Статья "Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе.
Оценка 4.7

Статья "Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе.

Оценка 4.7
doc
25.03.2023
Статья "Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в  начальной школе.
Статья .doc

Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в  начальной школе.

                                                

К числу важнейших задач обучения детей с расстройством аутистического спектра относиться: создание специальных условий обучения т.е. его организация.  Это необходимо  для  социализации таких детей,  для лучшего усвоения программного материала. К тому же при оказании своевременной квалифицированной помощи дети с расстройствами аутистического спектра

могут обучаться:

по общеобразовательной программе  -  50-60 %

по программе специальной школы    -  30 %

адаптироваться в условиях семьи   -     8-10%

без помощи становятся глубокими инвалидами   -   60%

Особенности поведения детей с РАС, препятствующие обучению:

- страх новых ситуаций и изменений;

- отсутствие гибкости в мышлении и поведении;

- медленный темп деятельности и взаимодействия;

- пресыщение сенсорными стимулами;

- ограниченное понимание социальных ситуаций.

Что мы видим, когда ребенок приходит в школу:

- ребенок не общается со сверстниками, не смотрит на них, не инициирует контакт, не играет с другими детьми;

- многим из говорящих детей с РАС сложно начать или продолжать разговор, они часто отвечают с отсрочкой и односложно;

- сложно найти мотивацию (детей могут интересовать только несколько тем: животные, автомобили и т.п.);

- стереотипии (рычание, раскачивание, хлопки, прыжки, вращение кистей рук, перелистывание страниц книг, моргание и т.д.).  Чаще всего стереотипии появляются, когда ребенку с РАС скучно, грустно или в момент стресса;

- нарушение привычного распорядка дня или окружения может быть травматичным для ребенка с РАС и вызывать аффективные реакции.

С целью выявления наиболее эффективного обучения детей с расстройствами аутистического спектра на  базе нашей школы было выделено 4 направления организации обучения:

- организация образовательного пространства;

- адаптация учебной программы;

- организация занятий/уроков;

- мониторинг достижений учащихся.

Организация образовательного пространства.

Организация пространства помещений:

- рядом с классом находится игровая зона, где проходят перемены и индивидуальные занятия;

- в классе оборудован игровой уголок;

- есть место, где ребенок может побыть один.

Адаптация учебной программы проходит в 4 этапа:

- Предварительный этап: оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей. На основании этого формируются группы (классы), рекомендуется очная, дистанционная, индивидуальная форма обучения.

- Диагностический этап: изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования. Описание необходимых ребенку с РАС специальных образовательных условий с учетом возможностей. В целях коррекции отклонений в развитии учащихся, ликвидации пробелов в знаниях в учебный план включаются групповые и индивидуальные коррекционные занятия.

Разработка:

- Проектирование необходимых структурных составляющих АОП.

- Определение временных границ реализации АОП.

- Четкое формулирование цели АОП.

- Определение круга задач в рамках реализации АОП.

- Определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты).

- Определение форм и критериев диагностического обследования и уровня сформированности социальной компетентности воспитанника.

- Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы.

    Подбираются специальные методики и средства обучения. При разработке рабочих программ используются специальные программы. 

Учитываются особенности учащихся и при составлении расписания: дети могут начинать обучение с наилучшего для них времени. Расписание составляется с учетом быстрой утомляемости ученика.

Организация занятий/уроков.

На первом этапе обучения многим учащимся требуется стимулирующая и организующая помощь тьютора, затем эти функции переходят на учителя. Обязательно предоставление индивидуальных средств обучения (таблицы, алгоритмы, компьютеры) и индивидуальный подход к каждому ученику в виде разноуровневых заданий.

Требования к организации занятий.

- хорошо знакомое место;

- знакомство с планом занятия, рассказ/показ очередности выполнения заданий;

- необходимо знать время продуктивности ребенка, регулярно делать перерывы (двигательные минутки, давать возможность переключения и сенсорного насыщения);

- предъявлять информацию блоками;

- увеличивать время на прохождение одной темы;

- опираться на наглядный материал;

- выполнять невербальные задания, использовать тесты для отработки и проверки знаний; при атипичном аутизме обратная ситуация;

- в трудных заданиях предлагать направляющую и организующую помощь.

Применение  разноуровневых  заданий способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Дети ощущают себя успешными и уверенными. Каждое задание подбирается в соответствии с интеллектуальным уровнем учащегося и подразумевает задействование всех модальностей:

- аудиальную (озвучивание задания педагогом или чтение задания вслух, проговаривание самим учащимся);

- визуальную (предоставление картинного или предметного материала);

- кинестетическую (просьба изобразить жестами, мимикой; потрогать предмет; слепить; пантомима; проползти; понюхать; попробовать на вкус);

- речевую (охарактеризуй себя; опиши картинку, предмет; вырази своё согласие и несогласие, избегая слов «да», «нет»).

Почему так важно использовать все модальности? Дети с РАС имеют много дефицитов и много особенностей. Как правило у них развита лучше одна модальность, чем остальные. Для лучшего понимания и усвоения материала используем ведущую, а остальные модальности  используем для их развития.

Мониторинг достижений учащихся.

Мониторинг достижений учащихся затруднён. Так как для контингента нашей школы стандартные методы не подходят. Основной метод мониторинга в нашей среде - это наблюдение: включенное (взаимодействие педагог - ученик: наблюдение на уроках, как реагирует на задания, как реагирует на трудности, просит и принимает ли помощь окружающих) или не включенное (наблюдение в свободной деятельности: на что он реагирует сам, что привлекает его внимание, как манипулирует предметами, как он себя чувствует в этом пространстве без рамок и границ).

Другие методы информативны, но ограничены в использование особенностей наших детей: нарушение коммуникативной (сложности установления контакта), поведенческой (не могут произвольно включаться в деятельность, контролировать эмоции) и когнитивной сферы (своеобразие восприятия, нарушение внимания), затрудняет получение информации о ребенке.

Таким образом, создание специальной образовательной среды повышает шансы детей с расстройствами аутистического спектра социализироваться в обществе, развиваться, обучаться и найти свою ячейку в этом мире.

 


Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе

Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе

Адаптация учебной программы проходит в 4 этапа: -

Адаптация учебной программы проходит в 4 этапа: -

Применение разноуровневых заданий способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения

Применение разноуровневых заданий способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2023