Статья "Обучение самостоятельному приготовлению блюд обучающихся с ТМНР с привлечением социальных партнеров"
Оценка 4.9

Статья "Обучение самостоятельному приготовлению блюд обучающихся с ТМНР с привлечением социальных партнеров"

Оценка 4.9
docx
02.11.2024
Статья "Обучение самостоятельному приготовлению блюд обучающихся с ТМНР с привлечением социальных партнеров"
статья по домоводству.docx

Автор: Горяшова Елена Вячеславовна

должность- учитель

учреждение-ГКОУ «Школа №86»

Населенный пункт- г. Нижний Новгород

E-mail: elenagoryashova@yandex.ru

Тема: Обучение самостоятельному приготовлению блюд учащихся с ТМНР  на уроках «Домоводства» и с привлечением социальных партнеров.

 

Аннотация:

Статья посвящена специфике организации предмета «Домоводство» для обучающихся с ТМНР и их адаптации к современным социально-экономическим условиям. Особое внимание уделяется привлечению социальных партнеров.

Ключевые слова:

Домоводство; социальное партнерство; социальная интеграция, самостоятельность, активность.

 

  Обучение учащихся с ТМНР на уроках «Домоводства» является важным направлением подготовки детей к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного, а в дальнейшем и к  самостоятельному  участию ребенка в  приготовлении различных блюд  с применением различных электроприборов.

Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок и соблюдение необходимые правил техники безопасности.

Умеренная и тяжелая умственная отсталость детей характеризуется разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития. Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование навыков несложных трудовых действий. Учет типологических особенностей детей с ТМНР позволяет решать задачи организации, планирования форм учебного процесса.

Социально-бытовая адаптация и интеграция детей с ТМНР существенно затруднена в силу ограничений. Практика показывает, что многие выпускники  с ТМНР оказываются беспомощны в самостоятельной жизни. Это обусловлено особенностями данной категории детей такими, как: неспособность переносить усвоенные знания, умения  и навыки из одной ситуации в другую. Поэтому на уроках «Домоводства» учителя занимаются формированием жизненно важных компетенций, которые помогут более успешно интегрироваться детям в окружающей среде, чтобы они смогли вступить в самостоятельную жизнь.

Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками снижает их зависимость от окружающих, укрепляет уверенность в своих силах и способствует их социализации в обществе. Обучающиеся учатся обращаться с кухонным инвентарем и электроприборами; осваивают действия по приготовлению пищи. Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по приготовлению пищи актуальны для формирования бытовой деятельности детей.

Многие дети с тяжелыми нарушениями часто не владеют речью, не понимают словесные инструкции и поэтому наглядно-практическая деятельность стоит в основе всего учебного процесса, которая направлена на развитие жизненных компетенций дальнейшей социализации ребенка.

Педагогами разработаны наглядные  технологические карты  от покупки продуктов в магазине до приготовления различных блюд: бутербродов, салатов, плова, различных супов и др.

           

 Приготовление бутерброда                 Приготовление  плова

 

Одним из важнейших условий обучения ребенка с ТМНР является готовность его к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми, а так же тесного взаимодействия педагогов с родителями ребёнка. Родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиками образовательных услуг и активными участниками индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка.  На протяжении всего обучения детей родители должны  быть активными участниками, ведь от их настроя, желания участвовать в различных мероприятиях зависят положительные результаты совместной деятельности. В школе были проведены мероприятия: «А мы с мамой кулинары!», «Кулинарный бенефис!», «Накрываем праздничный стол».

                 https://lh4.googleusercontent.com/8-r0SYJi_qbLSDsQKiNsWf99EKxCGqo2mPflmSbw2pnDkNvXPK3Ho7bgRxKVGhDOybXgRm5wH6pFHnjMk1XEg28=w1280

К эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми помогают наши социальные партнеры.

Социальными партнерами «ПиццаФабрика» был организован мастер – класс, на котором дети и родители приняли участие в приготовлении пиццы.

https://sun9-70.userapi.com/impg/30oW4KWUpglcj_oEUvCSh-zUHNI6Ba-kU2T4jw/pns0AaDNVkI.jpg?size=1280x1280&quality=95&sign=7f030c79ac5cddd19a2a2a755af76dc1&type=album                    https://sun9-52.userapi.com/impg/Q-zn7OhRZeUawTzSjk9S7xMga_oh2-8AgewDRA/mlLKeiiYbvw.jpg?size=1280x1280&quality=95&sign=12947e2052ecd64d7a62ae30d7345c0a&type=album

В Ресторане "Английское Посольство", обучающиеся расписывали ароматные имбирные пряники и готовили  румяные яблочки в карамели.

     https://sun9-21.userapi.com/impg/npPc-_wItrWfPgOJogLdRFVHjWl7deoMezP6mQ/MfOu15Dy-m8.jpg?size=1280x1280&quality=95&sign=c87a2b746f7cb2d0019bbfd1ebd0f124&type=album                https://sun9-27.userapi.com/impg/X9iQ9Tk28ais8-_khnwvjIn7gCjFpN3CJBmRTg/9t-ChF2CfL4.jpg?size=1280x1280&quality=95&sign=405bd0f0deda5a7c933efde60d7f2ce3&type=album

 Полученные знания и умения в приготовлении бутербродов, пиццы, печенья, салатов и других блюд обучающиеся используют в домашних условиях самостоятельно или с небольшой помощью взрослых.  Родители, которые сомневались в способностях своего ребенка самостоятельно готовить, через какое –то время изменили свое мнение и желают, чтобы    эта работа продолжалась. Обучающиеся познакомились и расширили знания о профессии повар, пополнили словарный запас, научились работать с технологическими картами, самостоятельно или с помощью родителей научились готовить простые блюда от бутербродов до салатов и др.

Развитие трудовых способностей обучающихся и формирование опорных знаний, умений на уроках домоводства является важным моментом при подготовке обучающихся к учебной деятельности и к трудовой деятельности, а так же при подготовке их к самостоятельной жизни.

 

Список литературы

1. Адаптированная рабочая программа по предмету «Домоводство» для обучающихся с умеренной, тяжелой  и глубокой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и  множественными нарушения развития (вариант 2)

2. Аленкина О. О. Профессионально-трудовая направленность обучения школьников с умственной отсталостью // Психология обучения. - 2007 - N 11 - С.110- 122.

3.Магомедова И. А. Интегрированное профессиональное образование учащихся с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2005 - N 4 - С. 79-80.

4.Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997г.;

5.Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М., 200

 

 


 

Автор: Горяшова Елена Вячеславовна должность- учитель учреждение -ГКОУ «Школа №86»

Автор: Горяшова Елена Вячеславовна должность- учитель учреждение -ГКОУ «Школа №86»

ТМНР позволяет решать задачи организации, планирования форм учебного процесса

ТМНР позволяет решать задачи организации, планирования форм учебного процесса

Приготовление бутерброда

Приготовление бутерброда

К эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми помогают наши социальные партнеры

К эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми помогают наши социальные партнеры

Список литературы 1. Адаптированная рабочая программа по предмету «Домоводство» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушения развития…

Список литературы 1. Адаптированная рабочая программа по предмету «Домоводство» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушения развития…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2024