Параметры и условия формирование навыков общения у слабослышащих детей дошкольного возраста с помощью жестов
Глухота, осложняющая развитие словесной речи и общение с окружающими, обуславливает потребность в овладении и пользовании специфическими средствами коммуникации. К ним относятся «жестика» и «дактилология» - система ручных и пальцевых знаков.
Рука для тех, кто не слышит, является естественным орудием речи: она образно (или условно) воспроизводит видимое, ее движения воспринимаются зрительно, речевые жесты и дактильные знаки сравнительно легко и быстро усваиваются. Этим объясняется широкое распространение в коллективах неслышащих жестики и дактилологии, значение которых трудно переоценить: жесто-мимическое речи – при наличии большой аудитории, дактильной – для формирования, развития навыков словесной речи, употребления в разговорном обиходе.
Общепринятая жесто-мимическая система речевых знаков, сложившаяся в нашей стране, впервые была описана в 50-е годы Гейльманом Иосифом Флориановичем.
В 1957
году увидела свет книга «Ручная азбука и речевые жесты глухонемых», автор —
Иосиф Флорианович Гейльман. В 1961 году в городе Павловске открылся
Ленинградский восстановительный центр для лиц с нарушениями слуха (ЛВЦ, который
в настоящее время переименован в МЦР – Межрегиональный центр реабилитации). Со
всего Советского Союза собрали самых талантливых ребят и готовили их здесь, на
базе Ленинградского правления ВОГ. Возглавил ЛВЦ Иосиф Флорианович Гейльман.
Всю свою сознательную жизнь он посвятил образованию глухих.
С тех пор, благодаря успехам дефектологической науки и совершенствованию
методов обучения, преодолена немота, ранее постоянный спутник глухого человека;
овладев языком слов как основным средством общения, глухие все полнее
интегрируются в мире слышащих.
Изменилось за прошедшее время и жестика: расширился фонд речевых жестов, пополнившийся отвлеченными и абстрактными понятиями.
В процессе речевой коммуникации наиболее естественные ручные знаки – образные, лаконичные, эстетичные.
Есть основание считать, что в виде близком к современному, русская ручная азбука существовала и была распространена в первую четверть XIX века. Дактилология производна от языка слов и отлична от него лишь тем, что в основе её не звук, а движение пальцев. Воспринимается она зрительно, усваивается легко, обозначается просто и ясно сочетается с правилами грамматики.
Будучи рожденной от языка слов, она является полноценным средством общения и даже имеет, однозначно преимущество перед жестикой в скорости и точности кодирования текста имён собственных. Потому весьма коммуникативна в единстве известной троицы: дактиль-слово-жест.
Правила и приёмы передачи текста:
1. В центре внимания – лицо и руки собеседника (глаза, губы, пальцы)
2. Изучение и использование жестики требует постоянного внимания, усердия и доброжелательности
3. Владение речевыми жестами должно стать грамотным, аккуратным и ясным
4. Познание жестовой речи может быть успешным лишь при желании, терпении, взаимопонимании
5. Жестовый перевод должен верным, точным, понятным и выразительным
6. При передаче информации, дактильно и жестом, между предложениями и абзацем соблюдается интервал
7. Перевод может сопровождаться избирательно не только жестикой, но и дактикой и артикуляцией
8. Имена, названия, известные обозначения передаются дактильно, неторопливо, возможно с повторением
9. Перевод должен быть точным, имея в иду словосочетания, гнездование слов, варианты синонимов, близких по смыслу неологизмов
10. Над улучшением и пополнением речевых жестов следует работать постоянно
11. Необходимо периодически следить за информацией по проблемам слуха и речи
12. Желательно иметь конкретное представление о контингенте воговцев, возможности их понимания единения жеста со словом.
Расширение кругозора даёт правильное толкование текста, развивает интерес к языкам, наконец открывает реальные возможности свободного общения в нашем многоликом, многосложном обществе.
Дактилология – ручная (пальцевая) азбука – является специфическим средством общения: по функции дактильная речь однозначна устной, по основе – письменной речи.
Дактилирование требует соблюдение норм словесной речи и ведется по следующим правилам: дактилируется одной кистью руки; предплечье поднято и находится в вертикальном положении, кисть на уровне плеча и не закрывает лицо; ладонная сторона повернута от себя; дактилирующая рука чуть сдвигается влево; дактилируя, смотрят в лицо и на руки собеседника; воспроизведение дактильных знаков должно быть четким точным; дактилирование ведется плавно и слитно, между словами соблюдаются интервалы; в конце фразы делается остановка; дактилирование сопровождается артикуляцией; дактилируют так, как пишут, соблюдая нормы правописания.
Условия формирования навыков общения у слабослышащих детей дошкольного возраста с помощью жестов:
- индивидуальные занятия
- доступный для ребенка дидактический материал
- доступная образовательная среда
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.