Обучение грамматической стороне речи
на начальном этапе обучения иностранному языку
Процесс раннего обучения грамматике иностранного языка строится, как правило, на основе вовлечения детей в трудовую деятельность, которая считается ведущей деятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста, а сама методика обучения языку основывается на теории эмпирического мышления Эмпирическое мышление (от греч. empeiria — опыт) — мышление, результатом которого являются первичные обобщения практического опыта, элементарная ступень познания, не достигающая уровня теоретической абстракции (не следует смешивать с практическим мышлением). Эмпирическое мышление ограничивается исследованием отдельных фактов, скользит по поверхности явлений, не выявляя их сущности и закономерных взаимосвязей.
Необходимость вовлечения детей в учебную деятельность в процессе овладения грамматической стороной речи объясняется тем, что целью освоения грамматики иностранного языка является не просто овладение набором грамматических конструкций на уровне имитации, а, прежде всего, выработка умений передавать средствами изучаемого языка желаемое содержание, то есть, деятельность ребенка в процессе усвоения заключается не в наивном отношении его к усвояемому материалу, а в активном овладении грамматическими конструкциями, их преобразовании. Это означает, что в процессе усвоения грамматических структур большое место должно быть отведено аналитической работе с языковым материалом, и эта работа должна быть управляемой.
По мнению методистов, нетрадиционный подход к обучению иностранному языку открывает больше возможности. Он позволяет по-новому построить процесс обучения. Преимущество такого подхода к обучению грамматике иностранного языка значительно более высокие показатели эффективности учения, качества и прочности умений и навыков оформлять сообщаемое.
Принимая во внимание возможные подходы в обучении грамматике иностранного языка на начальном этапе, мы можем смело утверждать, что это очень трудоемкий и сложный процесс, требующий специальных обучающих технологий, которые обеспечивают последовательное формирование и развитие у учащихся словесно-логического мышления, необходимого для успешного обучения грамматической стороне речи. В процессе разработки специализированных обучающих технологий, учитывается необходимость использования комплексных опор. Опоры в виде рисунков, схем, вербальные и невербальные, визуальные и слуховые, которые предъявляются в определенной последовательности. Главное, что предъявляемый комплекс опор является наглядным и доступным материалом для анализа грамматических явлений, а также для вывода и формулирования того или иного грамматического правила. Кроме того, при использовании специальных технологий обучения грамматической стороне речи на начальном этапе, необходимо учитывать не только иноязычный речевой опыт на родном языке, что существенно расширяет лингвистическое пространство для анализа, сравнения, обобщения грамматических явлений в родном и иностранном языках, но и дает возможность максимально привлекать весь жизненный опыт ребенка для усвоения грамматических представлений, понятий и правил овладения ими. Овладение грамматическими правилами иностранного языка осуществляется гораздо легче и быстрее на основе интеграции учебного материала двух языков. Более того, сознательное, намеренное и произвольное оперирование грамматическими действиями двух языков, использование учителем приема драматизации и ролевых игр неизбежно вовлекает детей в проявление таких видов активности, как общение и игра, что в свою очередь, позволяет обучать учащихся на начальном этапе коммуникативной грамматике. Под коммуникативной грамматикой подразумеваются грамматические явления, составляющие активный грамматический минимум, владение которым обеспечивает успешное участие в устно-речевом общении на иностранном языке.
По мнению В.М.Филатова, овладение коммуникативной грамматикой достигается в процессе выполнения комплекса коммуникативно-направленных грамматических упражнений. Ролевые игры и другие коммуникативно-направленные игровые упражнения оказываются незаменимым средством преодоления проблем, которые возникают на начальном этапе формирования грамматического навыка. Выполнение тренировочных грамматических упражнений в контексте игры и устно-речевого общения является для учащихся более привлекательным. К тому же именно на основе игровых коммуникативно-направленных грамматических упражнений появляется реальная возможность для совершенствования у учащихся невербального аспекта иноязычной речи, поведенческих клише, общей культуры межличностного общения (т.е. грамматический материал в начальной школе изучается в основном на основе устно-речевых упражнений).
Для эффективного усвоения грамматических правил на начальном этапе обучения грамматике целесообразно использовать рифмованные правила-инструкции, которые в зависимости от общего сюжета урока могут быть предложены учащимся при ознакомлении или обобщении грамматических явлений. Помимо рифмованных правил- инструкций можно широко использовать рифмованные тексты, в которых речевой материал организован по функциональному признаку. Речевой материал, специально организованный в рифмованный текст, непроизвольно запоминается. Однако, помимо этого, целью использования рифмованных текстов является развитие наглядно образного мышления, которое создает базу для развития словесно-логического мышления.
Для успешного усвоения грамматического материала также уместно и эффективно использовать групповые формы работы. Они создают прекрасную мотивационную основу для осмысления и запоминания материала в контексте устно- речевого общения на иностранном языке. В целом, процесс обучения грамматической стороне речи представляет собой особую часть методики обучения иностранному языку. Преподавание иностранного языка, а обучение грамматике особенно, требует творческого, неординарного, четко организованного подхода к подготовке уроков. Учитывая особенности памяти и внимание детей данного возрастного этапа, уроки грамматики необходимо разнообразить максимальным количеством игровых упражнений, ситуаций, не превращая весь процесс обучения грамматике в игру, увлекательных заданий, а также осуществлять индивидуальный подход по отношению к учащимся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.