Статья ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО СТАТУСА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Оценка 4.8

Статья ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО СТАТУСА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
другое
Взрослым
25.11.2022
Статья ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО СТАТУСА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В данной статье рассматривается финансово-правовой статус бюджетных образовательных учреждений, исследуются его особенности. Анализируется вопрос финансирования бюджетных учреждений.
Статья__Бурмистрова.docx

Бурмистрова Светлана Евгеньевна[1]

Межрегиональный юридический институт

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

 

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО СТАТУСА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Аннотация.

 

В данной статье рассматривается финансово-правовой статус бюджетных образовательных учреждений, исследуются его особенности. Анализируется вопрос финансирования бюджетных учреждений.

 

Ключевые слова: бюджетные учреждения, финансирование, образовательные бюджетные учреждения, финансово-правовой статус.

 

Одним из инструментов реализации финансовой политики в социальной сфере является финансово-правовое регулирование деятельности бюджетных учреждений. Проблемы становления и развития финансово-правового статуса бюджетных учреждений с учетом современных реалий, прежде всего с позиции рационального финансового обеспечения комплекса мероприятий социальной политики государства при приоритетном использовании бюджетных средств являются актуальными.

Особенности правового положения бюджетных учреждений установлены ст. 9.2, дополнившей Закон № 7-ФЗ (поправка Закона № 83-ФЗ)[2].

Бюджетное учреждение – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.

Бюджетное учреждение сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам его деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Оно также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Оно определяется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств производится в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются[3]:

- Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;

- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

- местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Рекомендуем ознакомиться с положениями приказа Минфина России от 31 августа 2010 г. № 436 «О Порядке согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, или приобретенным указанным федеральным бюджетным учреждением за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерством финансов Российской Федерации на приобретение такого имущества».

Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Особенность финансово-правового статуса бюджетных учреждений состоит в том, что основным источником его финансирования выступает государственный (муниципальный) бюджет. Вкладывая денежные средства в бюджетные учреждения, государство должно таким образом закладывать основы эффективной деятельности органов государственной власти, а также основы стабильного, культурного и экономического развития общества.

Важной особенностью источников финансирования бюджетных учреждений является связь с бюджетом, посредством которого они обеспечиваются необходимыми финансами. Невозможность получать средства из бюджета приводит к недофинансированию затрат бюджетных организаций.

В современных условиях недофинансирования бюджетные учреждения вынуждены вступать в несвойственные им отношения – предпринимательские, становясь, таким образом, субъектами частного права. В связи с этим возникают проблемы в правовом режиме денежных средств бюджетных учреждений полученных от оказания платных услуг.

Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Образовательные учреждения по заданию государства и в соответствии с разработанными стандартами оказания образовательных услуг обучают детей, за что получают субсидии, выделяемые из бюджета. Для исчисления размера субсидии должны быть приняты нормативы затрат на исполнение этих услуг. За дополнительные услуги, оказываемые образовательными учреждениями сверх государственного задания и вне установленного объема, образовательное учреждение теперь может взимать плату.

Риски и опасения.

1.        Риск закрытия малокомплектных школ, также как и малых медицинских учреждений - сельских школ, фельдшерских пунктов.

2.        Школы и образовательные учреждения – это особые учреждения, которыми не могут управлять наемные менеджеры, далекие от области педагогики и просвещения. Поэтому на директоров школ ложится дополнительная нагрузка по финансовому (и не только) менеджменту вверенных им учреждений;

3.        Закон фактически сводит предназначение школы к оказанию образовательных услуг. Но школа - это особый социальный институт, в котором обучение грамоте неразрывно связано с воспитанием личности, формированием гражданской позиции будущих граждан, сохранение культурных традиций. А коммерциализация любой деятельности нередко ведет к утрате именно духовной ее составляющей.

С уверенностью можно утверждать, что большая часть родителей не ограничится предлагаемым образовательным минимумом и будет оплачивать дополнительные занятия.

Бюджетному учреждению присущи все основные характеристики, характеризующие организационно-правовую форму «учреждение»[4]: некоммерческая организация (т. е. не имеющая своей основной целью извлечение прибыли), созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, а также не обладающая правом собственности на закрепленное за учреждением имущество.

Следует отметить, что учреждения – единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества.

Учитывая то, что деятельность бюджетного учреждения направлена на реализацию государственного задания по предоставлению широкого круга государственных услуг, это предопределяет их правовое регулирование нормами различных отраслей права: конституционного, административного, гражданского, финансового. При этом бюджетное учреждение как юридическое лицо решает публичные задачи в соответствующих сферах жизни государства и общества.

Учитывая то, что достижение целей и задач публичного характера бюджетными учреждениями возможно только посредством осуществления деятельности по формированию, распределению и использованию финансовых средств учреждением, финансовая правосубъектность играет одну из первостепенных ролей.

Финансовая правосубъектность, являясь обязательной предпосылкой финансово-правового статуса, выступает своеобразным правовым средством включения субъектов финансового права в сферу правового регулирования финансового законодательства.

Писаревой Е.Г. сформулировано понятие «финансовая правосубъектность государственного учреждения», под которой понимается возможность организации быть участником конкретных финансовых правоотношений по образованию, распределению и использованию прежде всего децентрализованных денежных фондов, представляющих собой совокупность внешних (бюджетных) поступлений и собственных (внебюджетных) средств от приносящей доход деятельности, необходимых для финансового обеспечения выполнения государственного задания (государственного заказа), функционирования и развития учреждения, а также выполнения финансовых обязательств[5].

Принцип финансовой самостоятельности бюджетных учреждений означает, что в ходе финансово-правового регулирования такой вид учреждений наделяется правами и обязанностями для самостоятельной финансовой деятельности.  В настоящее время доходы бюджетных учреждений больше не являются неналоговыми доходами соответствующих бюджетов. Для своей уставной деятельности они вправе привлекать и внебюджетные источники финансирования, незапрещенные законом. При этом доходами от внебюджетных источников бюджетные учреждения распоряжаются самостоятельно.

Совершенствование правового статуса бюджетных учреждений в рамках Федерального закона № 83-ФЗ позволило сохранить многоканальность финансирования за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Привлечение внебюджетных источников финансирования возможно на основе осуществления приносящей доход деятельности (доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, сдача недвижимого имущества в аренду) и привлечения специальных дополнительных средств (различных пожертвований в пользу учреждения).

Финансовая деятельность бюджетных учреждений отражает основополагающие начала, ключевые идеи, выражающие сущность финансово-правового регулирования по образованию, перераспределению и использованию децентрализованных фондов денежных средств при реализации государственного (муниципального) задания, направленного на предоставление публичных услуг (работ) и выполнение стоящих перед государством (муниципальным образованием) задач.

Безусловно, финансовая деятельность бюджетных учреждений основывается на общеправовых принципах, принципах финансового права, финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Среди общеправовых принципов в финансовой деятельности бюджетных учреждений важное значение имеет принцип обеспечения законности.

Кроме того, финансовая деятельность бюджетных учреждений основывается также на таких базовых принципах финансовой деятельности государства и публично-правовых образований, как принцип приоритета публичных интересов, социальной направленности, плановости, гласности, финансовой самостоятельности.

Таким образом, финансово-правовой статус бюджетного учреждения – это неразрывная совокупность прав, обязанностей и финансово-правовой ответственности учреждения как субъекта финансового права, установленная федеральными, региональными и муниципальными правовыми актами. Финансово-правовой статус бюджетного учреждения реализуется посредством его участия в конкретных финансовых правоотношениях.

 


Библиографический список

 

1.       Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014 г. № 31. Ст. 4398.

2.       Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

3.       Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 26.07.2019) // СЗ РФ. 2010. № 19. Ст. 2291; 2019. № 30. Ст. 4139.

4.       Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 08.06.2020) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

5.       Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 08.06.2020) // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

6.       Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева, Е.В. Покачалова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФА-М, 2018. – 800 с.

7.       Иванченко Ю.П. Бюджетные образовательные учреждения и способы их финансирования // Молодой ученый. 2016. № 29 (133). С. 405-407.

8.       Крохмаль Л.А. Проблемы реализации в России государственного задания на оказание образовательных услуг по программам высшего образования // МИР (Модернизации. Инновации. Развитие). 2016. № 2. С. 105-109.


9.       Скачано с www.znanio.ru



[1] Научный руководитель: к.ю.н., профессор кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» Землянская Н.И.

[2] Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2020) Статья 9.2. Бюджетное учреждение (введена Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

 

[3] См. постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 671 «О Порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания», Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания)

[4] "ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм" (утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст) (ред. от 24.10.2018)

[5] Писарева Е.Г. Правовое положение государственных учреждений в сфере финансов. С. 26–27.

Бурмистрова Светлана Евгеньевна [1]

Бурмистрова Светлана Евгеньевна [1]

Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета

Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета

Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта

Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта

Министерством финансов Российской

Министерством финансов Российской

А коммерциализация любой деятельности нередко ведет к утрате именно духовной ее составляющей

А коммерциализация любой деятельности нередко ведет к утрате именно духовной ее составляющей

Принцип финансовой самостоятельности бюджетных учреждений означает, что в ходе финансово-правового регулирования такой вид учреждений наделяется правами и обязанностями для самостоятельной финансовой деятельности

Принцип финансовой самостоятельности бюджетных учреждений означает, что в ходе финансово-правового регулирования такой вид учреждений наделяется правами и обязанностями для самостоятельной финансовой деятельности

Таким образом, финансово-правовой статус бюджетного учреждения – это неразрывная совокупность прав, обязанностей и финансово-правовой ответственности учреждения как субъекта финансового права, установленная федеральными, региональными и муниципальными…

Таким образом, финансово-правовой статус бюджетного учреждения – это неразрывная совокупность прав, обязанностей и финансово-правовой ответственности учреждения как субъекта финансового права, установленная федеральными, региональными и муниципальными…

Библиографический список 1

Библиографический список 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2022