Педагогическая наука и педагогическое исследование
В результате работы над темой: «Педагогическая наука и педагогическое исследование» Вам необходимо:
знать характеристики педагогического исследования:
-педагогическое научное знание как результат педагогического исследования;
- виды научного педагогического знания;
- критерии научного педагогического знания;
- исследовательские действия, необходимые для получения научного педагогического знания: описание, объяснение, предсказание;
- виды педагогических исследований: теоретические, экспериментальные; фундаментальные, прикладные, исследования-разработки;
уметь: определять вид педагогического исследования.
План
1. Понятия «наука», «научное исследование»
2. Педагогическая наука
3. Общая характеристика педагогического исследования
Литература:
1. Бережнова, Е.В.. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов/ Е.В.Бережнова, В.В. Краевский. - М., 2005. – 128 с.
2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский., Р. Атаханов. – М., 2005. – 208 с.
3. Исследовательская деятельность студентов; учебное пособие / Авт.-состав. Т.П.Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
4. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 244 с.
5. Никандров Н.Д., Корнетов Г.Б. Педагогика. Педагогическая энциклопедия. М.,1999. - С.111-112
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
Педагогическая наука и педагогическое исследование
План
1. Понятия «наука», «научное исследование»
2. Педагогическая наука
3. Общая характеристика педагогического исследования
1.Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования.
Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:
- разделение и кооперацию научного труда;
- научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;
- методы научно-исследовательской работы;
- понятийный и категориальный аппарат;
- систему научной информации;
- всю сумму накопленных ранее научных знаний.
Науковедение — наука, изучающая науку.(1)
Педагогическое научное исследование – это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.(2)
Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанной с получением научных знаний.
Виды научных исследований:
ü Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.
- это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей изучаемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования. Терминфундаментальность (лат. fundare — «основывать») отражает направленность этих наук на исследование первопричинных, основных законов природы.
ü Прикладное исследование, направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.
- это такие исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач. Результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий.(4)
ü Монодисциплинарное исследование проводится в рамках отдельной науки.
ü Междисциплинарное исследование требует участия специалистов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин.
ü Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.
ü Однофакторное или аналитическое исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
ü Поисковое исследование, направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.
ü Критическое исследование проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.
ü Уточняющее исследование. Это самый распространённый вид исследований. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.
ü Воспроизводящее исследование. Его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.
ü Разработка — научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.(3)
Деятельность в сфере науки – научное
исследование, деятельность, которая генерирует знание, точнее научное
знание.
Основными компонентами исследовательской деятельности являются:
определение проблемы, постановка цели, задач; предварительный анализ имеющейся
информации; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез;
планирование и организация эксперимента; проведение эксперимента; анализ и
обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе
полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение
объяснений или научных предсказаний.
Непосредственная цель и высшая ценность исследовательской деятельности
– объективная истина.
Научное знание - это знание объяснительное, раскрывающее существенные
свойства, основные характеристики изучаемых предметов, явлений, процессов.
Научное знание – это знание доказательное, знание, подтвержденное
фактами, аргументами.
Чтобы получить научное знание, необходимо решить триединую задачу: описать,
объяснить, предсказать исследуемое явление или процесс действительности.
К описанию относится всё то, что информирует о названии (обозначении)
объекта или явления, его строении, названии его частей, о ходе развития
явлений, событий, процессов, об общих и отличительных, необходимых и
достаточных, существенных и не существенных признаках объектов или явлений, на
основании которых их можно было бы узнавать, упорядочивать и приводить в
систему.
К объяснению относится все то, что информирует о связях и
отношениях объектов и явлений, причем о таких связях и отношениях, которые
имеют устойчивый характер. В отличие от описаний, объяснения включают в себя
две части: утверждающую и доказующую. В первой части объяснений формулируются
законы, свойства, принципы в виде словесных утверждений или четких
формулировок. Во второй части строится доказательство.
Предвидение в своей сущности сходится к тому, чтобы мысленно, в самом общем
виде, в соответствии с выявленными законами, сконструировать модель будущего по
тем единичным фрагментам, которые существуют сегодня.
Для научного исследования характерны специальные методы исследования,
точность, объективность получаемых данных, воспроизводимость
результатов, их новизна. Охарактеризуем эти особенности.
Специальные методы исследования. В отличие от житейски-эмпирического познания,
которое стихийно, не организовано, научное познание основано на норме
деятельности — научном методе. Открытие научного знания признается возможным
благодаря использованию специальных методов исследования: анализ, синтез,
моделирование, наблюдение, эксперимент и др.
Объективность. Научное знание соответствует объективному положению вещей,
направлено на отражение закономерностей действительности.
Воспроизводимость. Это возможность повторно получить установленные
данные (факты, закономерности) по той же методике, какую
использовал исследователь, получивший эти данные. Если при одних и
тех же условиях установленный факт не воспроизводится другими исследователями,
его нельзя признать научным.
Новизна получаемых результатов. Открытое научное знание
должно отличаться объективной новизной, то есть являться новым
знанием в общекультурном значении.
(1) https://ru.wikipedia.org/wiki/Наука 23.01.2016 г.
(2) http://letopisi.org/index.php/Педагогическое_исследование 23.01.2016 г.
(3 )https://ru.wikipedia.org/wiki/Научное_исследование 23.01.2016 г.
(4)https://ru.wikipedia.org/wiki/Наука 23.01.2016 г.
2.Педагогическая наука
Педагогика – отрасль науки,
раскрывающая сущность закономерности образования, роль образовательных
процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы
повышения их результативности (Педагогическая энциклопедия, 1999).
Педагогика, педагогическая наука имеет статус самостоятельной науки,
поскольку обладает своим категориальным, методологическим аппаратом.
Категориальный аппарат. Развитие любой области научного знания
связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на
определенный класс сущностно единых явлений, а с другой - конструируют предмет
данной науки. Основными категориями в педагогической науке принято считать
следующие: образование, воспитание, обучение, развитие, социализация. Другие
категории рассматриваются в отраслях педагогики: «учебно-воспитательный
процесс» – в теории воспитания, «содержание образования» - в дидактике.
Методологический аппарат педагогики как науки составляют ее
объект, предмет, а также методы, применяемые в научно-педаогической
деятельности.
Объектом – это область действительности, которую исследует данная
наука, предмет – способ видения объекта с позиции этой науки.
Педагогика изучает особый вид деятельности. Это деятельность
целенапраленнная, потому что педагог не может определенную цель: научить чему-то,
воспитать какие-то качества. Эта деятельность связана с выполнением извечно
существующей функции человеческого общества: передать новым поколениям
накопленный социальный опыт. На этом основании В.В.Краевский,
Е.В.Бережнова делают вывод, что объектом педагогики выступает
образования как особая, социально и личностно детерминированная,
характеризующаяся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством
деятельность, направленная на приобщение подрастающих поколений к жизни общества,
а также на усвоение отдельной личностью социального опыта и ее собственное
развитие. Следовательно, педагогика определяется как наука об образовании,
наука, изучающая образование. Предмет педагогики ученые
определяют как систему отношений, возникающих в образовательной деятельности,
являющейся объектом педагогической науки.
Н.Д.Никандров, Г.Б. Корнетов обращают внимание, что педагогика изучает
образование с точки зрения выявления его структуры и закономерностей, а также
развития его субъектов, целей, содержания, методов, средств, форм, результатов,
взаимосвязанных в широком контексте общественного и индивидуально-личностного
развития.
Помимо объекта, предмета в методологический аппарат педагогики входят
методы. К основным методам, применяемым в научно-педагогической деятельности
относят педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.
Разрабатывая наиболее эффективные модели образовательного процесса, а также
способы их практической реализации педагогика выступает как наука описательно-объяснительная,
и как нормативно-конструктивная.
Задача педагогической науки - двуедина: не только изучать, но и
конструировать педагогическую действительность, преобразовывать,
совершенствовать ее. Поэтому педагогику рассматривают и как теоретическую, и
как практическую науку. С одной стороны, описывает и объясняет педагогические
явления, с другой — указывает, как нужно обучать и воспитывать.
Педагогическая наука решает также следующие основные задачи:
- Задача выявления объективных закономерностей образовательного
процесса. Закономерность - это объективно существующие,
повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными
сторонами образовательного процесса. Показателем закономерности какой-либо
связи является ее причинно-следственный характер. В качестве примера приведем
несколько закономерностей, сформулированных в педагогической литературе:
успешность воспитания ребенка находится в прямой зависимости от интенсивности и
богатства межличностных связей; прочность усвоения содержания
учебного материала тем больше, чем более систематично организовано прямое и
отсроченное повторение этого содержания и включение его в контекст уже
усвоенного.
- Следующая задача – изучение, обобщение накопленного педагогического
опыта; разработка новых методов, форм, технологий обучения, воспитания.
Задачей педагогической науки является также саморефлексия,
или осознание ею самой себя: способов получения объективного знания о
педагогической действительности, о структуре науки, ее связи с практикой, о ее
собственном понятийном составе и т.п.
Деятельность в сфере педагогической науки –
педагогическое исследование. Переход к собственно
исследовательской деятельности по педагогике требует знаний уже не
только по педагогике, но и о педагогике, т.е. о закономерностях,
действующих не в обучении и воспитании, а в самой педагогической науке и в
науке вообще. Есть достаточно хорошо сформированная и проверенная в практике
научного исследования область знаний — методология педагогической науки. В
педагогике методологию определяют как учение о принципах, методах, формах
познания и преобразования педагогической действительности.
3. Общая характеристика педагогического
исследования.
Впервые в 1803 И.Г.Песталоцци предложил проводить экспериментальные
исследования педагогических проблем; по его инициативе в 1809 в Кенигсберге
были организованы семинары, на которых обсуждались вопросы обучения и
воспитания.
В России в 1833 начал выходить «Педагогический журнал», в котором
помещались сведения о деятельности передовых педагогов, работавших в
Гатчинском воспитательном доме, анализировался отечественный и мировой опыт в
области воспитания, указывались пути развития прогрессивной педагогики.
Разработкой психолого-педагогических проблем занимались около 20 учреждений. В
1919-1920 созданы физико-педагогический, гуманитарно-педагогический,
естественно-педагогический институты, научный институт по детскому чтению. На
базе педагогических институтов был создан НИИ методов школьной работы (1922),
Ленинградский институт школьной работы (1924), Институт методов внешкольной
работы с детьми (1923), Научно-исследовательский педагогический институт при
2-м МГУ (1926). В эти же годы были организованы научно-исследовательские
институты планирования и организации народного образования, политехнического
образования, начальной школы. В октябре 1943 образована АПН
РСФСР, в 1966 преобразована в АПН СССР; в 1991 создана РАО.
Педагогическое исследование – процесс и результат научной
деятельности, направленный на получение общественно значимых знаний о
закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории
педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, ее содержании,
принципах, методах и организационных формах.
Таким образом, результатом педагогического исследования является научное
педагогическое знание.
Педагогические знания отражают законы, принципы, правила педагогической
деятельности. Они существуют не только в сознании педагога, но и в
материализованном виде в научных трудах, программах, учебниках, пособиях для
учителей и т. п.
Виды научных знаний в педагогике. В любой развитой науке
присутствуют теоретические и эмпирические знания. Есть они
и в педагогике. В основе их различения лежит выделение теоретического и эмпирического
уровней научного познания.
На эмпирическом уровне формируется знание о фактах: для педагогики
это - знание об эффективности или неэффективности тех или иных приемов
обучения и воспитания; о положительном или отрицательном влиянии каких-либо факторов,
действующих в педагогическом процессе, на его результаты и т.п.
Методы эмпирического исследования: изучение литературы, документов; изучение результатов деятельности (учащихся, учителей); наблюдение; опрос (беседы, интервью, анкетирование); метод экспертных оценок; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная работа; педагогический эксперимент.
Знания теоретического уровня образуются в результате исследований,
связанных с развитием и совершенствованием понятийного аппарата науки и
направленных на всестороннее познание реальности в ее существенных, глубинных
связях и закономерностях. Это, например, знания о сущности обучения и
воспитания, о составе, структуре и функциях содержания образования, о
классификации учебных предметов и т.п.(1)
Методы
теоретического исследования: теоретический анализ и синтез,
абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование. (2)
В.В.Краевский предлагает различать еще один вид педагогического
знания, нормативные знания - знания о должном, о том,
что следует делать, в отличие от эмпирических и теоретических, отражающих
сущее. К ним относятся общие и частные указания, предписания к деятельности:
принципы, правила, рекомендации и т.д.
С
различением упомянутых групп знаний связаны виды педагогических исследований.
В педагогической энциклопедии в основу классификации педагогических
исследований положен тип связи науки и практики и предлагается различать такие
виды педагогических исследований как фундаментальные, прикладные,
разработки.
Фундаментальные педагогические исследования раскрывают закономерности
педагогического процесса, общетеоретические концепции педагогической науки, её
методологию и не преследуют непосредственно практических целей.
Прикладные педагогические исследования решают отдельные
теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания,
содержанием образования, вопросами школоведения, подготовкой учителей. Предметом
прикладного исследования является получение новых знаний о способах
практического приложения уже открытых законов управления обучением и
воспитанием. В большинстве случаев прикладные исследования оказываются
продолжением фундаментальных, но могут и предшествовать им. Они выступают
промежуточным звеном, связывающим науку и практику, фундаментальные
исследования и разработки, теоретические и практические рекомендации.
Исследования-разработки содержат конкретные указания по воспитанию
и обучению, методам и формам организации различных видов деятельности ученика.
К разработкам относятся программы, учебники, инструктивно-методические
рекомендации. Разработки продолжают прикладные исследования, связывают их с
практикой.
(1) http://letopisi.org/index.php/Педагогическое_исследование
23.01.2016
г.
(2) http://window.edu.ru/resource/445/56445/files/aist02.pdf 02.02.2016 г.
Тема 1.
Практические задания (к первой лекции)
Задание 1: Педагогика как самостоятельная наука имеет свой категориальный аппарат. Раскройте сущность понятий, составляющих категориальный аппарат педагогики.
Категориальный аппарат педагогики
Педагогика – наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом.
Предметом педагогической науки издавна принято считать воспитание в его интегральном и дифференциальном понимании
Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования.
Основными категориями в педагогической науке принято считать следующие: образование, воспитание, обучение, развитие, социализация. Другие категории рассматриваются в отраслях педагогики: «учебно-воспитательный процесс» – в теории воспитания, «содержание образования» - в дидактике:
Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. (3)
Развитие – процесс последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию, сущность и становление его личности.
Воспитание – целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения младшему. Воспитание должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели). В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое и т. д.(1)
Процесс воспитания можно представить в виде схемы: включение человека в систему отношений институтов воспитания, приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта, интериоризации, т.е. преобразования внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности, и эстериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение.
Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, а социальное воздействие различных субъектов: индивидуальных, групповых и условно-социальных – институтов воспитания.
Современное воспитание направлено на формирование у личности, с одной стороны, нравственно-мировоззренческой устойчивости, с другой, гибкости. В быстроменяющемся мире человек может жить и эффективно функционировать, обладая высокой психологической гибкостью. В то же время человеку необходимо иметь определенный внутренний стержень, мировоззрение, убеждения, иначе при каждом изменении, развитии общества у человека могут проявляться невротическая реакция, дезадаптация, дезинтеграция личности.
Непосредственно воспитание подрастающего поколения заняты дошкольные учреждения, школы, профессиональные учебные заведения, внешкольные учреждения, летние объединения детей, подростков, юношей, детские дома, школы-интернаты, специальные воспитательные заведения (как для одаренных детей, так и для детей с физическими и социальными дефектами и отклонениями), объединения по интересам по месту жительств.(2)
Образование – процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение системы знаний, умений, навыков.(1)
В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее, высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.
Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности.
В начальных допрофессиональных и профессиональных учебных заведениях готовят рабочих высокой квалификации, а в средних и высших профессиональных учебных заведениях – специалистов средней и высшей квалификации для различных отраслей народного хозяйства.
Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни. (2)
Обучение – целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.(1)
Основу обучения составляют знания, умения, навыки.
Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
Умения- готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенствования путем много кратного упражнения.
Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и другие установки. Поэтому обучение, имеет воспитательный характер. Точно также в любом воспитании содержаться элементы обучения. Таким образом, область понятий «воспитание и обучение» частично перекрываются.(2)
Педагогическая деятельность – вид профессиональной деятельности, реализующей цели воспитания и образования.
Педагогическое взаимодействие является движущей силой педагогического процесса и представляет собой контакт педагога и учащегося, влекущий за собой взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Этот процесс включает в себя и педагогическое влияние, и его активное восприятие и усвоение учащимся.
Категории «воспитание», «обучение», «образование», «педагогическая деятельность» в современных условиях базируются на понятии «педагогическое самосовершенствование». Для эффективности педагогического процесса очень важны целенаправленные усилия самой личности по усвоению предшествующего опыта, ценностей и образцов поведения, системы знаний, умений, навыков, средств передачи опыта и др.
Педагогическое взаимодействие организуется для решения какой—либо педагогической задачи – материализованной педагогической ситуации, решаемой с помощью определенных педагогических технологий.
Педагогическая технология – это последовательная система взаимодействия педагога и учащегося, основанная на применении тех или иных методов воспитания и обучения с целью решения педагогических задач.
Таким образом, педагогический процесс можно представить как специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.(1)
(1)http://fictionbook.ru/author/g_g_markov/obshie_osnoviy_pedagogiki_shpargalka/read_online.html?page=1
(2) http://stud24.ru/pedagogy/kategorialnyj-apparat-pedagogiki/134954-395851-page1.html
(3)http://www.e-reading.club/chapter.php/98165/18/Erofeeva_-_Obshchie_osnovy_pedagogiki__konspekt_lekciii.html
Задание 2: Прочтите (см. хрестоматийный блок) фрагмент из учебного пособия для учителей, ориентированных на освоение исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации. Постарайтесь ответить на вопрос:
Почему педагогам-практикам, учителям школ нужно и полезно заниматься исследованиями?
Учительская профессия – одна из древнейших. Педагог формирует будущее общества, воспитывает молодёжь, которая продолжает дело старших. От того, как произойдёт это процесс, зависит и будущее страны.
Если говорить о роли учителя в современном мире, то в первую очередь учитель - это посредник, звено между прошедшим и будущим, он осуществляет связь поколений. Часто старшее поколение сетует на то, что не понимает современную молодёжь, поэтому учитель должен представлять молодое поколение, разъяснять старшим особенности формирования молодёжи с учётом влияния окружающего мира, ориентируясь на своё педагогическое чутьё, учитывая возможности обучающихся.
В первую очередь учитель передаёт знания, способствует прогрессу общества, но для этого он сам должен идти в ногу со временем, изучать новые педагогические технологии, внедрять их в практику работы.
Современный учитель должен владеть не только психолого-педагогическими умениями, но и исследовательскими умениями, приобщаться к экспериментальной работе.
Анализируя фрагмент из учебного пособия для учителей, ориентированных на освоение исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации, отметила, что исследовательская деятельность оказывает влияние на развитие профессионализма.
Личностно-профессиональное развитие педагога неразрывно связано с преодолением трудностей, возникающих в работе. Затруднения, воспринимаемые человеком, состояния остановки или перерыва в деятельности, столкновения с преградой, невозможности перехода к следующему звену деятельности, по мнению А.К. Марковой, в значительной мере обусловлены: недостаточной полнотой и системностью профессиональных знаний, недостаточной рефлексией и низкой критичностью по отношению к себе.
Педагог в процессе преодоления трудностей может выявить творческий потенциал личности и процесс профессионально-личностного развития педагога и именно это определяет показатель зрелости личности, степень профессионального развития педагога.
Исследовательская же деятельность, на мой взгляд, позволяет, находить пути преодоления трудностей, стимулирует изменение устаревших представлений о себе и своём труде и обеспечивает переход на более высокий уровень самосознания, саморазвития.
В своей работе педагогу много приходится достигать, полагаясь на собственный опыт, сочетать знания с интуицией, анализировать результаты проб, исправляя допущенные ошибки.
Исследовательская практика педагога выводит его за рамки концепции воспроизведения, она «поднимает» педагога, возвышает его. Исследовательскую деятельность можно определить как научное творчество. Именно творческое вдохновение, творческое мироощущение помогают человеку более гармонично сосуществовать в окружающей его действительностью, адаптироваться в этом сложном противоречивом мире, найти в себе то, на что можно опереться, что волнует и вдохновляет.
Задание 3:
Составьте список педагогических журналов, издаваемых у нас в стране. В статьях, публикуемых в этих журналах, отражены результаты различных педагогических исследований. Приведите примеры на основе анализа названий, текстов статей примеры теоретических и экспериментальных исследований; примеры фундаментальных, прикладных педагогических исследований, исследований-разработок.
Примеры статей. Еще не проработала
- «Учёные записки Забайкальского государственного университета»
Педагогическое исследование.
- результатом
педагогического исследования является научное педагогическое знание.
Виды научных знаний в педагогике.
теоретические знания эмпирические знания
Уровни научного познания.
Теоретический Эмпирический Нормативные
( по В.В.Краевскому)
Виды педагогических исследований
Фундаментальные Прикладные
Разработки
Хрестоматийный блок:
Освоение педагогами новых компетенций в исследовательски ориентированном повышении квалификации: пособие для учителей, ориентированных на освоение исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации / Под общ. Ред. Л.Н.Горбуновой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 111 с.
Действительно, исследовательская деятельность педагога рассматривается не только как органическая составная часть его профессиональной деятельности, представляющая в ней и особый ее вид, и педагогическую функцию учителя. Эта деятельность учителя является связующим звеном между теорией и практикой, выпадение которого разрушает всю систему их отношений, сдерживает развитие, как теории, так и практики. Она может существовать как самостоятельная деятельность (и функция), а может проявляться как особая сторона всех других видов деятельности и функций учителя. Исследовательская деятельность и функция учителя есть признанная форма реализации творческого начала. Исследовательская деятельность, что специально доказывается в ряде работ (Н.Д. Волович, Т.Е. Климова, Г.Н. Лицман, Т.Н. Степанова и др.), определяет развитие профессионализма и выполняете нем функцию средства этого развития.
Личностно-профессиональное развитие педагога неразрывно связано с преодолением трудностей, возникающих в работе. Затруднения, как субъективно воспринимаемые человеком состояния остановки или перерыва в деятельности, столкновения с преградой, невозможности перехода к следующему звену деятельности, по мнению А.К. Марковой, в значительной мере обусловлены: недостаточной полнотой и системностью профессиональных знаний, недостаточной рефлексией и низкой критичностью по отношению к себе.
Процесс преодоления трудностей может быть двояким. Во-первых, он может инициировать творческий потенциал личности и процесс профессионально-личностного развития педагога (это определяет показатель зрелости личности, уровень развитости механизмов саморегуляции и т.д.). Во-вторых, (и это более распространенный вариант), при субъективном восприятии «непреодолимости» затруднений педагог задействует механизмы психологической защиты (рационализацию, избегание, отрицание, регрессивное поведение и т.д.)…
Исследовательская деятельность позволяет находить пути конструктивного преодоления трудностей, стимулирует гибкое изменение устаревших представлений о себе и своем труде и обеспечивает переход на более высокий уровень самосознания, т.е. осуществляет психотерапевтическую функцию.
Почему же исследовательски ориентированная педагогическая деятельность выполняет психотерапевтическую функцию?
Во-первых, вступая на творческий путь исследователя, учитель приобщается к новому виду деятельности, который отличается от привычной для него преподавательской работы своими целями, методами и результатами. Когда педагог сталкивается с трудностями в реалиях собственной педагогической практики, ему трудно обнаружить новые возможности, ресурсы, т.к. он находится в одной плоскости с затруднениями, присутствует так называемый эффект «отождествления». В рамках практической психологии одним из важнейших механизмов, позволяющим справится с личностными и профессиональными трудностями, считается выход в позицию «над» - т.е. необходимо «разотождествиться» с той проблемной ситуацией, в которой находится человек; посмотреть на нее со стороны; осмыслить ее с других оснований.
Исследовательская направленность деятельности педагога создает возможность рассматривать собственную практическую педагогическую деятельность отчужденно, а значит, без негативных эмоций (страха, обиды, вины, стыда, раздражения) и деструктивных установок (обесценивания себя как профессионала; недоверие; ощущения некомпетентности, незначимости, непринятия, несправедливого отношения со стороны администрации; обесценивание коллег-педагогов).
В одной из дискуссий, посвященных роли исследовательской деятельности в жизни современного педагога (а сторонники невозможности и ненужности исследований, проводимых школьными учителями и руководителями образовательных учреждений непреклонны в своей позиции), И. Д. Демакова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования заметила, что именно исследовательская деятельность спасла ее в свое время от засасывающей рутины школьной практики 70-х годов, от утраты самоуважения. Еще один пример - педагоги, пришедшие в институт повышения квалификации на занятия школы педагога-исследователя в Красноярский ИПК-РО (в 1 993 году, когда все только начиналось), нашли в ходе бесед яркий образ побудительной причины осваивать исследовательскую деятельность и заниматься ею - «в ситуации, когда все известно, когда «планка требований» к уровню научно-методической подготовки педагога невысока, ты не растешь, а начинаешь под ней сгибаться».
Во-вторых, исследовательская деятельность основывается на базовом психическом процессе - рефлексии. Рефлексия направлена на выявление несовершенств собственной деятельности с целью проблематизации как основания для педагогического исследования. Актуализация рефлексивного отношения к профессиональной деятельности помогает педагогу расширить представление о той ситуации, в которой он находится; понять причины, приведшие его к трудностям; спланировать способы и средства преодоления профессиональных затруднений.
В-третьих, психотерапевтическая функция заложена в самих методах, средствах, которые также использует современная психология и психотерапия: вербализация профессиональных затруднений, актуализация профессиональной мотивации, выявление ценностно-смыслового отношения к исследованию, элементы самодиагностики (построение профессионального образа «Я», групповые дискуссии, решение проблемных ситуаций и т.д.). Кроме того, возникает новое сообщество, где каждый из участников - новичок, практически в равной степени со всеми.
Психотерапевтический вклад исследовательской деятельности состоит еще и в том, что не только ее осуществление, но даже и освоение требует качественно новой профессиональной среды, которая, объединяя людей с повышенной мотивацией на познание, на поиск нового, выводит из прежней рутины. При этом трудно переоценить значение событийности как атрибута нового профессионального - исследовательского сообщества, куда включается педагог и которое он в равной степени формирует. Эмоциональный контекст событийной группы не угнетает, не унижает, а вдохновляет.
В-четвертых, педагогов, принявших решение заниматься исследовательской деятельностью, мы можем охарактеризовать как людей, вышедших на уровень самоактуализации (по классификации потребностей А.Маслоу). В последнее время проведено множество научных исследований о взаимосвязи явления «выгорания» и уровня самоактуализации личности. Доказано, что чем выше уровень самоактуализации личности, тем меньше она подвержена явлению «выгорания». Таким образом, если организовывать процесс подготовки к исследовательской деятельности с намерением повысить уровень самоактуализации личности педагога, то это будет профилактической мерой профессионального «выгорания». Исследовательская практика педагога выводит его за рамки концепции воспроизведения, она «поднимает» педагога, возвышает его.
В-пятых, исследовательскую деятельность можно определить как научное творчество. Представители психоаналитического направления в психотерапии, в частности А. Адлер, рассматривал в своей теории компенсаторную теорию творчества, в соответствии, с которой люди развивают науку, искусство и другие области культуры с целью компенсировать свою неудовлетворенность. В рамках гуманистической и экзистенциальной психологии и психотерапии творчество рассматривается как целительный акт.
Но мнению Р. Мэя, творческий процесс представляет собой способ борьбы против дезинтеграции - борьбы за то, чтобы вызвать к существованию новое бытие, приводящее к гармонии и интеграции. Иными словами, терапия духовной культуры, творческая деятельность заключается в создании чего-то нового, будет ли это вещь внешнего мира или построение ума или чувства, живущие и обнаруживающиеся только в самом человеке.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.