Статья "Основные этапы подготовки учащихся к сценическим выступлениям"
Оценка 4.6

Статья "Основные этапы подготовки учащихся к сценическим выступлениям"

Оценка 4.6
docx
музыка +1
02.01.2020
Статья "Основные этапы подготовки учащихся к сценическим выступлениям"
СТАТЬЯ для публикации.docx

Преподаватель Смирнова Н.Н.,

МБУДО ДШИ г. Саров

 

Основные этапы подготовки учащихся к сценическим выступлениям.

Публичные выступления учащихся на зачетах, экзаменах и концертах
являются неотъемлемой частью обучения в детской школе искусств.
Работа над каждым музыкальным произведением предполагает его завершающий показ, поэтому каждый ученик должен уметь правильно подготовить себя к итоговому исполнению программы.

 Многое влияет на успешное выступление ученика – его музыкальные способности, физическая и эмоциональная подготовка. Однако решающим фактором успешности является методика работы над каждым музыкальным произведением, включающая в себя следующие этапы формирования навыка подготовки к сценическому выступлению:

 

 

1. Качественный разбор нотного текста.

Первый этап наиболее важный в системе подготовки учащихся, от его положительного прохождения напрямую зависит результат дальнейших выступлений. Учеником тщательно должны быть изучены и проработаны все основные составляющие каждого музыкального произведения:

         форма, строение мотивов, предложений;

         пунктуация музыкальной речи;

         тональный план;

         «драматургия» мелодических линий;

         особенности фактуры;

         гармонический анализ;

         аппликатурные формулы;

         артикуляция;

         динамика;

         приемы звукоизвлечения.

 

Специфика освоения учебного материала учащимися предполагает несколько временных стадий освоения нотного текста:

         яркость первоначального восприятия;

         углубление и расширение полученных знаний и впечатлений путем повторения;

         ранее изученное - как открытие нового на более высоком уровне осмысления.

 

 

2. Преодоление технических трудностей.

Еще один не менее важный этап подготовки к выступлению – это преодоление технических проблем в исполняемых музыкальных произведениях. Необходимо придерживаться определенной системы в работе:

         вычленение трудного фрагмента,

         многократные его повторения,

         использование секвенционных приемов,

         транспонирование в другие тональности,

         штриховые изменения,

         ритмические варианты исполнения,

         фактурные переложения,

         темпо-динамические приёмы

         использование перегруппировки,

         проигрывания в различных темпах.

 

Игра технически трудных фрагментов сопровождается обычно мышечным зажатием. От волнения во время выступления оно во много раз может возрасти.
На уроках можно имитировать сценическое зажатие, добавляя мышечное напряжение различными упражнениями или способами исполнения сложных технических эпизодов.

   

3. Осмысленное заучивание текста наизусть.

Твердое знание текста наизусть – основа успешного выступления. Известны всевозможные способы заучивания текста наизусть:

         на инструменте по нотам;

         на инструменте без нот;

         по нотам без инструмента;

         без инструмента и без нот;

         исполняя текст с чередованием  реально и мысленно звучащих тактов.

Очень эффективен способ запоминания наизусть, при котором нотный текст собирается из отдельных тактов. Существует несколько уровней сложности такого приема:

         сначала предварительно разрезанный на такты текст можно собирать по строчкам, по фразам, по четко определенным темам, держа перед глазами образец текста;

         позднее можно использовать более сложный вариант, когда нужно собрать такты по слуху - учитель играет, а ученик собирает звучащие строчки;

         в завершении полный текст из отдельных тактов собирается наизусть.

Этот способ запоминания текста развивает  зрительную память и внутренний слух учащихся

4. Воспитание хорошего внимания и сосредоточенности.

Сосредоточенное внимание учащегося на исполняемом произведении
помогает  избавиться от излишнего волнения. Воспитание внимания нуждается в специальных упражнениях. Например,
исполнение программы можно сопровождать помехами и отвлекающими факторами:

         игра с включенным звуком радио, телефона  или аудиозаписи;

         во время исполнения произнесение психотравмирующих ученика слов, например -  «ошибка!!!».

Воспитание внимания напрямую зависит от развития эмоционального воображения учащихся. Разбудить творческую фантазию, лучше настроиться на исполнение произведения помогают репродукции картин природы. Также концентрировать внимание легче с применением  мелодических подтекстовок, придуманных совместно с учениками на занятиях.

 

5. Адаптация к условиям предстоящего выступления.

Об адаптации к условиям предстоящего выступления необходимо позаботиться заранее.     Для этого необходимо:

         проигрывать программу в концертной одежде;

         отрепетировать выход и уход со сцены, поклоны;

         представлять реакцию  и  внимание публики.

Кроме постороннего шума в зале бывает необычное освещение, не такое как в классе. К этому надо быть подготовленным. Помогает в период подготовки игра с повязкой на глазах, которая также усиливает слуховой контроль.

Применение на уроках видеозаписи исполнения программы на разных этапах подготовки к концертному выступлению дает возможность ученику увидеть и услышать себя со стороны, самому определить недостатки, найти возможные варианты их устранения.

 

6. Психологическая подготовка к выступлению.

Психологическая подготовка учащегося к сценическому выступлению имеет не меньшее значение, чем профессионально-исполнительская  подготовка. Волнение – обязательный компонент концертного выступления, именно оно даёт необычный творческий подъём, раскрывает индивидуальность исполнителя.

Основные психологические особенности подготовки к выступлению подразделяются на следующие этапы:

         в день выступления;

         перед выступлением;

         в момент выступления;

Рекомендации по психологической подготовке учащихся к сценическому выступлению:

         накануне выступления пораньше лечь спать, хорошо выспаться;

         в день выступления обязательно погулять, отдохнуть;

         разыграть руки с помощью специальных упражнений;

         программу играть в сдержанном темпе;

         беречь силы и эмоции для сцены;

         нельзя много заниматься в день выступления;

         обязательно посмотреть пьесы по нотам;

         повторить все трудные эпизоды;

         для хорошего самочувствия съесть несколько кусочков сахара;

         перед выходом на сцену сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;

         выходить к роялю уверенно, с желанием порадовать слушателей;

         перед началом игры мысленно представить темп, динамику, характер пьес;

         сосредоточить внимание на последовательном выполнении всех задач;

         играть с полной отдачей своих сил;

         наполнить прекрасной музыкой весь зал до самого последнего ряда.

 

Исполнение программы на сцене – конечный итог кропотливой работы в течение долгого времени.

Чем шире жизненный и творческий кругозор исполнителя, чем больше у него профессиональных знаний, тем ярче и глубже способен он художественно истолковывать сочинение и, следовательно, тем легче ему направить своё волнение в русло творческих задач. «Стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет места праздным мыслям. В эти минуты забываешь всё - не только зрителей, зал, но и самого себя» (С. Т. Рихтер).

 

 

 

Статья "Основные этапы подготовки учащихся к сценическим выступлениям"

Статья "Основные этапы подготовки учащихся к сценическим выступлениям"

Статья "Основные этапы подготовки учащихся к сценическим выступлениям"

Статья "Основные этапы подготовки учащихся к сценическим выступлениям"

Статья "Основные этапы подготовки учащихся к сценическим выступлениям"

Статья "Основные этапы подготовки учащихся к сценическим выступлениям"

Статья "Основные этапы подготовки учащихся к сценическим выступлениям"

Статья "Основные этапы подготовки учащихся к сценическим выступлениям"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.01.2020