Статья по теме: «Формирование (УУД) во внеурочной деятельности»
Учебные Универсальные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной и внеучебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.
Учебные Универсальные действия:
-личностные
-регулятивные
-познавательные
-коммуникативные
Цели УУД:
-воспитывать культуру общения;
-воспитывать любовь и уважение к окружающим;
-сблизить и сплотить детский коллектив:
-развивать адекватную самооценку у школьников;
-научить анализу собственных действий и поступков;
-научить планированию действий;
-развивать устную речь учащихся;
-развивать творческие способности;
-привить интерес к чтению дополнительной литературы и публикаций
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Почему так важно и во внеурочной деятельности говорить о формировании Учебных Универсальных Действий, так как овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения.
Формы внеурочной деятельности
Это проектная деятельность, экскурсии, музейные и библиотечные уроки, образовательная (информатика, развитие познавательных способностей-логика ), спортивно- оздоровительная (ОФП и подвижные игры)
1. Проектная деятельность.
В 1 классе, изучив по математике раздел »Нумерация чисел от 1 до 10 (знакомство с числами), детям было предложено сделать проект про своё любимое число.
Проект назывался « Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках.»
Работать можно было по одному, в парах, в группах ; надо было определить как работать,
Распределить, кто будет собирать информацию, кто будет выполнять рисунки, оформлять.
Какие же УУД мы здесь формируем?
• Развитие познавательных интересов, учебных познавательных мотивов
(Познавательные УУД )
• Развитие доброжелательности, доверия , готовности к сотрудничеству (Коммуникативные УУД )
• Составление плана и последовательности действий
• ( Регулятивные УУД )
• Поиск необходимой информации , сопоставление и отбор этой информации , полученной из разных источников (словарей, энциклопедий,электронных дисков,сети Интернет )
((Познавательные УУД )
• Развитие толерантности ( Личностные УУД )
2. Экскурсии
Пройдя темы по окружающему миру: «Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк ?», мы побывали на экскурсии в самом настоящем зоопарке.
Тема « Зачем строят самолёты? Почему в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?», мы съездили на экскурсию в аэропорт. И т. д.
3. ОФП и подвижные игры
4. Развитие познавательных способностей (логика )
Мозговая гимнастика (упражнения стимулируют мыслительные процессы )
Хочу вам продемонстрировать задание. Это очень простое математическое задание.
Где мы раньше проверяли предметные знания .
Но так как сейчас мы уделяем большое внимание формированию УУД, то
это задание, прочитав детям, предлагается выполнить в парах.
( определённое время )
У кого
получилось договориться между собой и вы вместе выполнили это задание ?
-У кого не получилось договориться между собой ? Почему?
-Научились ли вы работать в паре ?
-Кто из вас захочет ещё поработать вместе ?
Какие же УУД мы формируем при выполнении этого задания ?
• Умение выдвинуть гипотезы
• Умение построить логическую цепь рассуждений
( ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД )
• Умение работать сообща для достижения общей цели
• Умение считаться с мнением партнёра,
уважать его мнение
• Умение отстаивать свою точку зрения
( КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД )
А предметные знания формируются через вот эти УУД.
Подводя итог, хочу сказать, что в результате внеурочной деятельности закладывается основа следующих компетенций:
Осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, со сверстниками;
Устанавливать рабочие отношения;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Использовать речь для регуляции своего действия;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.