Основные проблемы педагогической психологии.
Роль психологии в практике обучения и воспитания была осознана задолго до оформления педагогической психологии в самостоятельную научную отрасль. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег и др. подчеркивали необходимость построения педагогического процесса на основе психологических знаний о ребенке. Особое значение для становления педагогической психологии имело творчество К.Д.Ушинского. Его работы, прежде всего книга "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868-1869), создали предпосылки для возникновения педагогической психологии в России. Воспитание ученый рассматривал как "создание истории". Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях. Это означало изучение физических и психических особенностей человека, влияний "непреднамеренного воспитания" - общественной среды, "духа времени", его культуры и общественных отношений.Как самостоятельная область знания педагогическая психология начала складываться в середине XIX в., а интенсивно развиваться - с 80-х гг. XIX в. Связь психологии с педагогикой дала мощный толчок изучению возрастных особенностей детей, выявлению условий и факторов, обусловливающих детское развитие. Стремление сделать педагогику психологической, внедрить психологию в педагогический процесс стало тем базисом, на котором была построена система педагогической психологии (хотя сам термин "педагогическая психология" в тот период еще не употреблялся), обусловило участие ученых разных специальностей в разработке ее проблем. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.
В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Рассмотрим и обсудим некоторые из них.
Одной из важнейших проблем является проблема соотношения обучения и психического развития. Проблема генетических источников психологии и поведения человека является одной из важнейших в психологической и педагогической науках — от ее правильного решения зависит принципиальное решение вопроса о возможностях обучения и воспитания детей, человека вообще. Как считает современная наука, напрямую воздействовать через обучение и воспитание на генетический аппарат практически невозможно и, следовательно, то, что дано генетически, перевоспитанию не подлежит. С другой стороны, обучение и воспитание сами по себе обладают огромными возможностями в плане психического развития индивида, даже если они не затрагивают собственно генотипа и не воздействуют на органические процессы.
В
отечественной психологии эта проблема впервые была сформулирована Л.С.
Выготским в начале 30-х гг. XX в. Он обосновал ведущую роль обучения в
развитии, отметив, что обучение должно идти впереди развития, быть источником
нового развития.
Другая проблема, которая теснейшим образом связана с предыдущей, — это проблема
соотношения обучения и воспитания. Процессы обучения и воспитания в единстве
своем представляют педагогический процесс, цель которого — образование,
развитие и формирование личности. По сути своей, и тот и другой протекают при
взаимодействии учителя и ученика, воспитателя и воспитанника, взрослого и
ребенка, находящихся в определенных условиях жизни, в определенной среде. Одной
из важнейших в изучении развития детей является проблема нахождения и
максимально возможного использования для развития каждого ребенка сенситивного
периода в его жизни. Так, например, в возрасте около пяти лет дети особенно
чувствительны к развитию феноменального слуха, а по прошествии этого периода
эта чувствительность несколько падает.
Трудность рассматриваемой проблемы состоит в том, что не известны все
сенситивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало,
длительность и завершение. Подходя к изучению детей индивидуально, необходимо
научиться прогнозировать наступление различных сенситивных периодов развития
каждого ребенка.Проблема одаренности в отечественной психологии более
пристально стала изучаться только в последнее десятилетие.Одаренные дети — «это
дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность».Другая, не
менее важная проблема –это готовность детей к обучению в школе. В
педагогической и психологической литературе наряду с термином «готовность к
школьному обучению» употребляется термин «школьная зрелость». Эти термины почти
синонимичны, хотя второй в большей мере отражает психофизиологический аспект
органического созревания.
Все перечисленные проблемы и вопросы составляют круг проблематики педагогической психологии, однако полного удовлетворительного ответа на все эти вопросы в настоящее время в науке не существует.
Решение перечисленных и других, не упомянутых здесь, но ставящихся практической деятельностью психолого-педагогических проблем требует от учителя или воспитателя высокой профессиональной квалификации, немалую часть которой составляют психологические знания, умения и навыки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.