Статья "Параметры и условия формирования навыков общения слабослышащих детей дошкольного возраста с помощью жестов"

  • doc
  • 29.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала параментры и условия.doc

Параметры и условия формирование навыков общения у слабослышащих детей дошкольного возраста с помощью жестов

   Глухота, осложняющая развитие словесной речи и общение с окружающими, обуславливает потребность в овладении и пользовании специфическими средствами коммуникации. К ним относятся «жестика» и «дактилология» - система ручных и пальцевых знаков.

   Рука для тех, кто не слышит, является естественным орудием речи: она образно (или условно) воспроизводит видимое, ее движения воспринимаются зрительно, речевые жесты и дактильные знаки сравнительно легко и быстро усваиваются. Этим объясняется широкое распространение в коллективах неслышащих жестики и дактилологии, значение которых трудно переоценить: жесто-мимическое речи – при наличии большой аудитории, дактильной – для формирования, развития навыков словесной речи, употребления в разговорном обиходе.

   Общепринятая жесто-мимическая система речевых знаков, сложившаяся в нашей стране, впервые была описана в 50-е годы Гейльманом Иосифом Флориановичем.

   В 1957 году увидела свет книга «Ручная азбука и речевые жесты глухонемых», автор — Иосиф Флорианович Гейльман. В 1961 году в городе Павловске открылся Ленинградский восстановительный центр для лиц с нарушениями слуха (ЛВЦ, который в настоящее время переименован в МЦР – Межрегиональный центр реабилитации). Со всего Советского Союза собрали самых талантливых ребят и готовили их здесь, на базе Ленинградского правления ВОГ. Возглавил ЛВЦ Иосиф Флорианович Гейльман. Всю свою сознательную жизнь он посвятил образованию глухих. 
   С тех пор, благодаря успехам дефектологической науки и совершенствованию методов обучения, преодолена немота, ранее постоянный спутник глухого человека; овладев языком слов как основным средством общения, глухие все полнее интегрируются в мире слышащих.

   Изменилось за прошедшее время и жестика: расширился фонд речевых жестов, пополнившийся отвлеченными и абстрактными понятиями.

   В процессе речевой коммуникации наиболее естественные ручные знаки – образные, лаконичные, эстетичные.

   Есть основание считать, что в виде близком к современному, русская ручная азбука существовала и была распространена в первую четверть XIX века. Дактилология производна от языка слов и отлична от него лишь тем, что в основе её не звук, а движение пальцев. Воспринимается она зрительно, усваивается легко, обозначается просто и ясно сочетается с правилами грамматики.

   Будучи рожденной от языка слов, она является полноценным средством общения и даже имеет, однозначно преимущество перед жестикой в скорости и точности кодирования текста имён собственных. Потому весьма коммуникативна в единстве известной троицы: дактиль-слово-жест.

Правила и приёмы передачи текста:

1. В центре внимания – лицо и руки собеседника (глаза, губы, пальцы)

2. Изучение и использование жестики требует постоянного внимания, усердия и доброжелательности

3. Владение речевыми жестами должно стать грамотным, аккуратным и ясным

4. Познание жестовой речи может быть успешным лишь при желании, терпении, взаимопонимании

5. Жестовый перевод должен верным, точным, понятным и выразительным

6. При передаче информации, дактильно и жестом, между предложениями и абзацем соблюдается интервал

7. Перевод может сопровождаться избирательно не только жестикой, но и дактикой и артикуляцией

8. Имена, названия, известные обозначения передаются дактильно, неторопливо, возможно с повторением

9. Перевод должен быть точным, имея в иду словосочетания, гнездование слов, варианты синонимов, близких по смыслу неологизмов

10. Над улучшением и пополнением речевых жестов следует работать постоянно

11. Необходимо периодически следить за информацией по проблемам слуха и речи

12. Желательно иметь конкретное представление о контингенте воговцев, возможности их понимания единения жеста со словом.

   Расширение кругозора даёт правильное толкование текста, развивает интерес к языкам, наконец открывает реальные возможности свободного общения в нашем многоликом, многосложном обществе.

   Дактилология – ручная (пальцевая) азбука – является специфическим средством общения: по функции дактильная речь однозначна устной, по основе – письменной речи.

   Дактилирование требует соблюдение норм словесной речи и ведется по следующим правилам: дактилируется одной кистью руки; предплечье поднято и находится в вертикальном положении, кисть на уровне плеча и не закрывает лицо; ладонная сторона повернута от себя; дактилирующая рука чуть сдвигается влево; дактилируя, смотрят в лицо и на руки собеседника; воспроизведение дактильных знаков должно быть четким точным; дактилирование ведется плавно и слитно, между словами соблюдаются интервалы;  в конце фразы делается остановка; дактилирование сопровождается артикуляцией; дактилируют так, как пишут, соблюдая нормы правописания.

   Условия формирования навыков общения у слабослышащих детей дошкольного возраста с помощью жестов:

- индивидуальные занятия

- доступный для ребенка дидактический материал

- доступная образовательная среда