ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе:
-Закон РФ от 27 декабря 2012 г .№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
-Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).
-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
-Примерная программа внеурочной деятельности начального общего образования и УМК «Школа России».
-Учебный план ЧОУ «______________________»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно -воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
-укрепление здоровья детей и формирование у младших школьников знаний о здоровом образе жизни;
-формирование коммуникативных навыков;
-обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
1. Обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка к новой школьной жизни через систему занятий «Уроки Здоровья».
2. Повысить уровень двигательной активности детей через специально организованную игровую деятельность.
3. Познакомить детей с разными видами подвижных народных игр.
4. Формировать представления о: факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; влиянии эмоционального состояния на здоровье;
5. Обучить правилам личной гигиены и формировать мотивацию для гигиенического поведения, здоровой и безопасной жизни.
6. Начать работу по профилактике вредных привычек и привитии полезных привычек.
7. Развивать навыки общения и взаимодействия через совместную игровую и творческую деятельность.
Общая характеристика рабочей программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» может рассматриваться как одна из ступеней по формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Основные принципы при формировании данной программы:
- принцип демократизации (обеспечение всем и каждому ученику одинакового доступа к занятиям, максимальное раскрытие способностей детей, использование различных методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей);
- принцип гуманизации (учёт индивидуальных способностей личности ребёнка и педагога. Он строится с учётом личного опыта и уровня достижений, их интересов и склонностей, с применением разноуровневнего по сложности материала).
Осуществление принципов демократизации и гуманизации на основе педагогики сотрудничества – идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых.
Данная программа помогает формировать здоровый образ жизни младших школьников через специально-организованную двигательную активность ребёнка. Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые качества, как сила, ловкость, быстрота, красота движений. «Подвижные игры» дополняют уроки физической культуры. Их использование способствует повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей, обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ученика.
«Уроки здоровья» знакомят детей с полезными привычками как альтернатива привычкам вредным и формируют установки на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию в этот возрастной период. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. «Подвижные игры» чередуются с «Уроками Здоровья». Работу следует начинать с 1 класса и продолжать всю начальную школу.
Основные направления реализации программы:
- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
- организация и проведение подвижных, спортивных и народных игр, развивающих упражнений с разными предметами (мячи, скакалки,
обручи, кегли и др.);
- проведение оздоровительных минуток, гимнастики, зарядки;
- организация и проведение динамических прогулок и подвижных игр на свежем воздухе в любое время года с активным использованием спортивных площадок на школьной территории;
- проведение Уроков Здоровья в форме бесед, сюжетных и ролевых игр, викторин, инсценировок, лепки и рисования, просмотр презентаций, мультфильмов, чтение отрывков произведений по темам. В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста и учесть возрастные особенности.
Режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут. Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом,
приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане
Программа рассчитана на33 часа в год. (33 рабочих недели по1 часу в неделю).
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Формы учета знаний и умений для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» предполагает обучение на первом уровне - информативном, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела. Это такие формы деятельности, как: викторины, праздники, творческие конкурсы, ролевые игры, конкурсы, Дни Здоровья, Весёлые Старты. Подобная организация учета знаний, умений и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого ученика, а также обучению в командном сотрудничестве.
Результатами практической деятельности по программе «Здоровейка» можно считать следующее:
- личностными результатами обучающихся являются: осознание роли и значения занятий физическими упражнениями и подвижными играми для укрепления здоровья; самостоятельное использование изученных видов упражнений и игр в повседневной жизни; умение сделать выбор самому или при поддержке других участников группы и педагога, воспитание воли, выдержки, развитие таких личностных качеств, как: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
- метапредметными результатами обучающихся являются: умение определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения (этические нормы); умение работать по предложенному учителем плану, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя на занятии; умение слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), первоначальные умения работы в парах и малых группах, подчиняться правилам игры.
- предметными результатами обучающихся являются: учащиеся знают разные виды подвижных и народных игр, обучены технико-тактическим приёмам и правилам; умеют передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях, выполняют упражнения для развития основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, координации, выносливости); осуществляют индивидуальные и групповые действия в подвижных играх; получили первоначальные сведения о здоровом образе жизни, полезных привычках, особенностях работы организма человека.
Результаты соответствуют первому уровню - приобретаются знания и первичное закрепление.
Содержание курса "Здоровейка"
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из 2 блоков: "Уроков Здоровья" и "Подвижных игр", каждый из которых делится на 6 разделов.
Содержание занятий «Уроки Здоровья» по разделам:
1. «Введение. Вот мы и в школе»: адаптационные занятия, знакомство детей друг с другом, с правилами школьной жизни, режимом, осознание нового социального статуса - школьника, умения работать дружно, в команде, в парах, знакомство с правилами поведения на переменах, разучивание весёлых физминуток. Ученик научится: быть в роли школьника, подчиняться правилам школьной жизни, работать в паре с одноклассниками, проводить физминутки с помощью учителя. Ученик получит возможность научиться: учиться, не бояться преодолевать школьные трудности, не бояться учителя и других работников школы, ориентироваться в школе, общаться с одноклассниками, не нарушать правила школьной жизни. самостоятельно проводить физминутки для одноклассников на уроках и переменах.
2. «Питание и здоровье»: основы правильного питания, полезные и вредные продукты, значение витаминов для организма человека, особенно ребёнка, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого.
Ученик научится: различать “полезные” и “вредные” продукты, основным правилам культурного поведения во время приёма пищи.
Ученик получит возможность научиться: соблюдать правильный режим питания, составлять меню из полезных продуктов для себя и своей семьи, отстаивать свою позицию в ситуации выбора.
3. «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, работа жизненно-важных органов человека, профилактика нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
Ученик научится: первоначальным знаниям о работе своего организма, составлять свой режим дня.
Ученик получит возможность научиться: соблюдать режим дня, выполнять физические упражнения для развития физических навыков, правильно делать зарядку.
4. «Я и моё окружение»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в школе, дома, в обществе, полезные и вредные привычки, гигиена одежды, правила хорошего тона, чувства, эмоции, настроение в школе и дома. Ученик научится: правилам хорошего тона, соблюдать правила личной гигиены и внешнего вида, распознавать полезные и вредные привычки. Ученик получит возможность научиться: управлять своими эмоциями, чувствами и настроением, противостоять влиянию вредных привычек, соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, отвечать за свои поступки, отстаивать свою позицию в ситуации выбора.
5. «Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма, знакомство с разными видами спорта, пропаганда здорового образа жизни.
Ученик научится: основным способам закаливания, познакомится с различными видами спорта.
Ученик получит возможность научиться: применять способы закаливания, выполнять физические упражнения для сохранения и укрепления здоровья; сохранять и укреплять свое здоровье.
6. «Вот и стали мы на год взрослей»: опасности летнего периода, первая доврачебная помощь в летний период, лекарственные растения, летний отдых, итоговое занятие - чему научились за год.
Ученик научится: правилам оказания первой помощи; узнавать наиболее распространённые лекарственные растения.
Содержание занятий «Подвижные игры» по разделам:
1. «Русские народные игры». Знакомство с играми своего народа, развитие физических способности детей, координации движений, силы, ловкости. Воспитание уважительного отношения к культуре родной страны.
2. «Подвижные игры». Совершенствование координации движений. Развитие быстроты реакции, внимания, сообразительности, умение действовать в коллективе. Воспитание инициативы, культуры поведения, творческого подхода к игре.
3. «Игры на развитие психических процессов». Развитие внимания, наблюдательности, памяти, воображения, мышления и речи.
4. «Игры-эстафеты». Знакомство с правилам эстафет. Развитие быстроты реакций, внимания, навыки быстрого передвижения. Воспитание чувства коллективизма и ответственности.
5. «Спортивные игры». Знакомство с основными правилами спортивных игр. Отработка игровых приёмов, умение владеть мячом, броски в корзину.
6. «Любимые игры детей». Закрепление полученных знаний, развитие воображения, творчества, смекалки, активности и самостоятельности в играх.
Ученик научится: играть в подвижные игры разных видов под руководством учителя, соблюдать правила игры и подчиняться общим командным требованиям, координации движений.
Ученик получит возможность научиться: сознательно и правильно применять физические упражнения и подвижные игры для развития физических способностей, организации отдыха и укрепления здоровья, работать в команде, уважать товарищей, согласовывать с ними действия, управлять эмоциями, быть сильным, ловким, находчивым, подвижным.
Календарно - тематическое планирование «Здоровейка»
№ п/п |
Тема раздела, урока |
Часы |
Виды и формы занятий Характеристика видов деятельности обучающихся Формы контроля |
Дата проведения |
|
||||||
1 «А» кл |
1 «Б» кл |
1 «В» кл |
|
||||||||
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
|
|||||
1. Введение. Вот мы и в школе. Подвижные игры. 5 часов |
|
||||||||||
1. |
Знакомство. Я и другие. Салки с мячом.
|
1 |
Беседа. Игра" Давайте знакомиться". Разучивание, проведение игры. Упражнения с мячом. |
04.09.2023 |
|
05.09.2022 |
|
04.09.2023 |
|
|
|
2. |
Правила школьной жизни Игра « Кот и мыши». |
1 |
Беседа. Знакомство с условными знаками-сигналами. Разучивание, проведение игры. Отработка координации движений, ловкости |
11.09.2023 |
|
12.09.2022 |
|
11.09.2023 |
|
|
|
3. |
Учимся работать дружно.
Перемена мест.
|
1 |
Беседа. Работа в паре. Рисование. Разучивание, проведение игры. Построение. Перемещение. |
18.09.2023 |
|
19.09.2022 |
|
18.09.2023 |
|
|
|
4. |
Весёлые переменки. Совушка.
|
1 |
Беседа. Разучивание физкультминуток. Разучивание, проведение игры. Отработка внимательности, координации движений |
25.09.2023 |
|
26.09.2022 |
|
25.09.2023 |
|
|
|
5. |
Школьник и дошкольник. Прыгай через ров. |
1 |
Беседа. Рисование. Конкурс загадок. Разучивание, проведение игры. Упражнение в координации движений, ловкости. |
02.10.2023 |
|
03.10.2022 |
|
02.10.2023 |
|
|
|
2. Питание и здоровье. Подвижные игры. Игры-эстафеты 5 часов |
|
||||||||||
6. |
Витаминная тарелка на каждый день. Второй лишний.
|
1 |
Разучивание, проведение игры. Упражнение в скоростных беговых навыках. |
09.10.2023 |
|
10.10.2022 |
|
09.10.2023 |
|
|
|
7. |
Овощи и фрукты - полезные продукты. Охотники и утки.
|
1 |
Инсценирование стихотворения Ю. Тувима "Спор овощей". Разучивание, проведение игры. Упражнение в скоростных беговых навыках. |
16.10.2023 |
|
17.10.2022 |
|
16.10.2023 |
|
|
|
8. |
Чем полезна каша? Закрепление. |
1 |
беседа Проведение детьми понравившихся игр (по выбору). |
23.10.2023 |
|
24.10.2022 |
|
23.10.2023 |
|
|
|
9. |
Красный, жёлтый, зелёный. Передал - садись.
|
1 |
Практическое занятие. Приготовление салата. Игры с мячом: ловля, броски мяча, передача. |
13.11.2023 |
|
07.11.2022 |
|
13.11.2023 |
|
|
|
10. |
Здоровая пища для всей семьи. Кенгуру - бол. |
1 |
Конкурс рисунков. Игры с мячом. Отработка умения владеть мячом. |
20.11.20223 |
|
14.11.2022 |
|
20.11.2023 |
|
|
|
3. Моё здоровье в моих руках. Русские народные игры. 9 часов |
|
||||||||||
11. |
Правило Мойдодыра - Дружи с водой и мылом. «Золотые ворота» |
1 |
Чтение сказки К. Чуковского "Мойдодыр", просмотр мультфильма. Игра-песня. Разучивание, проведение игры. |
27.11.2023 |
|
21.11.2022 |
|
27.11.2023 |
|
|
|
12. |
Чтобы глазки лучше видели. Гимнастика для глаз. Краски.
|
1 |
Беседа. Практическое занятие. Разучивание гимнастики для глаз. Разучивание, проведение игры. |
04.12.2023 |
|
28.11.2022 |
|
04.12.2023 |
|
|
|
13. |
Чтобы ушки лучше слышали. Салки.
|
1 |
Беседа. Практическое занятие. Игра "Угадай, чей голосок". Разучивание, проведение игры. |
11.12.2023 |
|
05.12.2022 |
|
11.12.2023 |
|
|
|
14. |
Чтобы зубки были здоровы. Две птички.
|
1 |
Беседа. Работа с иллюстрациями. Игра-песня. Разучивание, проведение игры. |
18.12.2023 |
|
12.12.2022 |
|
18.12.2023 |
|
|
|
15. |
Зачем человеку кожа. У медведя во бору.
|
1 |
Беседа. Практическая работа. Разучивание, проведение игры. |
25.12.2023 |
|
19.12.2022 |
|
25.12.2023 |
|
|
|
16. |
Руки-рабочие инструменты человека. 12 палочек |
1 |
Изготовление поделки своими руками. Разучивание, проведение игры. |
15.01.2024 |
|
26.12.2022 |
|
15.01.2024 |
|
|
|
17. |
Осанка - стройная спина. Поясок. |
1 |
Беседа. Практическое занятие. Разучивание физминутки. Игра-песня. Разучивание, проведение игры. |
22.01.2024 |
|
09.01.2023 |
|
22.01.2024 |
|
|
|
18. |
Здоровье в порядке - спасибо зарядке.
|
1 |
Практическое занятие. Разучивание комплекса упражнений для утренней гимнастики. Разучивание, проведение игры. |
29.01.2024 |
|
16.01.2023 |
|
29.01.2024 |
|
|
|
19. |
Сон - лучшее лекарство. Два Мороза. |
1 |
Беседа. Викторина. |
05.02.2024 |
|
23.01.2023 |
|
05.02.2024 |
|
|
|
4. Я и моё окружение. Игры-эстафеты. Любимые игры детей. 6 часов |
|
||||||||||
20. |
Вредные привычки. Паровозик.
|
1 |
Беседа. Работа с иллюстрациями. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. |
12.02.2024 |
|
30.01.2023 |
|
12.02.2024 |
|
|
|
21. |
Учись принимать решение. Кто быстрее. Эстафеты со скакалкой. |
1 |
Комплекс ОРУ со скакалкой. Весёлые старты |
26.02.2024 |
|
06.02.2023 |
|
26.02.2024 |
|
|
|
22. |
Решение в пользу здоровья. Цветок здоровья класса. Кто быстрее. Эстафеты с мячом |
1 |
Рисование плаката. Практическое занятие. Комплекс ОРУ с мячом |
04.03.2024 |
|
13.02.2023 |
|
04.03.2024 |
|
|
|
23. |
Чувства и эмоции. О чём говорят чувства. Игры по выбору детей
|
1 |
Рисование смайликов.
Отработка координации движений, быстроты реакций, подвижности, ловкости. |
11.03.2024 |
|
27.02.2023 |
|
11.03.2024 |
|
|
|
24. |
Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Игры по выбору детей
|
1 |
Практическое занятие. Отработка координации движений, быстроты реакций, подвижности, ловкости. |
08.03.2024 |
|
05.03.2023 |
|
08.03.2024 |
|
|
|
25. |
Мой внешний вид - залог здоровья. Игры по выбору детей.
|
1 |
Беседа. Работа с иллюстрациями Любимые игры (по выбору). |
01.04.2024 |
|
12.03.2023 |
|
01.04.2024 |
|
|
|
5. Чтоб забыть про докторов. Игры на развитие психических процессов 4 часа |
|
||||||||||
26. |
Если хочешь быть здоров - закаляйся! "Выложи сам", "Магазин ковров", "Волшебная палитра |
1 |
Разучивание стихов. Игры на развитие восприятия. |
08.04.2024 |
|
19.03.2023 |
|
08.04.2024 |
|
|
|
27. |
О спорт, ты - мир! "Повтори за мной".
|
1 |
Игры на развитие внимания. Строевые упражнения. Перестроение. |
15.04.2024 |
|
02.04.2023 |
|
15.04.2024 |
|
|
|
28. |
Мы - весёлые ребята, Быть здоровыми хотим, Все болезни победим! «Море волнуется раз", "Узнай, кто я?", "Возьми и передай". |
1 |
Игра-викторина. Игры на развитие воображения. Знакомство с правилами и проведение игр.
|
22.04.2024 |
|
16.04.2023 |
|
22.04.2024 |
|
|
|
29. |
День Здоровья "Как хорошо здоровым быть!" "Запомни движения", "Художник". |
1 |
Игры на развитие памяти. Знакомство с правилами и проведение игр. |
29.04.2024 |
|
23.04.2023 |
|
29.04.2024 |
|
|
|
6. Вот и стали мы на год взрослее. Игры на развитие психических процессов. 4часа |
|
||||||||||
30. |
Опасности летом. Игры "Ну-ка отгадай", "Определи игрушку". |
1 |
Просмотр презентации. Игры на развитие мышления и речи. Знакомство с правилами и проведение игр. |
06.05.2024 |
|
30.04.2023 |
|
06.05.2024 |
|
|
|
31. |
Природа - народная аптека. Мини-футбол |
1 |
Беседа. Просмотр презентации. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Проведение игры. |
13.05.2024 |
|
07.05.2023 |
|
13.05.2024 |
|
|
|
32. |
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Баскетбол |
1 |
Разучивание стихов и песен. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину. |
20.05.2024 |
|
14.05.2023 |
|
20.05.2024 |
|
|
|
33. |
Чему мы научились за год. "Выше, сильнее, быстрее» |
1 |
Спортивный праздник. Игры, эстафеты. Итоговое занятие. Диагностика. |
21.05.2024 |
|
21.05.2024 |
|
21.05.2024 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.