Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе.
К числу важнейших задач обучения детей с расстройством аутистического спектра относиться: создание специальных условий обучения т.е. его организация. Это необходимо для социализации таких детей, для лучшего усвоения программного материала. К тому же при оказании своевременной квалифицированной помощи дети с расстройствами аутистического спектра
могут обучаться:
по общеобразовательной программе - 50-60 %
по программе специальной школы - 30 %
адаптироваться в условиях семьи - 8-10%
без помощи становятся глубокими инвалидами - 60%
Особенности поведения детей с РАС, препятствующие обучению:
- страх новых ситуаций и изменений;
- отсутствие гибкости в мышлении и поведении;
- медленный темп деятельности и взаимодействия;
- пресыщение сенсорными стимулами;
- ограниченное понимание социальных ситуаций.
Что мы видим, когда ребенок приходит в школу:
- ребенок не общается со сверстниками, не смотрит на них, не инициирует контакт, не играет с другими детьми;
- многим из говорящих детей с РАС сложно начать или продолжать разговор, они часто отвечают с отсрочкой и односложно;
- сложно найти мотивацию (детей могут интересовать только несколько тем: животные, автомобили и т.п.);
- стереотипии (рычание, раскачивание, хлопки, прыжки, вращение кистей рук, перелистывание страниц книг, моргание и т.д.). Чаще всего стереотипии появляются, когда ребенку с РАС скучно, грустно или в момент стресса;
- нарушение привычного распорядка дня или окружения может быть травматичным для ребенка с РАС и вызывать аффективные реакции.
С целью выявления наиболее эффективного обучения детей с расстройствами аутистического спектра на базе нашей школы было выделено 4 направления организации обучения:
- организация образовательного пространства;
- адаптация учебной программы;
- организация занятий/уроков;
- мониторинг достижений учащихся.
Организация образовательного пространства.
Организация пространства помещений:
- рядом с классом находится игровая зона, где проходят перемены и индивидуальные занятия;
- в классе оборудован игровой уголок;
- есть место, где ребенок может побыть один.
Адаптация учебной программы проходит в 4 этапа:
- Предварительный этап: оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей. На основании этого формируются группы (классы), рекомендуется очная, дистанционная, индивидуальная форма обучения.
- Диагностический этап: изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования. Описание необходимых ребенку с РАС специальных образовательных условий с учетом возможностей. В целях коррекции отклонений в развитии учащихся, ликвидации пробелов в знаниях в учебный план включаются групповые и индивидуальные коррекционные занятия.
Разработка:
- Проектирование необходимых структурных составляющих АОП.
- Определение временных границ реализации АОП.
- Четкое формулирование цели АОП.
- Определение круга задач в рамках реализации АОП.
- Определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты).
- Определение форм и критериев диагностического обследования и уровня сформированности социальной компетентности воспитанника.
- Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы.
Подбираются специальные методики и средства обучения. При разработке рабочих программ используются специальные программы.
Учитываются особенности учащихся и при составлении расписания: дети могут начинать обучение с наилучшего для них времени. Расписание составляется с учетом быстрой утомляемости ученика.
Организация занятий/уроков.
На первом этапе обучения многим учащимся требуется стимулирующая и организующая помощь тьютора, затем эти функции переходят на учителя. Обязательно предоставление индивидуальных средств обучения (таблицы, алгоритмы, компьютеры) и индивидуальный подход к каждому ученику в виде разноуровневых заданий.
Требования к организации занятий.
- хорошо знакомое место;
- знакомство с планом занятия, рассказ/показ очередности выполнения заданий;
- необходимо знать время продуктивности ребенка, регулярно делать перерывы (двигательные минутки, давать возможность переключения и сенсорного насыщения);
- предъявлять информацию блоками;
- увеличивать время на прохождение одной темы;
- опираться на наглядный материал;
- выполнять невербальные задания, использовать тесты для отработки и проверки знаний; при атипичном аутизме обратная ситуация;
- в трудных заданиях предлагать направляющую и организующую помощь.
Применение разноуровневых заданий способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Дети ощущают себя успешными и уверенными. Каждое задание подбирается в соответствии с интеллектуальным уровнем учащегося и подразумевает задействование всех модальностей:
- аудиальную (озвучивание задания педагогом или чтение задания вслух, проговаривание самим учащимся);
- визуальную (предоставление картинного или предметного материала);
- кинестетическую (просьба изобразить жестами, мимикой; потрогать предмет; слепить; пантомима; проползти; понюхать; попробовать на вкус);
- речевую (охарактеризуй себя; опиши картинку, предмет; вырази своё согласие и несогласие, избегая слов «да», «нет»).
Почему так важно использовать все модальности? Дети с РАС имеют много дефицитов и много особенностей. Как правило у них развита лучше одна модальность, чем остальные. Для лучшего понимания и усвоения материала используем ведущую, а остальные модальности используем для их развития.
Мониторинг достижений учащихся.
Мониторинг достижений учащихся затруднён. Так как для контингента нашей школы стандартные методы не подходят. Основной метод мониторинга в нашей среде - это наблюдение: включенное (взаимодействие педагог - ученик: наблюдение на уроках, как реагирует на задания, как реагирует на трудности, просит и принимает ли помощь окружающих) или не включенное (наблюдение в свободной деятельности: на что он реагирует сам, что привлекает его внимание, как манипулирует предметами, как он себя чувствует в этом пространстве без рамок и границ).
Другие методы информативны, но ограничены в использование особенностей наших детей: нарушение коммуникативной (сложности установления контакта), поведенческой (не могут произвольно включаться в деятельность, контролировать эмоции) и когнитивной сферы (своеобразие восприятия, нарушение внимания), затрудняет получение информации о ребенке.
Таким образом, создание специальной образовательной среды повышает шансы детей с расстройствами аутистического спектра социализироваться в обществе, развиваться, обучаться и найти свою ячейку в этом мире.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.