МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
«МЕЖШКОЛЬНЫЙ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» -
АССОЦИИРОВАНННАЯ ШКОЛА ЮНЕСКО
Cтатья «Особенности использования социальных медиа на занятиях по иностранному языку»
Москвина Светлана Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ
Краснодар, 2023
Новые медиа связаны прежде всего с новым поколением пользователей. В разных источниках они носят различные названия – миллениалы (Elam C., Stratton T., Gibson D. D. Welcoming a new generation to college: the millennial students. The Journal of College Admissions. 2007. 39 p), неомиллениалы (Baird D. E., Fisher M. Neomillennial user experience design strategies: utilizing social networking media to support “always on” learning styles. Journal of Education Technology Systems. 2005 – 2006. p. 63 – 95.), цифровые пользователи (Prensky M. Digital natives, digital immigrants. On the Horizon. 2001. 11 – 17 p.), Поколение М (Roberts D. F., Foehrll A., Rideout V. Generation M: media in the lives of 8-18 year olds. A Kaiser Family Foundation. 2005. 145 p.), сетевое поколение (Tapscott D. Grown up digital: how the net generation is changing your world. New York: Me Graw-Hill. 2009. 385 p). Вырастая в среде, где получение информации и коммуникация происходят качественно иными способами, чем ранее, обучающиеся нового поколения бесспорно обладают другим образом мышления (Thorne S. L., Payne J. S. Evolutionary trajectories, internet mediated expression, and language education. CALICO Journal. 2005. 78 – 106 p). Внедрение современных методик и материалов, связанных с новыми и, в частности, социальными медиа служит, на наш взгляд, обеспечению качественного и актуального образования, отвечающего требованиям современного образовательного стандарта.
Урок иностранного языка – одна из наиболее благоприятных сред для применения социальных медиа. Общение в социальных сетях и программ хранения и передачи информации служит достижению одной из главных составляющих цели изучения иностранного языка – коммуникативной компетенции, то есть способности вести себя адекватно различным ситуациям общения, способности человека понимать и порождать иноязычные высказывания в разнообразных социальных ситуациях с учётом лингвистических и социальных правил, которых придерживаются носители языка.
Бесспорно, использование социальных медиа предполагает межкультурное общение с использованием аутентичного материала, что предоставляет помощь в снятии барьеров при осуществлении активных видов речевой деятельности на иностранном языке.
Кроме того, центральной идеей, обуславливающей деятельность пользователей сайтов социальных сетей, является идея личностей, которые описывают себя сами с помощью настройки профилей посредством слов, фотографий, видео вместо голоса, жестов и мимики при живом общении (Atkinson D. Alternative approaches to second language acquisition. New York: Routledge. 2011. 203 p). Экспериментирование с собственным образом в социальных сетях представляет огромный интерес для школьников средних и старших классов, поэтому использование социальных сетей на уроках иностранного языка неизбежно вызовет положительный отклик у обучающихся.
Использование возможностей социальных медиа позволяет ускорить процесс обмена информацией между преподавателем и обучающимися, а также школьников между собой. Кроме того, с помощью сайтов социальных сетей преподаватель может исправлять грамматические, фонетические или лексические ошибки в речи учащегося, при этом не прерывая поток мыслей отвечающего. Все исправления преподавателя будут наглядно представлены пользователям и будут в их распоряжении в течение всего процесса обучения.
Несмотря на очевидные преимущества использования социальных медиа на уроке иностранного языка, необходимо принять во внимание некоторые особенности, определяющие специфику и возможные трудности их применения в школе.
Прежде всего, необходимо учитывать, что объяснение методов выполнения учащимися новых упражнений, основанных на применении социальных медиа, является весьма времяемким процессом, также требующим составления учебного плана, базирующегося на согласованном использовании большинством преподавателей новых учебных технологий.
Кроме того, потенциальную опасность может представлять снижение авторитета преподавателя, вызванное просмотром обучающимися личной информации о нём (Mazer J. P., Murphy R. E., Simonds I. J. I’ll see you on “Facebook”: the effects of computer-mediated teacher self-disclosure on student motivation, affective learning, and classroom climate. Communication Education. 2007. 65 – 72 p). Этого можно избежать строгим контролем содержимого персонального профиля на сайтах социальных сетей, либо созданием специального рабочего профиля.
К тому же, несмотря на всё увеличивающееся количество пользователей социальных медиа, всегда существует вероятность того, что среди обучающихся окажутся нежелающие использовать сайты социальных медиа не только в свободное время, но и в процессе обучения (Tufekci Z. Grooming, gossip, Facebook and MySpace. Information, Communication, and Society. 2008. 41 – 61 p). Для таких учащихся кажущееся мотивирующим общение с использованием современных медийных средств окажется препятствием, требующим особого усилия всех участников процесса обучения для преодоления.
Виртуальный мир социальных медиа также предоставляет учащимся возможность анонимного общения с пользователями, что может приводить к некорректному или даже аморальному использованию социальных медиа, направленному на оскорбление или унижение достоинства собеседников (Missal D., Herz C., Kerst N. Medienberatung NRW. Düsseldorf: Münster. 2013. 24 S). До начала внедрения средств социальных медиа в учебный процесс необходимо познакомить обучающихся с нормами этикета общения в социальных сетях, чтобы не допустить возможные трудности виртуальной коммуникации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.