Статья по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"
Оценка 5

Статья по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"

Оценка 5
docx
06.06.2022
Статья по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"
Статья_Никитина_Легарева.docx

Учитель информатики МБОУ «Гимназия № 4» Никитина Татьяна Юрьевна

Учитель информатики МБОУ «СШ № 17 им. Героя Российской Федерации      А.Б. Буханова» г. Смоленска Легарева Татьяна Викторовна

Формирование функциональной грамотности на уроках информатики

С 2000 года Россия стала участвовать в международных исследованиях PISA – Program for International Student Assessment, направленных на получение данных для сравнительной оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся. В большинстве стран именно к этому возрасту заканчивается базовое обучение школьников. Эти исследования проводятся 1 раз в 3 года.

В исследование PISA включены задания разного типа. Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни – это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.

Задания PISA проверяют не заученный материал по различным предметам, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия. Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие каких-то предметов. В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения. В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.

Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими. Но надо признать, что в последнее время нашей стране всё-таки удалось их немного улучшить. Российское Министерство образования решило сделать приоритетными другие направления учебной деятельности и объявило, что коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность станут ключевыми навыками, развитию которых должно способствовать обучение в школе.

Базовое положение Образовательных стандартов второго поколения заключается в формировании у школьников универсальных учебных действий (УУД) – функциональной грамотности.

В функциональную грамотность включается языковая грамотность, компьютерная, правовая, гражданская, экологическая, информационная и деятельностная.

С позиции учителя информатики в большей степени нас будет интересовать информационная и компьютерная грамотность.

Информационная грамотность человека – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена (определение выработано Международной ассоциацией школьных библиотек – IASL).

Компьютерная грамотность – это наличие знаний и умений работать с информацией с помощью современного инструмента: компьютер.

Процесс формирования функциональной грамотности носит непрерывный характер и присутствует при изучении любого курса.

В современном мире информация становится главным ресурсом общества, а компьютер главным орудием построения информационного общества. Совершенствование персонального компьютера и разработка программного обеспечения способствуют быстрому внедрению компьютера во многие сферы жизнедеятельности. Таким образом, овладение информационной и компьютерной грамотностью является необходимым условием для нормального существования человека в современном обществе. 

У учителя информатики есть широкие возможности и необходимый инструментарий для формирования информационной и компьютерной грамотности. Многие темы из курса информатики 5-11 классов напрямую связаны с информационно-коммуникационными технологиями.

Для эффективного формирования функциональной грамотности на уроках информатики необходимо использовать методы активного обучения на основе реальных ситуаций. Ярким примером таких методов является метод проектов. Потому что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не только в русле учебного предмета.

Возможности учителей информатики шире, чем у других учителей-предметников, т.к. одним из основных инструментов работы на уроках является компьютер и его программное обеспечение. При работе с компьютером наглядно происходит связь теории и практики, повышается мотивация к изучению предмета.

Уже начиная с 5-го класса обучающимся предлагаются задания, требующие выполнение различных действий с информацией: поиск, отбор, обработка и т.д.

Примером может служить задание на тему "Обработка информации".

Обучающимся предлагается выписать в тетрадь названия пяти европейских государств в алфавитном порядке, указав столицы каждого государства. Задание оформляется в форме таблицы с использованием текстового процессора. При выполнении данного задания у обучающихся появляется возможность не только самостоятельно решить задачу поискового характера, но и систематизации информации различными способами, т.к. во второй части задания детям предлагается изменить порядок расположения государств, разместив в алфавитном порядке столицы государств.

Планируемые образовательные результаты: предметные – представление о поиске информации как информационной задаче; метапредметные – умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации; личностные – первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее использования.

Решаемые учебные задачи: 1) закрепление представлений учащихся об обработке информации, не изменяющей ее содержания; 2) сформировать у учащихся практические навыки поиска информации в сети Интернет и сохранения найденной информации.

В 7-ом классу в рамках изучения темы "Обработка текстовой информации" обучающиеся выполняют оформление реферата «История развития компьютерной техники».

Планируемые образовательные результаты: предметные – умения работы с несколькими текстовыми файлами; умения стилевого форматирования; умения форматирования страниц текстовых документов; метапредметные – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки оформления реферата; личностные – понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков создания текстовых документов на компьютере.

Решаемые учебные задачи: 1) рассмотрение правил оформления реферата; 2) оформление реферата «История развития компьютерной техники».

Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.


 

Учитель информатики МБОУ «Гимназия № 4»

Учитель информатики МБОУ «Гимназия № 4»

Информационная грамотность человека – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена (определение…

Информационная грамотность человека – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена (определение…

ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации; личностные – первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических…

ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации; личностные – первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2022