефицит». Как воспитать ребенка милосердным? [4,с.2]

На уроках русского языка при изучении темы «Сложные слова»,  спрашивая детей, как они понимают значение слова «Милосердие», то обычно слышишь в ответ «милое сердце». А что значит милое сердце? Доброе, хорошее, ласковое, нежное, которое любит.

По толковому словарю русского языка С.И.Ожегова милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия.[1,с.23]

Всё начинается с воспитания в детстве, и важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребёнка появляется собственное мировоззрение. Каким же способом помочь ребёнку видеть всё лучшее, как воспитать в нём такие качества, как чуткость, милосердие, сострадание?

Какими мы учителя и родители, мечтаем видеть своих детей? Конечно добрыми, умными, смелыми, уверенными в своих силах, способными и, конечно же, счастливыми. Вряд ли кто-то будет протестовать против такого списка добродетелей, ведь никто не желает себе одинокой старости, лишенной заботы. Все желают, чтобы ребенок умел любить и был любимым, чувствовал себя комфортно в семье, школе, при общении со сверстниками и взрослыми. Да, в жизни он встретит немало зла, предательства, зависти. Такова жизнь. Важно, чтобы ребенок научился прощать, не стал жестоким, циничным, равнодушным, умел сочувствовать и умел помогать. Родители ребёнка – первые и главные его учителя. Но и роль школы так же велика. Воспитание чуткости, отзывчивости к горю и страданиям других людей – важная задача школы. [2,с.56]

В настоящее время телевидение и школа выступают соперниками в борьбе за время и душу ребёнка. Очень часто то, что показывается по телевизору, не соответствует моральным устоям, которым учит школа, учитель.

Исходя из вышесказанного, на плечи учителя начальной школы ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребёнка духовное начало, развивать чувства  любви, милосердия и уважения друг к другу, стремления к добрым делам, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком. [3,с.2]

Добрый ребенок или не очень – зависит от воспитания. Дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Кто-то будет утверждать, что доброте и милосердию  нет места в современном мире. Доброта – это отнюдь не слабость. Если у родителей нет желания воспитать из ребенка доброжелательного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного не дружить, не любить.

Мне, как учителю, постоянно приходится думать, как научить детей различать добро и зло, стараться прививать добрые качества, которые ценились во все времена, не уничтожить детскую чуткость и доверие, уберечь от обмана и цинизма.

Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть. Прежде, чем что-то полюбить, пожалеть, увидеть красоту, надо уметь почувствовать, посочувствовать. Сопереживанию, состраданию должна учить детская книга. Первым  качеством этого желанного типа является чувствительность, то есть способность пожалеть от души и даже пролить несколько слёз о вымышленном лице, которого полюбил читатель, и от сердца порадоваться за него. Второе качество – способность понимать другого человека без слов, когда не нужно толковать свои чувства.[4,с.3]

На уроках чтения мы читаем и обсуждаем прочитанное. Дети отвечают на вопросы, определяют какой герой, хороши ли его поступки. Чтобы ребёнок сделал выбор, а как бы поступил он сам. Например, в рассказе Л.Н.Толстого «Лев и собачка», мы видим жестокость людей по отношению к беззащитным животным, которых приносили на съедение, мы придумывали свое окончание данной истории, и  то, что все дети меняют практически весь рассказ, говорит о том, что эта быль тронула их сердца. Так мы читали рассказ В. Осеевой «Печенье»,  в итоге все ребята поняли, почему мама и бабушка грустно мешали свой чай. И тут я их возвращаю в семью. Вспомните, как недавно мама принесла вам что-то вкусненькое. Лес рук. А теперь подумайте, кто из вас угостил маму. Это вызывает уже напряжение.

             В нашем классе каждую неделю проходит час общения.  На них я провожу этические беседы и обсуждения жизненных ситуаций. Как воспитать милосердие в ребенке? Лучше всего начать делать простые  и  полезные вещи: показывать своим примером, как мы можем помогать кому-то, кто нуждается в этом, помогать милостыней старым людям, подкармливать птиц и животных, отдавать одежду, которая стала маленькой в приют, заботиться о членах своей семьи. Дети, видящие добро, будут стремиться делать его на протяжении всей жизни.     В рамках реализации Муниципального просветительского проекта «Искорки радости»,  организатором которого является Белоярское благочиние Югорской Епархии,   в третьих классах была организована благотворительная акция «Несём добро!», посвященная ко Дню пожилых людей. Основная задача акции - создание условий, обеспечивающих переживание, сочувствие, необходимости соблюдения определенных норм и правил; активное освоение системы человеческих взаимоотношений. Учащиеся своими руками приготовили поздравительные открытки, которые были вручены сёстрами милосердия из Белоярского благочиния Югорской Епархии дедушкам и бабушкам в БУ КЦСОН «Милосердие». Учитель нашей школы и прихожанин Белоярского благочиния З.А. Антонова проводит беседы, где говорят о  сострадании, чуткости, милосердии.  В классе мы провели конкурс рисунков на тему «Милосердие в моем понимании», писали сочинение на эту же тему.

Проявляя милосердие,  мы даём человеку понять, что он нам небезразличен: прежде чем что-то предпринять, мы подумаем о том, как это на нём отразиться, а после не забудем поинтересоваться, всё ли  у него в порядке. Наша чуткость рождает чуткость в других. 

Я очень стараюсь научить детей получать удовольствие от того, что они делают подарки другим. На уроках технологии мы делаем поделки и стараемся не для себя, а для кого-то другого, это не только близкие люди. Ко Дню Победы, традиционно,  мы делаем открытки-поздравления,  на День пожилого человека и Новый год мы с детьми делаем открытки для КЦСОН «Милосердие».

Чтобы доброе чувство утвердилось в сердце, необходимо, чтобы ребёнок что-то делал для облегчения горя другого, больше отдавал душевной заботы. Поэтому очень важно, чтобы у ребёнка был друг, о котором можно было бы позаботиться. Я стараюсь, что бы ребята в классе чувствовали себя одной большой семьёй, помогали друг другу, общались открыто и просто. Воспитывая хорошую привычку – мы создаем хороший характер. Привычку можно закрепить только тренировкой. Так, например, очень простая привычка здороваться. Я стала обращать внимание на это. Не все дети имеют эту привычку. Теперь добилась, что почти не забывают. Есть несколько действенных приёмов, направленных на воспитания отзывчивости, доброты ребенка. Мы обсуждаем с детьми и на родительских собраниях с родителями вопросы: нужно ли давать сдачу, ведь это учит лишь агрессии, но не решает конфликт, всё можно решить словами. О том, что нужно делиться, жадничать – плохо. Говорим о разнообразии людей вокруг нас, как непросто живётся детям-инвалидам и сиротам, об уважении к родителям – это единственные люди, которые любят и будут любить всю жизнь, о помощи в домашних делах и в школе, такая привычка закрепится навсегда.

Ребёнок должен творить добро, только тогда он сможет почувствовать, что рядом есть другие люди, которым нужна помощь, забота, ласка, сердечность. Ещё один важный момент необходимо отметить: ребёнок должен творить добро из бескорыстных побуждений, а не из желания отличиться перед другими.

Если мы хотим, чтобы наши дети были заботливы и внимательны, благородны и отзывчивы, сочувствовали трудностям и старались помочь, нам ничего не остается делать, как подобреть самим. Совершив это усилие над собой, мы сделаем первый шаг на пути к ответу на вопрос, заданный вначале: «Как воспитать ребенка милосердным?».

«Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание. А.Дементьев           

                

1.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г.Этика: Учебник. -- Гардарики, 2003. - 472 с.

2.Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. -- М.: Изд-во МГОУ, 2003. -- 176 с.

3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/

4.https://azbyka.ru/detforum/threads/vospitanie-miloserdija-v-nachalnoj-shkole.4027/


Бутакова В.И. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

Бутакова В.И. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

Все желают, чтобы ребенок умел любить и был любимым, чувствовал себя комфортно в семье, школе, при общении со сверстниками и взрослыми

Все желают, чтобы ребенок умел любить и был любимым, чувствовал себя комфортно в семье, школе, при общении со сверстниками и взрослыми

Прежде, чем что-то полюбить, пожалеть, увидеть красоту, надо уметь почувствовать, посочувствовать

Прежде, чем что-то полюбить, пожалеть, увидеть красоту, надо уметь почувствовать, посочувствовать

Учащиеся своими руками приготовили поздравительные открытки, которые были вручены сёстрами милосердия из

Учащиеся своими руками приготовили поздравительные открытки, которые были вручены сёстрами милосердия из

Мы обсуждаем с детьми и на родительских собраниях с родителями вопросы: нужно ли давать сдачу, ведь это учит лишь агрессии, но не решает конфликт, всё…

Мы обсуждаем с детьми и на родительских собраниях с родителями вопросы: нужно ли давать сдачу, ведь это учит лишь агрессии, но не решает конфликт, всё…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2023