Бутакова В.И.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
Образ милосердия на уроках в начальной школе
«Жалость – драгоценность наша… Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетённых, тогда ему же самому станет плохо: оно зачерствеет, засохнет, станет развратно и бесплодно»
Ф. М. Достоевский
Милосердие, сострадание – это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый их «дефицит». Как воспитать ребенка милосердным? [4,с.2]
На уроках русского языка при изучении темы «Сложные слова», спрашивая детей, как они понимают значение слова «Милосердие», то обычно слышишь в ответ «милое сердце». А что значит милое сердце? Доброе, хорошее, ласковое, нежное, которое любит.
По толковому словарю русского языка С.И.Ожегова милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия.[1,с.23]
Всё начинается с воспитания в детстве, и важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребёнка появляется собственное мировоззрение. Каким же способом помочь ребёнку видеть всё лучшее, как воспитать в нём такие качества, как чуткость, милосердие, сострадание?
Какими мы учителя и родители, мечтаем видеть своих детей? Конечно добрыми, умными, смелыми, уверенными в своих силах, способными и, конечно же, счастливыми. Вряд ли кто-то будет протестовать против такого списка добродетелей, ведь никто не желает себе одинокой старости, лишенной заботы. Все желают, чтобы ребенок умел любить и был любимым, чувствовал себя комфортно в семье, школе, при общении со сверстниками и взрослыми. Да, в жизни он встретит немало зла, предательства, зависти. Такова жизнь. Важно, чтобы ребенок научился прощать, не стал жестоким, циничным, равнодушным, умел сочувствовать и умел помогать. Родители ребёнка – первые и главные его учителя. Но и роль школы так же велика. Воспитание чуткости, отзывчивости к горю и страданиям других людей – важная задача школы. [2,с.56]
В настоящее время телевидение и школа выступают соперниками в борьбе за время и душу ребёнка. Очень часто то, что показывается по телевизору, не соответствует моральным устоям, которым учит школа, учитель.
Исходя из вышесказанного, на плечи учителя начальной школы ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребёнка духовное начало, развивать чувства любви, милосердия и уважения друг к другу, стремления к добрым делам, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком. [3,с.2]
Добрый ребенок или не очень – зависит от воспитания. Дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Кто-то будет утверждать, что доброте и милосердию нет места в современном мире. Доброта – это отнюдь не слабость. Если у родителей нет желания воспитать из ребенка доброжелательного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного не дружить, не любить.
Мне, как учителю, постоянно приходится думать, как научить детей различать добро и зло, стараться прививать добрые качества, которые ценились во все времена, не уничтожить детскую чуткость и доверие, уберечь от обмана и цинизма.
Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть. Прежде, чем что-то полюбить, пожалеть, увидеть красоту, надо уметь почувствовать, посочувствовать. Сопереживанию, состраданию должна учить детская книга. Первым качеством этого желанного типа является чувствительность, то есть способность пожалеть от души и даже пролить несколько слёз о вымышленном лице, которого полюбил читатель, и от сердца порадоваться за него. Второе качество – способность понимать другого человека без слов, когда не нужно толковать свои чувства.[4,с.3]
На уроках чтения мы читаем и обсуждаем прочитанное. Дети отвечают на вопросы, определяют какой герой, хороши ли его поступки. Чтобы ребёнок сделал выбор, а как бы поступил он сам. Например, в рассказе Л.Н.Толстого «Лев и собачка», мы видим жестокость людей по отношению к беззащитным животным, которых приносили на съедение, мы придумывали свое окончание данной истории, и то, что все дети меняют практически весь рассказ, говорит о том, что эта быль тронула их сердца. Так мы читали рассказ В. Осеевой «Печенье», в итоге все ребята поняли, почему мама и бабушка грустно мешали свой чай. И тут я их возвращаю в семью. Вспомните, как недавно мама принесла вам что-то вкусненькое. Лес рук. А теперь подумайте, кто из вас угостил маму. Это вызывает уже напряжение.
Проявляя милосердие, мы даём человеку понять, что он нам небезразличен: прежде чем что-то предпринять, мы подумаем о том, как это на нём отразиться, а после не забудем поинтересоваться, всё ли у него в порядке. Наша чуткость рождает чуткость в других.
Я очень стараюсь научить детей получать удовольствие от того, что они делают подарки другим. На уроках технологии мы делаем поделки и стараемся не для себя, а для кого-то другого, это не только близкие люди. Ко Дню Победы, традиционно, мы делаем открытки-поздравления, на День пожилого человека и Новый год мы с детьми делаем открытки для КЦСОН «Милосердие».
Чтобы доброе чувство утвердилось в сердце, необходимо, чтобы ребёнок что-то делал для облегчения горя другого, больше отдавал душевной заботы. Поэтому очень важно, чтобы у ребёнка был друг, о котором можно было бы позаботиться. Я стараюсь, что бы ребята в классе чувствовали себя одной большой семьёй, помогали друг другу, общались открыто и просто. Воспитывая хорошую привычку – мы создаем хороший характер. Привычку можно закрепить только тренировкой. Так, например, очень простая привычка здороваться. Я стала обращать внимание на это. Не все дети имеют эту привычку. Теперь добилась, что почти не забывают. Есть несколько действенных приёмов, направленных на воспитания отзывчивости, доброты ребенка. Мы обсуждаем с детьми и на родительских собраниях с родителями вопросы: нужно ли давать сдачу, ведь это учит лишь агрессии, но не решает конфликт, всё можно решить словами. О том, что нужно делиться, жадничать – плохо. Говорим о разнообразии людей вокруг нас, как непросто живётся детям-инвалидам и сиротам, об уважении к родителям – это единственные люди, которые любят и будут любить всю жизнь, о помощи в домашних делах и в школе, такая привычка закрепится навсегда.
Ребёнок должен творить добро, только тогда он сможет почувствовать, что рядом есть другие люди, которым нужна помощь, забота, ласка, сердечность. Ещё один важный момент необходимо отметить: ребёнок должен творить добро из бескорыстных побуждений, а не из желания отличиться перед другими.
Если мы хотим, чтобы наши дети были заботливы и внимательны, благородны и отзывчивы, сочувствовали трудностям и старались помочь, нам ничего не остается делать, как подобреть самим. Совершив это усилие над собой, мы сделаем первый шаг на пути к ответу на вопрос, заданный вначале: «Как воспитать ребенка милосердным?».
«Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание. А.Дементьев
1.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г.Этика: Учебник. -- Гардарики, 2003. - 472 с.
2.Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. -- М.: Изд-во МГОУ, 2003. -- 176 с.
3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/
4.https://azbyka.ru/detforum/threads/vospitanie-miloserdija-v-nachalnoj-shkole.4027/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.