Урок физики в 9 классе
Тема: Обобщение по теме «Динамика»
Цель: обобщение темы «Динамика» посредством использования компетентностно-ориентированных заданий.
Задачи: формирование надпредметных компетенций: информационной, коммуникативной, самоорганизационной; формирование предметных компетенций: умение применять полученные знания по предмету в различных учебных ситуациях; умение решать текстовые задачи.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Вступление.
Добрый день, дорогие ребята!
Вот подходит к финалу изучение еще одного раздела курса физики 9 класса. Нами сделана смелая попытка проникнуть в тайны причин и особенностей движения. Сегодня мы проводим урок-обобщение по теме «Динамика». Какова же цель сегодняшнего урока? Подготовиться к контрольной работе.
Подумайте и скажите, что вам необходимо для того, чтобы успешно справиться с контрольной работой?
1. Знание терминов, формулировок, определений – вспомним в процессе выступления групп.
2. Знание формул, законов – перед вами лежит желтый лист с таблицей, в которую вы в течение урока будете вносить соответствующие формулы.
3. Применение законов, формул – в течение урока вам будет предложено несколько блоков заданий по четырем темам. Эти задания напечатаны на белом листе, пока отложите его в сторону.
Перед любой ответственной работой встает острый вопрос: «Готов ли я к контрольной работе?». Возьмите в руки красные листы и заполните их: фамилия, имя, оценки в первой колонке.
Фамилия, имя ___________________________________________________ Оцени свою подготовку к контрольной работе по пятибалльной шкале
Этот лист надо сдать в конце урока.
|
Повторим физические величины и законы. Внимание на слайд.
Переходим к выступлению групп. Во время выступлений заполняйте желтый лист.
Задача групп: сгруппировать изученный материал, выделить главное, расставить акценты, привести примеры характерных задач.
Физические законы |
Формулы |
Дополнительные формулы |
Первый закон Ньютона |
|
|
Второй закон Ньютона |
|
|
Третий закон Ньютона |
|
|
Свободное падение |
|
|
Движение вертикально вверх
|
|
|
Закон всемирного тяготения |
|
|
Ускорение свободного падения |
|
|
Центростремительное ускорение |
|
|
Центростремительная сила |
|
|
Скорость ИСЗ
|
|
|
Сила тяжести
|
|
|
Сила упругости
|
|
|
Вес тела
|
|
|
Сила реакции опоры |
|
|
Сила трения
|
|
|
Откройте рабочие тетради, запишите тему урока.
ГРУППА 1. Законы Ньютона.
Первый закон Ньютона – анимация со звуком (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/95dba967-f772-4c72-b72d-0a156d139546/42.swf)
Второй закон Ньютона – картинка. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1e15840d-b62b-4489-a818-04bc3135735f/9_202.swf)
Задача на слайде.
С каким ускорением будет всплывать находящийся под водой мяч массой 0,5 кг, если действующая на него сила Архимеда равна 10 Н, а средняя сила сопротивления движению – 2 Н?
Третий закон Ньютона - анимация на слайде. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8669e88f-c49c-41fc-9495-75ea9a9bb856/9_219.swf)
Устная задача. Шар массой 1 кг столкнулся с неподвижным шаром неизвестной массы. В результате взаимодействия шары получили ускорения 2 м/с2и 4 м/с2. Определите массу второго шара.
Первый блок тестовых заданий.
Возьмите в руки белые листочки с тестами, отметьте на них правильные ответы и передайте соседу по парте для проверки (ключи на экране). Количество верных ответов запишите на красных листочках соседа в соответствующую графу («Законы Ньютона»).
Вариант 1. |
Вариант2. |
Законы Ньютона. 1.Движение тела массой 600 г под действием силы 1,2 Н будет… А. равномерным со скоростью 2 м/с Б. равноускоренным с ускорением 0,72 м/с2 В. равноускоренным с ускорением 2 м/с2 Г. Тело будет покоиться. 2. Две тележки массами 450 г и 150 г столкнулись. В результате столкновения первая тележка получила ускорение 0, 3 м/с2. Чему равно ускорение второй тележки? А. 0,9 м/с2. Б. 0,1 м/с2. В. 3 м/с2. 3. Определите массу тела, которому сила 2,7 Н сообщает ускорение 0,3 м/с2? А. 9 кг. Б. 0,81 кг. В. 0,11 кг. 4. Сила 10 Н сообщает телу ускорение 5 м/с2. Рассчитайте ускорение этого тела под действием силы 14 Н. А. 28 м/с2. Б. 7 м/с2. В. 0,7 м/с2. |
Законы Ньютона. 1.Как будет двигаться тело массой 300 г под действием силы 3 Н? А. Равномерно со скоростью 10 м/с Б. Равноускоренно с ускорением 10 м/с2 В. Равноускоренно с ускорением 0,01 м/с2 Г. Будет покоиться. 2. Шар массой 60 кг столкнулся с другим шаром. В результате первый шар получил ускорение 1 м/с2, а второй – 3 м/с2. Чему равна масса второго шара? А. 180 кг. Б. 120 кг. В. 20 кг. 3. Какова масса тела, которому сила 1,5 Н сообщает ускорение 2 м/с2? А. 3 кг. Б. 0,75 кг. В. 0,5 кг. 4. Сила 10 Н сообщает телу ускорение 2 м/с2. Какая сила сообщит этому телу ускорение 3 м/с2?А. 5 Н. Б. 15 Н. В. 30 Н. |
ГРУППА 2. Движение по вертикали. (презентация)
Устные задачи.
1. С какой начальной скоростью брошено вертикально вверх тело, если оно достигло верхней точки через 3 с? (30 м/с)
2. Сколько времени находилось в полете свободно падающее тело, если в момент удара о землю оно имело скорость 15 м/с. (1,5 с)
Второй блок тестовых заданий.
Движение по вертикали. 1. Какой скоростью будет обладать свободно падающее тело через 7 с после начала падения?А. 70 м/с . Б. 35 м/с. В. 20 м/с. Г. 25 м/с. 2. Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью 20 м/с. Через какое время тело достигнет максимальной высоты? А. 1 с. Б 1,5 с. В. 2 с. Г. 2,5 с. 3. По условию предыдущей задачи определите высоту подъема тела. А. 80 м. Б. 40 м. В. 20 м. |
Движение по вертикали. 1. Какой скоростью будет обладать свободно падающее тело через 2,5 с после начала падения?А. 10 м/с . Б. 15 м/с. В. 20 м/с. Г. 25 м/с. 2. Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью 40 м/с. Через какое время тело достигнет максимальной высоты? А. 3 с. Б 3,5 с. В. 4 с. Г. 4,5 с. 3. По условию предыдущей задачи определите высоту подъема тела. А. 40 м. Б. 80 м. В. 120 м. |
Проверка, внесение количества правильных ответов в красный листочек.
ГРУППА 3. Всемирное тяготение. Движение по окружности. ИСЗ.
Третий блок тестовых заданий.
Движение по окружности. Законы гравитации. 1. Самолет движется по дуге окружности радиусом 400 м с постоянной по модулю скоростью 100 м/с. Чему равно центростремительное ускорение самолета? А. 4 м/с2. Б. 0,4 м/с2. В. 25 м/с2. 2. Как изменится сила притяжения между телами, если массу одного увеличить в 2 раза, а другого – уменьшить в 2 раза? А. Не изменится. Б. Увеличится в 2 раза. В. Уменьшится в 4 раза. Г. Увеличится в 4 раза. 3. Как изменится ускорение свободного падения на высоте, равной радиусу Земли? А. Уменьшится в 4 раза. Б. Увеличится в 4 раза. В. Уменьшится в 2 раза. Г. Увеличится в 2 раза. |
Движение по окружности. Законы гравитации. 1. Автомобиль движется на повороте по круговой траектории радиусом 50 м с постоянной по модулю скоростью 10 м/с. Чему равно центростремительное ускорение автомобиля?А. 2 м/с2. Б. 5 м/с2. В. 500 м/с2. 2. Как изменится сила притяжения между телами, если массу каждого увеличить в 2 раза? А. Не изменится. Б. Увеличится в 2 раза. В. Уменьшится в 2 раза. Г. Увеличится в 4 раза. 3. Как изменится ускорение g на высоте, равной двум радиусам Земли? А. Уменьшится в 4 раза. Б. Увеличится в 4 раза. В. Уменьшится в 9 раз. Г. Увеличится в 9 раз. |
Проверка, внесение количества правильных ответов в красный листочек.
ГРУППА 4. Силы в природе (сила упругости, вес тела, сила трения).
Задача 1. (сила упругости, типа В) – устное обсуждение.
Задача 2. (вес тела, типа В) – устное обсуждение.
Задача 3. Брусок массой 100 г находится на горизонтальной поверхности. Какую горизонтальную силу надо приложить к бруску, чтобы от мог двигаться с ускорением 2 м/с2? Коэффициент трения 0,1.
Четвертый блок тестовых заданий.
Силы. 1. Чему равна сила упругости, возникающая в пружине жесткостью 0,5 кН/м, при ее растяжении на 6 см?А. 30 Н. Б. 3 Н. В. 1,2 Н. 2. Ракета с человеком стартует с ускорением 50 м/с2. Чему в этом случае равен вес человека массой 70 кг?А. 700 Н. Б. 4,2 кН. В. 2,8 кН. 3. Тело массой 250 г движется равномерно по горизонтальной поверхности. Коэффициент трения равен 0,5. Вычислите силу трения. А. 0. Б. 1,25 Н. В. 2 Н. Г. 750 Н |
Силы. 1.Чему равна сила упругости, возникающая в растянутой на 2 мм леске, если ее жесткость 10 кН/м?А. 2 Н. Б. 20 Н. В. 200 Н. 2. Лифт с человеком движется вниз с ускорением 1 м/с2. Чему в этом случае равен вес человека массой 60 кг? А. 540 Н. Б. 660 Н. В. 600 Н. 3. Тело массой 800 г движется равномерно по горизонтальной поверхности. Коэффициент трения равен 0,4. Вычислите силу трения. А. 0. Б. 1,6 Н. В. 3,2 Н. |
Проверка, внесение количества правильных ответов в красный листочек.
Обсуждение.
Отметьте на красном листочке вашу готовность к контрольной работе в конце урока. На обратной стороне напишите две фамилии: самого активного участника вашей группы и ученика, чье выступление вам наиболее понравилось, было понятным и запоминающимся. Сдайте красные листочки. Желтые листочки помогут вам при подготовке к контрольной работе. Они должны выглядеть примерно вот так:
Физические величины |
Формулы |
Дополнительные формулы |
Первый закон Ньютона |
Если F1 + F2 + … = 0, то a = 0 |
|
Второй закон Ньютона |
F = ma |
|
Третий закон Ньютона |
F1=- F2 |
|
Свободное падение |
υ =gt
|
|
Движение вертикально вверх |
υ= υ0–gt |
|
Закон всемирного тяготения |
|
|
Ускорение свободного падения |
|
|
Центростремительное ускорение |
|
;; |
Центростремительная сила |
|
|
Скорость ИСЗ |
|
|
Сила тяжести |
Fт = mg |
|
Сила упругости |
Fупр=kx |
|
Вес тела |
P = mg, если a=0 P = m(g+a), если a↑ P = m(g-a), если a↓ |
|
Сила реакции опоры |
N |
N = mg |
Сила трения |
Fтр=µN |
|
Поменяйтесь тестами, решите дома задания другого варианта.
Понравилось ли вам выполнять подобного рода задания? Что было наиболее интересным, трудным? Эффективен ли данный способ подготовки к контрольной работе?
Ответы на тесты.
Законы Ньютона. |
|
1В |
1Б |
2А |
2В |
3А |
3Б |
4Б |
4Б |
Движение по вертикали. |
|
1А |
1Г |
2В |
2В |
3В |
3Б |
Движение по окружности. Законы гравитации. |
|
1В |
1А |
2А |
2Г |
3А |
3В |
Силы. |
|
1А |
1Б |
2Б |
2А |
3Б |
3В |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.