«Педагогическая компетентность в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности»
Основой формирования компетенций учащихся является система тех компетенций, которые усвоили их преподаватели. Из всего списка компетенций, которые необходимы для организации учебной деятельности, хочется особо выделить компетентность в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности определяет задачу формирования мотивации детей на образовательную деятельность как одну из важнейших практических задач, стоящих перед педагогом.
Любая деятельность окажется малоэффективной или вообще неэффективной, если у человека не будет заинтересованности в ее реализации. Мотивация - это настроенность, стремление человека что-то сделать, проявить активность. Функция мотивирования является необходимым структурным элементом общей системы деятельности педагога.
Педагогическая компетентность в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности имеет следующие ключевые показатели:
ü Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности. Преподаватель осознает, что для достижения требуемого результата учебной деятельности, обучающемуся необходима поддержка в виде определенных условий деятельности. Такими условиями могут быть дозирование заданий, пример из опыта обучающегося, похвала и т.д. Главное, чтобы контекст деятельности способствовал формированию и закреплению у обучающегося веры в свои силы, в возможность достижения даже субъективно сложного результата. В реальной практике это может заключаться в использовании принципа «маленькой и быстрой победы».
Успех, пришедший в начале выполнения какого-либо дела, несет в себе мотивационный заряд. Если педагог стремится показать ученику, что он уже имеет определенные достижения, пусть и небольшие, это будет свидетельством компетентности педагога в данной области.
Ученик, выполняя деятельность, и даже просто посещая образовательное учреждение, должен ожидать успеха. Педагогу важно уметь формировать у детей привычки и мысли, ведущие к успеху. В реальной практике это выражается в том, что педагог, общаясь с обучающимся, использует позитивные утверждения, отказывается от использования слов с частицей «не» или с любой другой формой отрицания.
Например, компетентный педагог говорит «хороший результат» или «достойный результат», вместо фразы «неплохой результат». Ставя цель, педагог указывает, что надо достичь, а не то, чего надо избегать.
Педагог демонстрирует успехи детей родителям, при оценивании учитывает их конкретные возможности и всегда отмечает позитивные изменения. Даже самый незначительный успех ребенка отмечается компетентными учителями как определенная победа и движение вперед.
ü Умение создавать условия для позитивной мотивации обучающихся. Компетентный преподаватель умеет выявлять ведущие мотивы конкретного ученика и организовать учебный процесс с их учетом, умеет соотнести предлагаемый материал с личным опытом ученика. Если получаемая на занятиях информация опирается на имеющийся у ребенка опыт, и в то же время содержит новые, личностно осмысленные и обогащающие знания, то она сама начинает обладать мотивирующим потенциалом. В целом это создает активную установку на позитивное принятие учебной деятельности. Компетентный в данной области преподаватель позволяет ученикам самостоятельно формулировать личные цели, связанные с усвоением материала, ставит творческие задачи, требующие применения полученных знаний, формулирует проблемные задания, которые могут быть решены только тогда, когда ребенок освоил определенные знания и умения. Педагог дает возможность обучающимся использовать самоконтроль и самооценку при проведении занятия.
Компетентный преподаватель осознает, что ученик может быть совсем не настроен на то, чтобы делать все, что ему говорится на занятиях, постарается создать доброжелательную атмосферу на уроке, вместо порицания ребенка выявит то, что ученику по - настоящему интересно и что может его заинтересовать в постановке и достижении образовательных задач. Такой педагог в своей деятельности обеспечивает коррекцию негативных мотивов и стабилизацию позитивных познавательных и социально значимых мотивов, он сравнивает ученика не с другими учащимися, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.
ü Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся.
Не всегда мотивирующих усилий педагога достаточно, чтобы ученик достигал возможных для его потенциала результатов. Существуют ситуации выполнения домашних заданий, самостоятельной работы, которые будут успешно выполняться только при наличии внутренних установок на реализацию учебной деятельности. Педагог, который умеет добиваться самомотивирования учеников, делает это, используя такие приемы, как уважительное отношение к ребенку, подчеркивание его самоценности, поощрение интеллектуальной любознательности и привычки опираться на собственные силы. Компетентный в этой области преподаватель умеет активизировать творческие возможности учащихся, формирует у них готовность нести ответственность за свои поступки, развивает навыки общения в различных условиях и с разными людьми. При этом сам педагог должен хорошо понимать, что общение – это диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость и к идеям и к недостаткам партнера. Наконец, важна установка на то, что и в сотрудничестве, и в общении надо не только получать самому, но и отдавать другим.
Задача учреждения дополнительного образования детей – создать благоприятные условия для самореализации личности ребенка, развития творческого потенциала, т.е. сформировать личность, нестандартно мыслящую, владеющую проектной культурой, навыками созидательного творчества, способную художественно преобразить окружающий мир. Решению этой задачи в полной мере способствует обучение, направленное на сохранение и приумножение врожденной самостоятельности ребенка.
Преподаватель, организующий деятельность школьников в рамках дополнительного образования, должен учитывать предпочтения учеников в отношении тех или иных видов активности, чем обусловлены эти предпочтения: содержанием деятельности, составом ее участников, личностью руководителя, возможностью продемонстрировать окружающим свои способности, обстоятельствами, связанными с достижением результата. Основой решения всех этих задач будут выступать конструкты психологических и организационных компетенций преподавателя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.