Статья
«Я тебя ненавижу»
(«По следам моих психологических консультаций…» или «Несколько «почему?», на которые нужно ответить каждому взрослому…»)
Дети и родители… Это, казалось бы, самые близкие и родные люди… Это связь на биологическом уровне… Это безусловная любовь, которая пронизывает всё, что связано с понятием «родитель – ребенок». Но все чаще, в последнее время, рефреном звучат фразы, как со стороны детей, так и со стороны родителей: «я их ненавижу», «мне хочется избить ее до полусмерти», «лучше бы я оставила его в роддоме», «пусть отдадут меня в приют или детский дом, все равно я им не нужен», «они называют меня глупой, тупой тварью»…
Что это? Кризис человеческих отношений, ожесточение душ, запуск программы на самоуничтожение человечества?
Дети и подростки живут в своем замкнутом мире, куда не допускают своих родителей. А почему? Почему девочка, подвергшаяся изнасилованию в 13 лет, не рассказывает об этом своим родителям, а живет с этим страшным душевным и физическим грузом 3 года, нанося себе порезы и повреждения, чтобы уменьшить свою боль, а мать с отцом об этом ни сном, ни духом? Но зато требуют от нее полного подчинения своим требованиям, отличной учебы, ругая даже за «4», планируют ее дальнейшую жизнь по своему сценарию, не удосуживаясь спросить, почему девочка часто плачет, почему она за последнее время похудела, почему у нее нет аппетита, и она плохо спит? Почему они просто не берут ее за руку и не ведут к врачу, чтобы узнать, что с их ребенком происходит, отчего она так сильно изменилась и внутренне, и внешне? А, может быть, они просто не замечают этого, потому что заняты только собой, своими чаяниями, своими желаниями и заботами, где нет места их дочери или сыну. Может быть для них важнее войти в соцсети и просидеть там весь вечер, не удосужившись не только поговорить со своим ребенком, но даже не позаботившись о том, что он сегодня будет есть на ужин, переложив эту обязанность на свое чадо? Почему они не хотят слушать, что чувствует их ребенок по поводу происходящего в семье, что волнует дочку или сына, какие проблемы у них в учебе, в общении с ними – родителями, в общении со сверстниками, в восприятии окружающего мира, чем они могут помочь своим детям, как могут поддержать?
Почему в час ночи на линии экстренной психологической помощи раздается звонок и 14-летний подросток говорит, что он ушел из дома. И сейчас он направляется к ближайшей 9-ти этажке, чтобы свести счеты с жизнью, потому что такая жизнь ему надоела. Пьяный отец все время кричит на него и обещает убить. А зачем ждать, когда убьют, зачем бояться очередного пьяного дебоша? Ведь можно пойти и сделать это самому, и все закончится: и унижения, и страх, и душевная боль…
Уважаемые взрослые (ведь вы требуете к себе уважения и от других людей, и от своих детей), а вам не страшно читать эти строчки, а вы уверены, что своим поведением, своим безразличием, своим ничегонепредприниманием, своим нежеланием или неумением услышать и понять самого близкого и родного человека – своего ребенка, вы не толкаете тем самым его к краю бездны, когда уже ничего нельзя будет исправить, когда станет неважным, сколько у него было «двоек» или «пятерок» в дневнике, мог он подтянуться на перекладине 20 раз или подпрыгнуть и зафиксироваться на ней даже не мог, такой же он хваткий по жизни, как вы, или слишком мягок и не сможет стать крутым бизнесменом, но сможет стать честным работником среднего звена, или будет лечить зверушек в государственной ветлечебнице. Вам не страшно, что в один момент может рухнуть все?.. И ничего уже нельзя будет исправить…
А школа, где дети и подростки проводят немалую часть своей жизни… Почему дети в школе оказываются один на один с троллями-одноклассниками, а учителя совершенно не обращают на это внимание? Дорогие учителя, социальные работники, психологи, работающие в школе, почему считается нормальным, когда одни дети гнобят, унижают других, а вы делаете вид, что ничего не происходит, что это безобидная игра, которая никому не мешает и что обращать на это внимание не нужно… Само рассосется… Вы думаете, что само рассосется?.. Ничего подобного, не рассосется… Детей нужно воспитывать, детям нужно прививать уважение к общечеловеческим ценностям, а к ним относятся и человеческая жизнь, и человеческое достоинство, и право на самоопределение и на уважение… И никто не имеет права глумиться над человеком, загонять его в угол, называть его изгоем, даже если кому-то кажется, что он не такой как все.
Уважаемые учителя, почему идет такое нагнетание страстей вокруг сдачи ОГЭ и ЕГЭ? Преподаватели школ уже в сентябре-октябре доводят накал страстей по поводу этих событий до такой степени, что дети находятся в состоянии затянувшейся депрессии и из-за их ощущения, что им никогда не сдать эти экзамены, что они полные бездари и тупицы, и что 8 или 10 лет, проведенные в школе, были пустыми страницами в их жизни, то ли в силу их слабоумия, то ли в силу патологической лени…
Дорогие взрослые, то что сейчас было описано, это маленькая часть того айсберга, что находится на поверхности над водой. А ведь есть еще та часть, что находится под водой. И это огромный груз, который тоже давит на вашего ребенка. Он взрослеет, меняется его гормональный фон, с ним что-то происходит, но он не всегда понимает, что именно. Настроение меняется с молниеносной быстротой, он перестает воспринимать нормально свою внешность, то у него вдруг оказывается очень большим нос, то – слишком длинными руки, то, по его мнению, он похож на хлюпика, поэтому Наташка из соседнего подъезда предпочла пойти в кино с его лучшим другом. И в один день он потерял девушку «всей его жизни» и лучшего друга… И, поверьте, эти переживания стоят ему очень дорого… И это очень больно для вашего ребенка… А вы об этом знаете?.. Ваш сын или ваша дочь может вот так просто прийти к вам и сказать: «Мам (или пап), мне сейчас так плохо (или хреново), поговори со мной… Не знаю, как из этой ситуации выбраться…»? Если – да, то еще не все потеряно… А если – нет, то что-то не так в вашем королевстве, скорее всего, там много «кривых зеркал», которые заслоняют собой что-то очень важное в вашей жизни…
Уважаемые взрослые, давайте задумаемся, что происходит с нами и нашими детьми? Не пора ли остановиться и оглянуться вокруг себя? Мы хотим извести наше подрастающее поколение, как ненужный элемент нашего общества, подрубить его под корень? Чего мы добиваемся нашим безразличным, безрассудным поведением? Зачем мы это делаем? Ведь дети – это цветы жизни, и… не только тогда, «когда они растут в чужом огороде».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.