Организация досуга детей в группе продлённого дня.
Большинство детей, после занятий в школе остается в группе продленного дня. Успешная работа в ней зависит прежде всего от того, насколько целенаправленно спланирована работа и правильно организован режим. От рационального, с точки зрения педагогической и гигиенической, построения режима зависит повышение успеваемости, сохранение достаточной работоспособности и предупреждение утомляемости учащихся. Правильно выполняемый режим способствует укреплению здоровья, создает бодрое, жизнерадостное настроение и повышает работоспособность школьников. Неуклонное следование предписаниям режима воспитывает у ребенка такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность. Известно, что систематическое нарушение режима дня ведет к снижению работоспособности. Наиболее типичными нарушениями являются недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, слишком большие затраты времени на подготовку домашнего задания. Поэтому очень важно спланировать время учащихся, необходимое на обучение, питание, отдых.
Режим дня
1.Сбор в группе. Досуг.
2. Обед
3. Прогулка
4. Самоподготовка
5. Досуг. Прогулка
Внеучебное время учащихся можно разделить на два периода: после учебных занятий до приготовления домашних заданий и после приготовления домашних заданий до ухода домой. Первый период следует непосредственно за учебными занятиями и предшествует приготовлению домашних заданий, поэтому он наиболее ответственен в отношении выбора видов деятельности, способствующих быстрому и полному восстановлению работоспособности учащихся. В это время противопоказаны все виды деятельности, представляющие дополнительную нагрузку на нервную систему учащихся: лекции, беседы, занятия в кружке. В это время дети собираются в группе продленного дня и играют в спокойные игры, не требующие умственного напряжения, в игрушки, которые приносят с собой. После сбора в группе следует обед, затем прогулка, которая способствует укреплению здоровья, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
Чтобы прогулка принесла пользу не только душе, но и телу разработано несколько видов прогулок. На игровой прогулке детям предлагается несколько подвижных игр средней интенсивности. На прогулке-экскурсии дети знакомятся с отдельными предметами или явлениями природы. На прогулке-поиске – поиск заранее спрятанного пакета. Во время спортивной прогулки проводятся соревнования. Виды прогулок постоянно чередуются. Отдых на улице очень важен, так как он благотворно сказывается на функциональном состоянии центральной нервной системы детей и помогает лучше подготовиться к последующим занятиям, требующим большого умственного напряжения. После прогулки дети поднимаются в класс. Важным режимным моментом в группе продленного дня является час самоподготовки. Для каждого предмета у нас разработаны свои правила выполнения домашнего задания.
Решение задач
1. Прочти внимательно условие задачи.
2. Подумай, что обозначает каждое число.
3. Прочитай задачу еще раз, выдели слова, имеющие существенное значение для решения.
4. Сделай краткую запись к задаче.
5. Подумай, что нужно знать, чтобы ответить на вопрос.
Приготовление письменных заданий
1. Прежде, чем приступить к выполнению письменных заданий, поработай над ошибками в предыдущих работах.
2. Прочти данное задание.
3. Вспомни и повтори правила.
4. При выполнении письменных заданий проверяй каждое написанное предложение, каждую часть работы.
5. Замеченные ошибки исправляй аккуратно.
Приготовление устных заданий
1. Вспомни, что узнал на уроке.
2. Прочти задание в учебнике.
3. Выдели основные части, главную мысль текста.
4. Составь план прочитанного.
5. Расскажи по плану.
С помощью таких памяток, ребята быстро и без труда справляются с домашними заданиями.
Одной из важных задач в работе с детьми является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения домашних заданий, заполнялись разумно, интересно. Для этого воспитатель должен увлечь детей интересным делом, дать выход энергии, предоставить возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности. С этой целью в работе с детьми используются различные формы организации досуга и разработаны разнообразные игровые программы. Каждый день в работе с детьми используются игры. Игра заменяет ребятам труд. Она вводит ребенка в жизнь, общение с окружающими, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствует двигательную активность. Игры используются разные и чередуются: подвижные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные, интеллектуальные, творческие. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умения постоять за себя. В ходе игры интересно и организованно проверяются, углубляются знания у детей, общая осведомленность и образованность. Игра для детей- важное средство самовыражения, проба сил. Она помогает сплотить детский коллектив, включает в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В них воспитывается сознательная дисциплинированность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Особое место занимают подвижные игры.
В течении недели в группе продленного дня каждый день проводятся тематические занятия. На занятиях «Валеология» проводятся беседы о вредных привычках, правильном питании, режиме дня. На занятиях уточняются и обобщаются знания о народных приметах, животных и растениях. Обычно перед каникулами проводятся беседы о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице и дома, о мерах предосторожности. На занятиях «Этикет и культура поведения» дети учатся общению друг с другом, взрослыми. Дети вспоминают словесные формы выражения вежливости и учатся пользоваться ими уместно- в зависимости от ситуации. Обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей к друг другу. Большое внимание на занятиях обращается на правилах поведения дома, на улице и в общественных местах. В один из дней проводятся занятия «Люби и знай свой город». Эти занятия очень важны для детей. Санкт-Петербург по праву считается одним из красивейших городов мира. Знать всё о нашем городе невозможно, поэтому на этих занятиях расширяется запас знаний детей. Немало ярких страниц истории запечатлено в названиях улиц и проспектов, площадей и набережных, рек и мостов. С целью углубления знаний проводятся тематические занятия. На этих занятиях я стараюсь воспитывать любовь к нашему городу, бережное отношение к нему. На занятиях «Очумелые ручки» ребята делают различные поделки своими руками. На этих занятиях проводится работа с различными материалами: бумагой, природным материалом, пластилином. Эти занятия имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что также положительно сказывается на его развитии.
В группе продленного дня вся учебная и внеклассная работа протекает при рациональном режиме под руководством воспитателя, а также под постоянным воздействием детского коллектива. Все эти факторы, вместе взятые, положительно влияют на учащихся. В группе более эффективно решаются образовательные и воспитательные задачи: повышение качества знаний, развитие интересов и способностей школьников, подготовка учащихся к общественно полезному труду, воспитание коллективизма и взаимопомощи. Пребывание учащихся в группах продленного дня позволяет осуществлять систематический контроль за приготовлением школьниками домашних заданий, организовывать разнообразную внеклассную работу, педагогическое руководство детьми, лишенными надлежащего семейного контроля и тем самым предупреждать пробелы в их воспитании, ликвидировать детскую безнадзорность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.