ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Конотопцева Виктория Николаевна
Аннотация: в статье актуализируются роль патриотического воспитания в процессе социализации и становления социальной культуры младших школьников, представлены результаты констатирующего эксперимента по выявлению исходного уровня сформированности ценностно-смысловых установок, являющихся основой становления гражданско-патриотической направленности у учащихся начальной школы.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, социальная культура, младший школьный возраст, гражданско-патриотическая направленность.
Современный стандарт начального общего образования отражает требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Учитывая самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования, стандарт направлен на обеспечение «....духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» [3].
Гражданское общество правомерно рассматривать как некий уровень его развития, при котором осуществляется безусловное соблюдение прав человека, реализация обязанностей и осознание ответственности членами общества за его дальнейшую судьбу, всё, что обеспечивается социальной культурой каждого гражданина. Под социальной культурой понимают, систему социально-значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе. В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете.
В современных условиях государство осознаёт значимость формирования социальной культуры и рассматривает её как результат духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников, компонентами которого выступают:
― основы российской культурной и гражданской идентичности;
― ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
― патриотизм и гражданская солидарность;
― гражданские качества личности на основе демократических ценностных ориентаций;
― уважение к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей всех народов России [2].
Становление перечисленных качеств может происходить только в целенаправленном и организованном процессе воспитания.
Начальное образование, как одна из первых ступеней в становлении личности, создает необходимые условия для развития социально-значимых качеств учащихся. Ведущим фактором становления социальной культуры младших школьников выступает патриотическое воспитание, как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России [1].
С целью изучения состояния заявленной проблемы на практике мы организовали констатирующий эксперимент на базе общеобразовательных школ города Иркутска. В экспериментальной работе приняли участие ученики третьих классов в количестве 87 человек. Мы выявляли исходный уровень сформированности ценностно-смысловых установок, являющихся основой становления гражданско-патриотической направленности у младших школьников. Конкретно:
• наличие личностного знания нравственных ценностей в виде понятий и представлений личностного ценностного опыта (когнитивный компонент);
• способность к переживанию нравственных идеалов как внутренней потребности; личностной рефлексии отношения к ценностям, выраженной в осуществлении оценки ценностей и поступков (эмоционально-чувственный компонент);
• способности к совершению поступков, ценностно-ориентированной деятельности на основе нравственных ценностей, осуществлению нравственной самооценки поведения (действенно-практический компонент).
По результатам исследования младшие школьники продемонстрировали недостаточный уровень личностного знания нравственных ценностей (рис. 1), это указывает на то, что у учащихся ограниченные представления об историко-географическом образе России, особенностях культурных традиций своего народа, неполное и осознание понятий: «государство», «малая Родина», «патриот». Вместе с тем, важно отметить, что большая часть испытуемых проявили на достаточном уровне знания об общекультурном наследии России и основных правилах и обязанностях гражданина, что соответствует возрастному статусу учащиеся в обществе.
Рис.1. Результаты исследования когнитивного компонента
Изучение эмоционального компонента (рис.2) выявил, что значительная часть испытуемых не осознают значимости базовых национальных ценностей и не проявляют ценностно-ориентированного отношения к этим понятиям. Обращает на себя внимание тот факт, что во время исследования большинство школьников проявили уважительное отношение к старшим, милосердие и честность по отношению к товарищам и взрослым.
Рис.2. Результаты исследования эмоционально-чувственного компонента
Наличие способностей к совершению поступков (рис. 3) проявляется у большинства учеников в слабой форме, это свидетельствует о том, что учащиеся в силу своих возрастных особенностей еще не обладают высоким уровнем инициативности и самостоятельности. Несмотря на это, существует значительный процент учащихся, чьи результаты показали, что они осознанно соблюдают правила дисциплины, проявляют высокую степень организованности и требовательности к себе.
Рис. 3. Результаты исследования действенно-практического компонента
Полученные результаты доказывают необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников при организации целенаправленной работы по патриотическому воспитанию.
Учащийся младшего школьного возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с историей и жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, демонстрируя логические связи между ними.
Также, учащиеся начальной школы, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Поэтому становление гражданско-патриотической направленности начинается с воспитания любви к близкому окружению, то есть к тому, что рядом, что понятно и взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: семья, ученический коллектив, Малая родина.
Эмоциональность младших школьников диктует педагогу необходимость подавать знания об обществе, Родине и ее истории в яркой образной форме, которая будет опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в классе, должны быть наглядными, конкретными и нести в себе эмоциональную окраску.
Следует учесть и такую особенность младших школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, огромная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации практико-ориентированной деятельности в рамках патриотического воспитания.
Полученные нами теоретические и эмпирические выводы легли в основу нашей экспериментальной работы. Программа патриотического воспитания «Мы – будущее нашей страны» для учеников 3 класса разработана на содержательной основе уроков русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии и изобразительно искусства.
Данная программа представляет собой единый комплекс занятий, целью которых выступает патриотическое воспитание как основа социальной культуры младших школьников.
Литература:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.М. Кондакова, А.Я. Данилюк, В.А. Тишкова. М. : Просвещение, 2009. С. 24.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. е. С. Савинов. 4-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2012. 223 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2016. 53 с.
4.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.