Автор: Горяшова Елена Вячеславовна
должность- учитель
учреждение-ГКОУ «Школа №86»
Населенный пункт- г. Нижний Новгород
E-mail: elenagoryashova@yandex.ru
Тема: Обучение самостоятельному приготовлению блюд учащихся с ТМНР на уроках «Домоводства» и с привлечением социальных партнеров.
Аннотация:
Статья посвящена специфике организации предмета «Домоводство» для обучающихся с ТМНР и их адаптации к современным социально-экономическим условиям. Особое внимание уделяется привлечению социальных партнеров.
Ключевые слова:
Домоводство; социальное партнерство; социальная интеграция, самостоятельность, активность.
Обучение учащихся с ТМНР на уроках «Домоводства» является важным направлением подготовки детей к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного, а в дальнейшем и к самостоятельному участию ребенка в приготовлении различных блюд с применением различных электроприборов.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок и соблюдение необходимые правил техники безопасности.
Умеренная и тяжелая умственная отсталость детей характеризуется разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития. Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование навыков несложных трудовых действий. Учет типологических особенностей детей с ТМНР позволяет решать задачи организации, планирования форм учебного процесса.
Социально-бытовая адаптация и интеграция детей с ТМНР существенно затруднена в силу ограничений. Практика показывает, что многие выпускники с ТМНР оказываются беспомощны в самостоятельной жизни. Это обусловлено особенностями данной категории детей такими, как: неспособность переносить усвоенные знания, умения и навыки из одной ситуации в другую. Поэтому на уроках «Домоводства» учителя занимаются формированием жизненно важных компетенций, которые помогут более успешно интегрироваться детям в окружающей среде, чтобы они смогли вступить в самостоятельную жизнь.
Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками снижает их зависимость от окружающих, укрепляет уверенность в своих силах и способствует их социализации в обществе. Обучающиеся учатся обращаться с кухонным инвентарем и электроприборами; осваивают действия по приготовлению пищи. Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по приготовлению пищи актуальны для формирования бытовой деятельности детей.
Многие дети с тяжелыми нарушениями часто не владеют речью, не понимают словесные инструкции и поэтому наглядно-практическая деятельность стоит в основе всего учебного процесса, которая направлена на развитие жизненных компетенций дальнейшей социализации ребенка.
Педагогами разработаны наглядные технологические карты от покупки продуктов в магазине до приготовления различных блюд: бутербродов, салатов, плова, различных супов и др.
Приготовление бутерброда Приготовление плова
Одним из важнейших условий обучения ребенка с ТМНР является готовность его к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми, а так же тесного взаимодействия педагогов с родителями ребёнка. Родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиками образовательных услуг и активными участниками индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка. На протяжении всего обучения детей родители должны быть активными участниками, ведь от их настроя, желания участвовать в различных мероприятиях зависят положительные результаты совместной деятельности. В школе были проведены мероприятия: «А мы с мамой кулинары!», «Кулинарный бенефис!», «Накрываем праздничный стол».
К эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми помогают наши социальные партнеры.
Социальными партнерами «ПиццаФабрика» был организован мастер – класс, на котором дети и родители приняли участие в приготовлении пиццы.
В Ресторане "Английское Посольство", обучающиеся расписывали ароматные имбирные пряники и готовили румяные яблочки в карамели.
Полученные знания и умения в приготовлении бутербродов, пиццы, печенья, салатов и других блюд обучающиеся используют в домашних условиях самостоятельно или с небольшой помощью взрослых. Родители, которые сомневались в способностях своего ребенка самостоятельно готовить, через какое –то время изменили свое мнение и желают, чтобы эта работа продолжалась. Обучающиеся познакомились и расширили знания о профессии повар, пополнили словарный запас, научились работать с технологическими картами, самостоятельно или с помощью родителей научились готовить простые блюда от бутербродов до салатов и др.
Развитие трудовых способностей обучающихся и формирование опорных знаний, умений на уроках домоводства является важным моментом при подготовке обучающихся к учебной деятельности и к трудовой деятельности, а так же при подготовке их к самостоятельной жизни.
Список литературы
1. Адаптированная рабочая программа по предмету «Домоводство» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушения развития (вариант 2)
2. Аленкина О. О. Профессионально-трудовая направленность обучения школьников с умственной отсталостью // Психология обучения. - 2007 - N 11 - С.110- 122.
3.Магомедова И. А. Интегрированное профессиональное образование учащихся с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2005 - N 4 - С. 79-80.
4.Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997г.;
5.Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М., 200
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.