Конспект открытого
урока по физике
в 8 классе
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Тепловые явления»
Учитель : Ходыкина С.В.
Дата:__________________
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цель урока:
повторение, обобщение и углубление материала, развитие познавательных и творческих способностей, проверить умения и навыки при решении задач, продолжить развитие творчества учащихся, показать на практике какое значение имеют тепловые явления в жизни человека.
Задачи урока:
· Образовательная: повторение и обобщение знаний по теме «Тепловые явления», проверить усвоение учащимися знаний.
· Развивающая: развитие умения коллективной работы в сочетании с индивидуальной; развитие чувства товарищества и взаимовыручки.
· Воспитательная: воспитание аккуратности, усидчивости, дисциплинированности.
Оборудование: компьютерная презентация, разновесы, лабораторные весы, мензурка, термометр, стакан с водой, таблетка сухого спирта, психрометр, бланки ответов для учащихся, карточки с заданиями.
1. Организационный момент. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Встанем и поприветствуем гостей. На уроке мы с вами должны повторить изученный материал по теме «Тепловые явления», повторим основные физические понятия, законы по данной теме, проведем практическую работу.
2. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1.Вспомните определение , что называют внутренней энергией?
2.Вспомните основные способы изменения внутренней энергии.
3.Что такое теплопередача, её виды.
4.Что такое теплопроводность, её особенности.
5.Вспомните, какие тела хорошо, а какие плохо проводят тепло.
5.1Теплопроводность вокруг нас. Давайте ответим на вопросы
Почему в одинаковых условиях металл на морозе кажется холоднее дерева и горячее – при нагреве?
Почему в одинаковых условиях металл на морозе кажется холоднее дерева и горячее – при нагреве?
В какой обуви больше мёрзнут ноги зимой: в просторной или тесной? Объясните.
В каком из двух одинаковых чайников скорее нагреется вода: в новом или старом, на стенках которого имеется накипь?
Почему агроном дал указание полить вечером огородные культуры, когда по радио передали сообщение о том, что ночью будут заморозки
6. Что такое конвекция? Приведите примеры.
7. Что такое излучение? Какова роль излучения для жизни на земле?
8. Количество теплоты: как обозначается, в чём измеряется. Как производится расчёт количества теплоты при нагревании и охлаждении тел.
9. Объясните физический смысл удельной теплоемкости. Почему в нашем поселке, редко бывают заморозки весной, а зимой вам реже отменяют занятия из-за низкой температуры воздуха?
С помощью магнитных карточек получите формулы для вычисления:
Количества теплоты, необходимого для нагревания, или выделяющегося при охлаждении.
10. От
каких величин зависит количество теплоты? (Ответ: массы тела, рода
вещества, изменения температуры)
11. Какой процесс называется плавлением? (Ответ: Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое, называют плавление)
12. В каких средах наблюдается теплопроводность ... (Ответ: тв. телах, жидкостях, газах)
13. От чего зависит температура тела? (Ответ: скорости движения молекул)
14. Что называется количеством теплоты? (Ответ: Энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче, называют количество теплоты)
15. Какой процесс называется кипением? (Ответ: Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара при определенной температуре, называют кипение)
16. Что происходит с внутренней энергией при понижении температуры? (Ответ: При понижении температуры тела внутренняя энергия этого тела ... уменьшается)
17. Единица измерения количества теплоты, которую так боятся леди, сидящие на диете ...(Ответ: калория)
18. Какой процесс называется конденсацией? (Ответ: Переход вещества из газообразного состояния в жидкое, называют... конденсация)
3. Практическая работа по теме:
Молодцы! А теперь перейдем к решению расчетных задач.
Но для решения задачи необходимо провести некоторые измерения. На столе лежат все необходимые для этого приборы. Но чтоб начать работу мы должны вспомнить правило ТБ.
Задача № 1
Определить удельную теплоемкость металла, если для изменения температуры от 20 до 240С у бруска массой 100г, сделанного из этого металла, внутренняя энергия увеличивается на 152 Дж.
Дано: СИ Решение:
t1= 200С Q = с*m*(t2 – t1)
t2= 240C
Q= 152 Дж Q
m= 100г = 0,1 кг с = -------------; (с) = 1Дж / кг 0С
_________ m (t2 – t1)
с - ?
с = __152____ = 380 Дж/кг*0С
0,1 (24 – 20)
Ответ: с = 380 Дж/кг*0С
Задача № 2
Сколько нужно сжечь каменного угля, чтобы выделилось 1,5 *105 Дж энергии?
Дано: СИ Решение:
Q = q*m
Q= 1,5*105 Дж Q
q = 30*106 Дж/кг m = -----; (m) = Дж / кг;
________________ q
m - ? 1,5*105
m = ----------- = 5 кг
30*106
Ответ: m = 5 кг
Задача № 3
Сколько спирта нужно сжечь для того, чтобы нагреть 100г воды, взятой при температуре 200С, и испарить ее. Внешними потерями энергии пренебречь.
Учитель: эту задачу мы решим обычным способом и еще экспериментально и сравним полученные результаты.
Дано: СИ Решение:
mв= 100г = 0,1кг Qсп = Qв
t1= 200С Qсп = q*mсп ; Qв= с*mв*(t2 – t1) + r*mв
t2= 1000C
св= 4200 Дж/кг*0С q*mсп = с*mв*(t2 – t1) + r*mв
rв= 2,3*106 Дж/кг
qсп = 29*106Дж/кг с*mв*(t2 – t1) + r*mв Дж/кг0С*кг*0С+Дж/кг*кг
______________ mсп = --------------------------- ; (mсп) = -------------------------------- mсп - ? q Дж/кг
4200*0,1*80 + 2,3*106*0,1
mсп =-------------------------------------- = 0,009 кг = 9 г
29*106
Ответ: mсп = 9г.
ВАРИАНТ
4.Физпауза.
Первое упражнение. Встали ровно, выпрямись и с помощью рук покажем конвекцию в жидкостях. Тёплая вода поднимается…Холодная вода опускается… Подышали.
Второе упражнение. Поставили руки на талию и представили что ваши плечи чашечки весов, покажем измерение массы тела на рычажных весах. На левую чашечку положили тело... На правую чашечку положили большую гирьку – много!.. Убрали… Положили меньшую гирьку – мало, добавили следующую – много!... Убрали… Ещё – много и т. д.
Третье упражнение. Опустите руки и сомкните пальцы. Представьте, что сомкнутые пальцы - столбик ртути в термометре. Покажем нагревание… Теплее, теплее, ещё теплее, очень жарко, прохладней, прохладней, ещё прохладней, совсем холодно… Хорошо!
Четвёртое упражнение. Развели руки в стороны на уровне груди и сжали кулачки – это молекулы твёрдого тела, покажем, как они движутся, оставаясь фактически на своих местах… А теперь от меня пошло тепло, покажем теплопроводность. И ещё и ещё…
Пятое упражнение. Согнули руки в локтях, можете использовать их как исходящие от вас лучи, излучайте энергию (улыбайтесь) во все стороны, всем окружающим.
Спасибо садитесь.
5.Работа по заданиям ОГЭ
(за решение каждой задачи на желтой карточке – 3 балла, на зеленой – 4 балла, на красной – 5 баллов)
І ВАРИАНТ
ІІ ВАРИАНТ
Ответы
Карточка |
Вариант |
|
І |
ІІ |
|
Желтая |
2,7·104Дж |
3,64·106 Дж |
Зеленая |
5,27·106Дж |
1,53 ·106Дж |
Красная |
55 С |
11 г |
6.Итог урока. Вот и подошёл к концу наш урок. Каждый из вас в чём-то проявил себя. Каждый получит оценку. Сдайте ваши карточки физического диктанта листки самооценки.
Давайте подведём итог урока, ответив на следующие вопросы:
1. Какому закону подчиняются все явления природы, в том числе и тепловые?
2.Сформулируйте закон сохранения энергии.
3.Что дает нам знание закона сохранения энергии в жизни?
4.Где нам это пригодиться?
7.Домашнее задание
В течение недели подготовить сообщения на темы: а) «Тепловые явления в
природе»; б) «Тепловые двигатели»; в) «Альтернативные источники энергии».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.