Статья "Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС НОО
Оценка 4.7

Статья "Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС НОО

Оценка 4.7
docx
08.12.2024
Статья "Организация проектной деятельности учащихся  в рамках реализации ФГОС НОО
Организация проектной деятельности учащихся.docx

Организация проектной деятельности учащихся

 в рамках реализации ФГОС НОО

Ступченко Ирина Николаевна

учитель начальных классов

высшей категории МБОУ СШ №5,

пгт. Яблоновский

          Одной из задач современной школы в условиях внедрения ФГОС является создание условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Поэтому в настоящее время становятся актуальными  проектные и исследовательские методы обучения.

                Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД). Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность. Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Организация проектной деятельности  способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Проектная деятельность  способствует развитию умения практически применять полученные знания, развивать рефлекторное мышление. Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.  

1. Проект - это цельная работа, ее нельзя не закончить, остановиться посередине, так как  оценивается конечный продукт, представляющий собой объективно новое знание или опыт.

2. Проект - сложная работа, состоящая из принципиально разных видов деятельности: составление плана, работа с информацией, работа с людьми, анализ полученных материалов, составление рекомендаций - каждый подвид деятельности представляет собой целый пласт ЗУН, при этом все составные части проектной деятельности объединены цельностью.

З. Обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности (а не просто ее моделирование) - практика в данном случае является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием мировоззрения ученика.

4. Выполнение проекта предполагает работу с первичной информацией (не существующей до начала работы), которая реально учит делать умозаключения.

Новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера. Данное требование ФГОС ООО предполагает определённую последовательность деятельности всех участников образовательного процесса.

Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа(в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с учащимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Как руководитель проекта учитель должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Отныне его авторитет зависит от способности быть инициатором интересных начинаний. Каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель может создать условия для развития учащихся?

Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит "прожить" педагогу по ходу реализации проекта:

1.     энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели

2.     специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех областях)

3.     консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т. ч. к другим специалистам

4.     руководитель (особенно в вопросах планирования времени)

5.     "человек, который задает вопросы" - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей

6.     координатор группового процесса

7.     эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью). 

В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.

Следующий шаг – как это делать. Поняв это, обучающийся выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

В своей работе я использую различные направления и виды проектов. Творческие, исследовательские, ролевые, информационные.

         Проектная деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования. Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование у школьников основных ключевых компетентностей. А задачей всего педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения является грамотная организация и профессиональное психолого-педагогическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

        

Используемая литература:

1.     Величко В. М. Проектная деятельность учащихся, Волгоград: Учитель, 2007

2.      Морозова Н. Г., Кравченко Н. Г., Павлова О. В. Технология 5–11 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2007.

3.     Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.

4.     Краснова, В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения / В. В. Краснова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 6.1 (9.1). — С. 31-33. — URL:

5.     Байбородова  Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций/-М.: Просвещение, 2013г.(Работаем по новым стандартам)


 

6.    

Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации

Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации

З. Обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности (а не просто ее моделирование) - практика в данном случае является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием…

З. Обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности (а не просто ее моделирование) - практика в данном случае является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием…

Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы

Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы

Величко В. М. Проектная деятельность учащихся,

Величко В. М. Проектная деятельность учащихся,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2024