Статья.
Педагогическая проектная деятельность,
как возможность формирования
профессиональной компетентности обучающихся
Пынтя В.В.,
преподаватель ГБПОУ МО
«Московский областной
медицинский колледж № 2»
Коломенский филиал.
Выпускникам средних профессионально образовательных организаций нужны знания не только по выполнению манипуляций с учетом требований санитарно-противоэпидемического режима в ЛПУ, но и по теории сестринского дела, психологии общения, а также умения применить их в своей профессиональной деятельности. Не требует особых доказательств тот факт, что любые знания, полученные в процессе обучения, будут неэффективны без умения применять их на практике, в различных жизненных ситуациях. Создать необходимые условия для решения этой проблемы позволяет организация проектной деятельности. в которую включены не только студенты, но и преподаватели.
Известно, что проект как метод обучения – это совокупность разнообразных приемов и действий обучающихся для достижения задачи, определенной проблемы, значимой для обучения, профессиональной деятельности или социальной жизни, результаты которых оформлены в форме конечного продукта, имеющего практическую значимость.
Одним из вариантов организации проектной деятельности, который реализуется в течение двух учебных лет в Коломенском филиале ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №2», является реализация междисциплинарных проектов, ориентированных на интеграцию учебных предметов, общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей и / или междисциплинарных курсов. К числу таких проектов относятся и педагогические проекты.
При работе над педагогическим проектом обучающиеся и педагоги используют различные педагогические средства и технологии, что, в свою очередь, способствует укреплению их сотрудничества, с одной стороны, и к профессиональному росту преподавателей, с другой.
Как показал наш опыт, участие обучающихся в проектной деятельности способствует реализации приобретенных профессиональных и общих компетенций, а это стимулирует познавательный процесс и желание дополнительно получить новые знания. В свою очередь, преподаватели совершенствуют методические компетенции, повышают психолого-педагогическое мастерство и мотивацию к инновациям в обучении.
В качестве примера педагогического проекта приведем проект «Активные методы обучения на практических занятиях при изучении профессиональных модулей и дисциплин. Профилактика и лечение сахарного диабета», который был реализован в соответствии с планом работы ЦМК профессиональных модулей Коломенского филиала ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 2». В рамках данного проекта преподавателями были разработаны и проведены ряд мероприятий по проблеме сахарного диабета: викторины, интегрированные занятия, конкурсы плакатов и санитарных бюллетеней, студенческой научно- практическая конференция. Кроме того, был проведен конкурс среди обучающихся выпускных групп по специальности 34.02.01. Сестринское дело базовой подготовки на тему: «Использование профессиональных компетенций в сестринском уходе при сахарном диабете».
Цели конкурса:
1. Выявление уровня освоения профессиональных компетенций обучающегося - выпускника специальности 34.02.01 сестринское дело базовой подготовки в части его готовности к профессиональной трудовой деятельности.
2. Создание условий для профессионального роста педагогов.
Задачи конкурса: оценка уровня сформированности у выпускников профессиональных и общих компетенций в части умений:
• представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств,
• осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса,
• применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования,
• соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса,
• понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,
• работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами по роду деятельности,
• брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Филиалы колледжа представили команды обучающихся из 4 (четырех) человек, включая капитана команды.
Преподавателю, сопровождающего команду, предложено было быть членом жюри.
Хронологическая карта конкурса. Время проведения- 90 минут.
№ |
Структурный этап занятия |
Время мин |
Конкретные цели |
Действия члена жюри (содержание) |
Действия обучающегося (планируемый результат) |
1. |
Этап№1 представление эмблемы, названия и девиза команды (до 3 минут на команду). |
10 |
Создание рабочей обстановки, представление команды. |
Оценка команд |
Психологическая готовность студентов к конкурсу |
2. |
Этап№2 Решение проблемно - ситуационной задачи с выполнением необходимой манипуляции (до10 минут на выполнение задания для каждой команды). |
40 |
Демонстрация навыков коммуникации, использование медицинской терминологии. Развитие наблюдательности, внимательности, навыков способности строить логические цепочки. |
Оценка полноты, правильности ответа и выполнения манипуляции в соответствии с чек - листом |
Оценка по чек- листу |
3. |
Этап№3 Викторина по сахарному диабету
|
10 |
Выявление итоговых знаний обучающихся, оценка умения членов команды взаимодействовать в коллективе. |
Оценка верного и быстрого ответа на заданный вопрос. |
Быстрота реакции и верность ответа |
4 |
Этап№4 Диетотерапия при сахарном диабете |
15 |
Определение знаний по подбору перечня продуктов для диабетика в соответствии с диетотерапией и его обоснованием. |
Оценивание знаний по диетическому питанию – стол №9, и профессиональное его представление |
Оценка представления, подбора и сочетание продуктов. |
5. |
Этап №5 Создание памятки |
5 |
Выявление самостоятельности мышления и представления своих знаний, действия. |
Оценка правильности оформления, грамотность, умение коротко излагать необходимую информацию |
Оценка в соответствии с критериями |
8. |
Подведение итогов конкурса |
10 |
Выявить соответствие поставленных и достигнутых целей, оценить эффективность конкурса |
Члены жюри обобщают и оценивают работу обучающихся, акцентируя внимание на результатах профессиональной деятельности и достижении целей конкурса, выставляют общую оценку. |
Корректируют свои знания. Участвуют в подведении итогов, анализируют конкурс |
Перед началом конкурса между капитанами команд была проведена жеребьевка для установления очередности участия команд в конкурсе.
Конкурс прошел в несколько этапов:
Этап №1: Представление эмблемы, названия и девиза команды.
Каждая команда представила свою эмблему, девиз и название представил в соответствии с полученной очередностью. В оценку данного этапа конкурса входило: приветствие (название команды, девиз - соответствие теме конкурса), защита эмблемы (соответствие тематике, оригинальность, красочность оформления).
Кроме представляемых элементов этапа оценивались внешний вид членов команд (внешний вид в соответствии с требованиями дресс - кода медицинского работник, опрятность)
После первого этапа команды были переформированы, все члены команд за исключением капитанов команд путем жеребьевки сформировали команды с новым, смешанным составом, в которой им предстояло продолжить участие в конкурсе. Таким образом, команды стали состоять из обучающихся различных филиалов. Это показало способность обучающихся работать в новых условиях, их умение работать в команде, активно сотрудничать.
Этап №2. Решение проблемно-ситуационной задачи на тему сахарного диабета, которую представил подготовленный статист из числа обучающихся младшего курса. (Задача: Пациент 35 лет, находится на стационарном лечении в эндокринологическом отделении с диагнозом сахарный диабет I типа.
Жалобы на сухость во рту, жажду, учащенное мочеиспускание, зуд кожных покровов, общую слабость.
В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Встривожен, плохо спит, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое будущее.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, сухие со следами расчесов, подкожно-жировая клетчатка выражена слабо. Язык сухой. Пульс - 88 уд/мин., АД -140/90 мм рт. ст., ЧДД - 16 в мин.).
Заданием было выполнение необходимой манипуляции – обучение пациента методике введения инсулина с помощью шприц - ручки. Оценка выполнения задания членами жюри производилась по предложенному чек - листу.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (ЧЕК-ЛИСТ)
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки
Дата «__» ____________ 20__ г. Номер аккредитуемого ______
Проверяемый практический навык:
обучение пациента применению шприц - ручки с инсулином
№п/п |
Перечень практических действий |
Форма представления |
Отметка о выполнении да/нет |
1. |
Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль |
Сказать |
|
2. |
Попросить пациента представиться |
Сказать |
|
3. |
Сверить ФИО пациента с медицинской документацией |
Сказать |
|
4. |
Сообщить пациенту о назначении врача |
Сказать |
|
5. |
Объяснить ход и цель процедуры |
Сказать |
|
6. |
Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру |
Сказать |
|
7. |
Предложить или помочь пациенту занять удобное положение сидя |
Сказать |
|
|
Подготовка к проведению процедуры |
|
|
8. |
Достать шприц-ручку из футляра и снять колпачок |
Выполнить/Сказать |
|
9. |
Проверить название, срок годности |
Выполнить/Сказать |
|
10. |
Убедиться в наличие картриджа (флакон-гильза) инсулина в резервуаре, при необходимости вставить его |
Выполнить/Сказать |
|
11. |
Установить новую стерильную иглу, сняв защитную упаковку и колпачок |
Выполнить/Сказать |
|
12. |
Обработать руки гигиеническим способом |
|
|
|
Выполнение процедуры |
|
|
13. |
Взболтать инсулиновое содержимое |
Выполнить |
|
14. |
Проверить проходимость иглы, установив на регуляторе шприц- ручки одну единицу и нажать на него, в следствии чего на конце иглы должна появиться капля лекарственного вещества. |
Выполнить/Сказать |
|
15. |
Установить требуемую дозировку с помощью регулятора шприц - ручки |
Выполнить/Сказать |
|
16. |
Объяснить правила выбора мест введения |
Сказать |
|
17. |
Осмотреть и выбрать место введения |
Выполнить/Сказать |
|
18. |
Собрать кожу в складку и осуществить инъекцию. Постановка устройства под углом 90 градусов с легким нажатием кнопки регулятора |
Выполнить/Сказать |
|
19. |
Для предотвращения вытекания лекарства после нажатия на клавишу, иглу удержать 10 секунд в кожной складке. |
Выполнить/Сказать |
|
|
Завершение процедуры |
|
|
20. |
Использованную иглу поместить в отходы класса «Б» |
Выполнить |
|
21. |
Объяснить пациенту о необходимости смены иглы после каждой инъекции |
Сказать |
|
22. |
Снять перчатки |
Выполнить |
|
23. |
Поместить перчатки в емкость для отходов класса «Б» |
Выполнить |
|
24. |
Обработать руки гигиеническим способом |
Сказать |
|
25. |
Узнать у пациента его самочувствие |
Сказать |
|
26. |
Убедиться, что пациент усвоил информацию |
Сказать |
|
27. |
Сделать соответствующую запись о результатах процедуры в журнал учета процедур |
Выполнить/Сказать |
|
ФИО члена жюри ______/ /
Количество выполненных пунктов задания по чек- листу были переведены в баллы: 27-26 = «5» (100-90%), 25-23= «4» (89-80%), 22- 20= «3» (79-70%), 19 и менее = «2» (69% и менее).
Этап №3. Викторина по сахарному диабету, по типу блиц - турнира.
Обучающимся были предложены вопросы с тремя вариантами ответов. Вопросы касались этиологии сахарного диабета, анатомических структур, вырабатывающих инсулин, нормальных показателях сахара в различных возрастных периодах, диагностические методы сахарного диабета, осложнения заболевания, профилактика диабета и др.
В данном этапе оценивалась быстрота и правильность ответа от команды. Поднятый номер команды означал готовность команды к ответу.
Этап №4. Диетотерапия при сахарном диабете. По два человека из каждой команды должны были собрать продуктовую корзину диабетика и обосновать ее состав. Идентичные, максимально полные наборы продуктов были представлены каждой команде, в состав которых входили различные виды мяса и мясные изделия, молочные продукты, крупы, разнообразный ассортимент хлебо- булочных изделий, овощи, фрукты, масла животного и растительного происхождения, разные напитки, сахар, мед. Продукты были изображены на цветных карточках.
Данный этап оценивался по следующим критериям: правильность подбора и обоснование состава продуктовой корзины для диабетического стола. ( Соблюдение требований диетического стола: набор продуктов, совместимость продуктов, сочетание продуктов, представление, аннотация подбора продуктов ).
Этап №5 Создание памятки. Оставшиеся два члена команды составили памятку для пациента по использованию глюкометра в домашних условиях, которую предоставили для оценки членам жюри.
Критерии оценки памятки:
• правильность выполнения задания в соответствии с эталоном.
• уровень использования информационных, компьютерных технологий при оформлении заданий.
• самостоятельность и креативность выполнения заданий.
• аккуратность представления заданий, четкость в их систематизации.
Оценка «отлично» ставится если памятка оформлена в соответствии с методическим требованиями, содержит достаточный объем достоверной, актуальной информации, использованы качественные иллюстрации
Оценка «хорошо» ставится, если имеются незначительные недочеты в оформлении памятки, например, не убраны границы таблицы, недостаточно иллюстраций или они плохого качества.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если помимо недочетов в оформлении памятка содержит устаревший материал, недостаточное количество иллюстраций, избыточное количество общих фраз без конкретных рекомендаций.
Право оценивать все этапы конкурса, было предоставлено жюри в составе независимых экспертов от ГБУЗ МО Коломенская центральная районная больница, представителя Коломенского филиала (преподавателя модулей) и преподавателей, сопровождающих команды на конкурс.
Каждому члену жюри для работы были предложены ведомости в следующем формате.
№ п/п |
Груп-па |
Приветст-вие (название команды, девиз (соответствие теме конкурса) Защита эмблемы (соответствие, тематике, оригинальность, красочность оформления) Внешний вид (мед. форма (полное соответствие), опрятный вид) 1-3 балла |
1 этапа (самая оригинальная, интеллектуальная , креативная , творческая).
|
Этапы конкурса 2,3,4,5 |
Итог конкурса |
|||
Манипуля-ция
1-5 бал лов |
Виктори-на
Количество правильных ответов |
Диетичес-кая корзина
1-3 балла |
Памятка
1-5 баллов |
|||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Член жюри :______________/ /
Каждый из этапов конкурса оценивался определенным количеством баллов.
Проведя конкурс, мы пришли к выводу, что он предоставил реальную возможность обучающимся эффективно общаться друг с другом, работать в коллективе, команде; брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий. Одновременно конкурс показал. насколько выпускники овладели умениями объяснять суть вмешательств, представлять информацию в понятном виде для пациента, осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. Можно говорить и о том, что будущие специалисты еще раз утвердились в понимании сущности и социальной значимости своей будущей профессии.
Конкурс прошел, что называется, «на одном дыхании», организованно и познавательно. Все участники конкурса получили сертификаты, а победителям были вручены дипломы.
Кроме представленных реализованных этапов проектной деятельности, как завершающее мероприятие, ожидается проведение интегрированной студенческой научно-практической конференции профилактической направленности. Данное мероприятие будет проводиться с участием других ЦМК, занимавшихся проектной деятельностью другой тематики также в течение двух учебных лет.
Список использованных источников:
• Зверева Н.А. Применение современных педагогических технологий в СПО // Сборник материалов Второй международной научной конференции «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015 г.)
• Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов/ Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998г
• Лазутченко Е.Г. Образовательные технологии подготовки специалистов СПО. Методическое пособие. – Санкт – Петербург, 2014.
• Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие.– М.: Народное образование, 1996.
• http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html Современные педагогические технологии
• http://www.mgopu.ru/ininfo/s2_edu-tech.htm Образовательные технологии
• http://stunix.uni.udm.ru~collor/sem_htm/Pedt_t.shtml Педагогические технологии
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.