Статья. Педагогическая проектная деятельность, как возможность формирования профессиональной компетентности обучающихся
Оценка 4.8

Статья. Педагогическая проектная деятельность, как возможность формирования профессиональной компетентности обучающихся

Оценка 4.8
docx
03.07.2020
Статья. Педагогическая  проектная деятельность,  как возможность  формирования   профессиональной  компетентности   обучающихся
статья о конкурсе м-с.docx

 

Статья.

Педагогическая  проектная деятельность,

как возможность  формирования 

профессиональной  компетентности   обучающихся

         Пынтя В.В.,

преподаватель ГБПОУ МО

 «Московский областной

медицинский колледж

 Коломенский филиал.

 

          Выпускникам средних профессионально образовательных организаций нужны знания не только по выполнению манипуляций с учетом требований   санитарно-противоэпидемического режима в ЛПУ, но и по теории сестринского дела, психологии общения, а также умения применить их в своей профессиональной деятельности. Не требует особых доказательств тот факт, что любые знания, полученные в процессе обучения, будут неэффективны без умения применять их на практике, в различных жизненных ситуациях.  Создать необходимые условия для  решения этой проблемы  позволяет  организация проектной деятельности. в которую включены не только  студенты, но и преподаватели.

          Известно, что проект как метод обучения – это совокупность разнообразных приемов и действий обучающихся для достижения задачи, определенной проблемы, значимой для обучения, профессиональной деятельности или социальной жизни,  результаты которых  оформлены  в  форме   конечного продукта, имеющего практическую значимость.

         Одним   из вариантов   организации проектной деятельности, который реализуется в течение двух учебных лет в Коломенском  филиале  ГБПОУ МО  «Московский областной медицинский колледж 2», является реализация  междисциплинарных проектов, ориентированных на  интеграцию   учебных предметов,  общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей   и / или междисциплинарных  курсов.  К числу таких проектов относятся и педагогические проекты.

          При работе над педагогическим проектом обучающиеся и педагоги используют различные педагогические средства и технологии, что, в свою очередь, способствует укреплению их сотрудничества, с одной стороны,  и к профессиональному росту преподавателей, с другой.

          Как показал наш опыт,  участие обучающихся в проектной деятельности способствует реализации приобретенных профессиональных и общих компетенций, а это стимулирует познавательный процесс и желание дополнительно получить новые знания. В свою очередь, преподаватели совершенствуют методические компетенции, повышают психолого-педагогическое мастерство и  мотивацию к инновациям в обучении.

          В качестве примера педагогического проекта приведем проект «Активные методы обучения на практических занятиях при изучении профессиональных модулей и дисциплин. Профилактика и лечение сахарного диабета», который был реализован в соответствии с планом работы ЦМК профессиональных модулей Коломенского филиала ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж 2». В рамках  данного проекта преподавателями были разработаны и проведены ряд мероприятий по проблеме сахарного диабета:  викторины, интегрированные занятия, конкурсы плакатов и санитарных бюллетеней, студенческой научно- практическая  конференция. Кроме того, был проведен конкурс среди обучающихся  выпускных групп по специальности 34.02.01. Сестринское дело базовой подготовки на тему: «Использование профессиональных компетенций в сестринском уходе при сахарном диабете».

          Цели конкурса:

1.   Выявление уровня освоения профессиональных компетенций обучающегося - выпускника специальности 34.02.01 сестринское дело базовой подготовки в части его готовности к профессиональной трудовой  деятельности.

2.   Создание условий для профессионального роста педагогов.

          Задачи конкурса: оценка уровня сформированности у выпускников   профессиональных и общих компетенций  в части умений:

представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств,

осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса,

применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования,

соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса,

понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,

работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами по роду деятельности,

брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

       Филиалы колледжа представили  команды    обучающихся из 4 (четырех) человек, включая капитана команды.

          Преподавателю, сопровождающего команду, предложено было быть членом жюри.

Хронологическая карта конкурса. Время проведения- 90 минут.

Структурный этап занятия

Время

мин

Конкретные цели

Действия члена жюри (содержание)

Действия обучающегося (планируемый результат)

1.

Этап1 представление эмблемы, названия и девиза команды (до 3 минут на команду).

 

10

Создание рабочей обстановки, представление команды.

Оценка команд

Психологическая готовность студентов к конкурсу

2.

Этап2 Решение проблемно - ситуационной задачи с выполнением необходимой манипуляции (до10 минут на выполнение задания для каждой команды).

40

Демонстрация навыков коммуникации, использование медицинской терминологии. Развитие наблюдательности, внимательности,  навыков способности строить логические цепочки.

Оценка полноты,  правильности

ответа и выполнения манипуляции   в соответствии с

чек - листом

Оценка по чек- листу

3.

Этап3 Викторина по сахарному диабету

 

10

Выявление итоговых знаний обучающихся,

 оценка умения членов команды взаимодействовать в        коллективе.

Оценка верного и быстрого ответа на заданный вопрос.

Быстрота реакции и верность ответа

4

Этап4 Диетотерапия при сахарном диабете

15

Определение знаний по подбору перечня продуктов для диабетика  в соответствии с диетотерапией и  его обоснованием.

Оценивание знаний по диетическому питанию – стол 9, и профессиональное его представление

Оценка представления, подбора и сочетание продуктов.

5.

Этап 5  Создание памятки

     5

Выявление самостоятельности мышления и представления своих знаний, действия.

Оценка правильности оформления, грамотность, умение коротко излагать необходимую информацию

 Оценка в соответствии с критериями

8.

Подведение итогов конкурса

10

Выявить соответствие поставленных и достигнутых целей, оценить эффективность конкурса

Члены жюри обобщают и оценивают работу обучающихся, акцентируя внимание на результатах профессиональной деятельности и достижении целей конкурса, выставляют общую оценку.

Корректируют свои знания.

Участвуют в подведении итогов, анализируют конкурс

 

          Перед началом конкурса между капитанами команд была проведена жеребьевка для установления очередности участия команд в конкурсе.

           Конкурс прошел в несколько этапов:

Этап 1:   Представление эмблемы, названия и девиза команды.

         Каждая команда представила свою эмблему, девиз и название представил в соответствии с полученной очередностью. В оценку данного этапа конкурса входило: приветствие (название команды, девиз - соответствие теме конкурса), защита эмблемы (соответствие тематике, оригинальность, красочность оформления).

         Кроме представляемых элементов этапа оценивались внешний вид членов команд (внешний вид в соответствии с требованиями дресс - кода медицинского работник, опрятность)

          После первого этапа команды были переформированы,  все члены команд за исключением капитанов команд путем жеребьевки сформировали команды с новым, смешанным составом, в которой им предстояло продолжить участие в конкурсе. Таким образом, команды стали состоять из обучающихся различных филиалов. Это показало способность обучающихся работать в   новых условиях, их умение работать в команде, активно сотрудничать.

Этап 2. Решение проблемно-ситуационной задачи на тему сахарного диабета, которую представил подготовленный статист из числа обучающихся младшего курса. (Задача: Пациент 35 лет, находится на стационарном лечении в эндокринологическом отделении с диагнозом сахарный диабет I типа.

Жалобы на сухость во рту, жажду, учащенное мочеиспускание, зуд кожных покровов, общую слабость.

В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Встривожен, плохо спит, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое будущее.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, сухие со следами расчесов, подкожно-жировая клетчатка выражена слабо. Язык сухой.  Пульс - 88 уд/мин.,  АД -140/90 мм рт. ст.,  ЧДД - 16 в мин.). 

         Заданием было выполнение необходимой манипуляции – обучение пациента методике введения инсулина с помощью шприц - ручки. Оценка выполнения задания членами жюри производилась по предложенному чек - листу.

                         ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (ЧЕК-ЛИСТ)

        Специальность: 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки

  Дата «__» ____________ 20__ г.                        Номер аккредитуемого ______

Проверяемый практический навык:

обучение пациента применению шприц - ручки с инсулином

п/п

Перечень практических действий

Форма представления

Отметка о выполнении да/нет

1.

Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль

Сказать

 

2.

Попросить пациента представиться

Сказать

 

3.

Сверить ФИО пациента с медицинской документацией

Сказать

 

4.

Сообщить пациенту о назначении врача

Сказать

 

5.

Объяснить ход и цель процедуры

Сказать

 

6.

Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру

Сказать

 

7.

Предложить или помочь пациенту занять удобное положение сидя

Сказать

 

 

Подготовка к проведению процедуры

 

 

8.

Достать шприц-ручку из футляра и снять колпачок

Выполнить/Сказать

 

9.

Проверить название, срок годности

Выполнить/Сказать

 

10.

Убедиться в наличие картриджа (флакон-гильза) инсулина в резервуаре, при необходимости вставить его

Выполнить/Сказать

 

11.

Установить новую стерильную иглу, сняв защитную упаковку и колпачок

Выполнить/Сказать

 

12.

Обработать руки гигиеническим способом

 

 

 

Выполнение процедуры

 

 

13.

Взболтать инсулиновое содержимое

Выполнить

 

14.

Проверить проходимость иглы, установив на регуляторе шприц- ручки одну единицу и нажать на него, в следствии чего на конце иглы должна появиться капля лекарственного вещества.

Выполнить/Сказать

 

15.

 Установить требуемую дозировку с помощью регулятора шприц - ручки

Выполнить/Сказать

 

16.

Объяснить правила выбора мест введения

Сказать

 

17.

Осмотреть и выбрать место введения

Выполнить/Сказать

 

18.

Собрать кожу в складку и осуществить инъекцию. Постановка устройства под углом 90 градусов с легким нажатием кнопки регулятора

Выполнить/Сказать

 

19.

Для предотвращения вытекания лекарства после нажатия на клавишу, иглу удержать 10 секунд в кожной складке.

Выполнить/Сказать

 

 

Завершение процедуры

 

 

20.

Использованную иглу поместить в отходы класса «Б»

Выполнить

 

21.

Объяснить пациенту о необходимости  смены иглы после каждой инъекции

Сказать

 

22.

Снять перчатки

Выполнить

 

23.

Поместить перчатки в емкость для отходов класса «Б»

Выполнить

 

24.

Обработать руки гигиеническим способом

Сказать

 

25.

Узнать у пациента его самочувствие

Сказать

 

26.

Убедиться, что пациент усвоил информацию

Сказать

 

27.

Сделать соответствующую запись о результатах процедуры в журнал учета процедур

Выполнить/Сказать

 

 

ФИО члена жюри ______/                            /

          Количество выполненных пунктов задания по чек- листу были переведены в баллы:  27-26 = «5» (100-90%),  25-23= «4» (89-80%),   22- 20= «3» (79-70%), 19 и менее = «2» (69% и менее).

          Этап 3. Викторина по сахарному диабету, по типу блиц - турнира.

Обучающимся были предложены вопросы с тремя вариантами ответов. Вопросы касались этиологии сахарного диабета, анатомических структур, вырабатывающих инсулин, нормальных показателях сахара в различных возрастных периодах, диагностические методы сахарного диабета, осложнения заболевания, профилактика диабета и др.

В данном этапе оценивалась быстрота и правильность ответа от команды. Поднятый номер   команды означал готовность команды к ответу.

          Этап 4. Диетотерапия при сахарном диабете. По два человека из каждой команды должны были собрать продуктовую корзину диабетика и обосновать ее состав. Идентичные, максимально полные наборы продуктов были представлены каждой команде, в состав которых входили различные виды мяса и мясные изделия, молочные продукты, крупы, разнообразный ассортимент хлебо- булочных изделий, овощи, фрукты, масла животного и растительного происхождения, разные напитки, сахар, мед. Продукты были изображены на цветных карточках.

          Данный этап оценивался по следующим критериям: правильность подбора и обоснование состава продуктовой корзины для диабетического стола. ( Соблюдение требований диетического стола: набор продуктов, совместимость продуктов, сочетание продуктов, представление, аннотация подбора продуктов ).

          Этап 5  Создание памятки. Оставшиеся два члена команды составили    памятку для пациента по использованию глюкометра в домашних условиях, которую предоставили для оценки  членам жюри.

Критерии оценки памятки:

         правильность выполнения задания в соответствии с эталоном.

         уровень использования информационных, компьютерных технологий при оформлении заданий.

         самостоятельность и креативность  выполнения заданий.

         аккуратность представления заданий, четкость в их систематизации.

Оценка «отлично» ставится если памятка оформлена в соответствии с методическим требованиями, содержит достаточный объем достоверной, актуальной информации, использованы качественные иллюстрации

Оценка «хорошо» ставится, если имеются незначительные недочеты в оформлении памятки, например, не убраны границы таблицы, недостаточно иллюстраций или они плохого качества.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если помимо недочетов в оформлении памятка содержит устаревший материал, недостаточное количество  иллюстраций, избыточное количество общих фраз без конкретных рекомендаций.

           Право  оценивать все этапы конкурса, было предоставлено жюри в составе независимых экспертов от ГБУЗ МО Коломенская центральная районная больница, представителя Коломенского филиала (преподавателя модулей) и преподавателей, сопровождающих команды на конкурс.

           Каждому члену жюри для работы были предложены ведомости в следующем формате.

п/п

Груп-па

Приветст-вие (название команды, девиз (соответствие теме конкурса)

Защита эмблемы (соответствие, тематике, оригинальность, красочность оформления) Внешний вид (мед. форма (полное соответствие), опрятный вид)

1-3 балла

1 этапа (самая оригинальная, интеллектуальная , креативная , творческая).

 

Этапы конкурса

2,3,4,5

 Итог

 конкурса

Манипуля-ция

 

 

 

1-5 бал

лов

Виктори-на

 

Количество правильных ответов

Диетичес-кая корзина

 

1-3 балла

Памятка

 

1-5 баллов

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Член жюри :______________/                               /  

          Каждый из этапов конкурса оценивался определенным количеством баллов.             

        Проведя конкурс, мы пришли к выводу, что он предоставил реальную возможность обучающимся эффективно общаться друг с другом,  работать в коллективе, команде; брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий. Одновременно конкурс показал. насколько  выпускники овладели умениями объяснять суть вмешательств,  представлять информацию в понятном виде для пациента, осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. Можно говорить и о том, что будущие специалисты  еще раз утвердились в понимании  сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

        Конкурс прошел, что называется, «на одном дыхании», организованно и познавательно. Все участники конкурса получили сертификаты, а победителям  были вручены   дипломы.

        Кроме представленных реализованных этапов проектной деятельности, как завершающее мероприятие, ожидается проведение интегрированной студенческой научно-практической конференции профилактической направленности. Данное мероприятие будет проводиться с участием других ЦМК, занимавшихся проектной деятельностью другой тематики также в течение двух учебных лет.

 

 

 

Список использованных источников:

        Зверева Н.А. Применение современных  педагогических технологий в СПО // Сборник материалов Второй международной научной  конференции «Инновационные  педагогические технологии»  (Казань, май 2015 г.)

        Селевко Г.К. Современные  образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов/ Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998г

        Лазутченко Е.Г. Образовательные технологии подготовки специалистов СПО. Методическое пособие. – Санкт – Петербург, 2014.

        Чошанов М.А.  Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие.– М.: Народное образование, 1996.

        http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html  Современные педагогические технологии

        http://www.mgopu.ru/ininfo/s2_edu-tech.htm   Образовательные технологии

        http://stunix.uni.udm.ru~collor/sem_htm/Pedt_t.shtml  Педагогические технологии

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Статья. Педагогическая проектная деятельность, как возможность формирования профессиональной компетентности обучающихся

Статья. Педагогическая проектная деятельность, как возможность формирования профессиональной компетентности обучающихся

К числу таких проектов относятся и педагогические проекты

К числу таких проектов относятся и педагогические проекты

Создание условий для профессионального роста педагогов

Создание условий для профессионального роста педагогов

Создание рабочей обстановки, представление команды

Создание рабочей обстановки, представление команды

Этап № 5 Создание памятки 5

Этап № 5 Создание памятки 5

Этап № 2. Решение проблемно-ситуационной задачи на тему сахарного диабета, которую представил подготовленный статист из числа обучающихся младшего курса

Этап № 2. Решение проблемно-ситуационной задачи на тему сахарного диабета, которую представил подготовленный статист из числа обучающихся младшего курса

Сообщить пациенту о назначении врача

Сообщить пациенту о назначении врача

Узнать у пациента его самочувствие

Узнать у пациента его самочувствие

Этап № 5 Создание памятки

Этап № 5 Создание памятки

Груп-па Приветст-вие (название команды, девиз (соответствие теме конкурса)

Груп-па Приветст-вие (название команды, девиз (соответствие теме конкурса)

ЦМК, занимавшихся проектной деятельностью другой тематики также в течение двух учебных лет

ЦМК, занимавшихся проектной деятельностью другой тематики также в течение двух учебных лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2020